Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 61 2002

Степан Эрьзя и Максим Горький

 

Из альбомов Е.П.Иванова

 

В РГАЛИ существует архивный фонд журналиста, этнографа и театрального деятеля Евгения Платоновича Иванова (1884–1967), автора известной книги «Меткое московское слово». Перед революцией Иванов редактировал журнал «Театр в карикатурах», поддерживал дружеские связи со многими литераторами и представителями театрального мира, среди которых были А.И. Куприн, А.С.Грин, А.П.Каменский, Л.И.Андрусон, А.М.Пазухин, небезызвестный Граф Амори (И.П.Рапгоф) и др. Родственницей Иванову со стороны матери приходилась Аполлинария Суслова, женщина, чье имя в истории русской литературы связано с именами Федора Достоевского и Василия Розанова. О ней и ее сестре Надежде Евгванов написал небольшие воспоминания «Дочери крестьянина Прокопия Суслова», сохранившиеся в фонде Н.С.Ашукина (РГАЛИ. Ф. 1890. Оп. 1. Ед. хр. 84).

Интересны альбомы, которые Иванов оформлял в виде затейливых коллажей, вклеивая туда самые разнообразные рукописные и печатные материалы, фотографии, рисунки, денежные ассигнации и т. п. Например — «Вечное. Роман с готовыми иллюстрациями». Среди создателей (слово «авторы» здесь не вполне уместно), кроме Иванова, бывшего вдохновителем предприятия — П.А.Алякринский, Д.Д.Бурлюк, Е.И.Вашков, А.С.Грин, Н.П.Смирнов-Сокольский. Эта пародия на бульварный роман создавалась в течение двух лет, с 1915 по 1917 гг., напластованиями одного экспромта на другой. В романе-альбоме причудливо объединены автографы, машинопись, рисунки, фотографии, а также открытки, вырезки из газет и журналов, афиши, этикетки, конфетные фантики. Коллаж составляют не только приклеенные куски ткани, но даже монеты и граммофонная пластинка — совсем в духе авангардной живописи 1910-х гг., когда художники дополняли свои полотна реальными «фрагментами быта».

После революции Е.П.Иванов организовал при созданном тогда (просуществовал недолго) Профессиональном союзе артистов сцены и арены «Кафе Союза», по типу возникших в то же время «Кафе поэтов», «Домино» и др. С эстрады читались стихи, показывались сценические миниатюры, танцевальные номера, в зале — чай с сахарином, скромное меню времени военного коммунизма. В заведенном Ивановым альбоме отразился первый год существования кафе. Среди вкленных автографов находится и короткое письмо (скорее, записка) Максима Горького сотруднику Народного комиссариата внешней торговли М.Г.Григорьеву.

Сейчас уже вряд ли возможно установить, каким образом эта записка попала в руки коллекционера автографов Е.П.Иванова, но он поместил ее в альбом и таким образом сберег для потомков. Записка касается известного скульптора С.Д.Эрьзи (в конце записки Горький называет специально для Григорьева его имя-отчество — «Степан Дмитриевич») и написана, судя по датировке вклеенной рядом газетной вырезки, в середине октября 1920 г. Записка учтена (по фотокопии, хранящейся в Архиве Горького) в «Летописи жизни и творчества А.М.Горького» (Вып. 3. М., 1959. С. 250), но текст ее публикуется впервые (РГАЛИ. Ф.224. Ед.хр.4. Л.759), добавляет новый, мелкий, но не лишний штрих к биографиям Горького и Эрьзи, свидетельствуя об их личном знакомстве.

«Наше наследие» уже рассказывало о судьбе этого замечательного скульптора (см.: Шатских А. Степан Эрьзя. Триумф и трагедия // Наше наследие. 1991. №5 (23). С.39-46).

Эрьзя приехал в Москву из Екатеринбурга. Там он преподавал в собственной художественной школе и создал к тому времени мраморный бюст Карла Маркса, обелиск Свободы, монумент «Великому кузнецу мира», многофигурные композиции «Уральские коммунисты» и «Парижские коммунары», фигуру «Народный трибун», задумал памятник В.И.Ленину, высеченный в естественной скале, — и одновременно продолжал создавать скульптуры на библейские темы, к которым обратился еще до революции, во время своего пребывания в Италии. Его «нелады» с Наркомпросом и недостаточное внимание к его оригинальному творчеству, привели скульптора несколько лет спустя к эмиграции в Южную Америку, где он много и плодотворно работал. На родину Эрьзя вернулся только после Великой Отечественной войны.

 

* * *

 

Михаилу Григорьевичу Григорьеву

Экспортный отдел

 

Дорогой Михаил Григорьевич!

Пожалуйста примите известного скульптора Эрьзю и поговорите с ним, — мне кажется, что он мог бы сделать кое-что полезное для Внешторга. С Компросом у него не лады1.

 

А.Пешков

 

Степан Дмитриевич.

 

 

1 Так в тексте (прим. публ.).

Степан Эрьзя. Портрет работы С.В.Малютина. 1925

Степан Эрьзя. Портрет работы С.В.Малютина. 1925

Письмо М.Горького М.Г.Григорьеву. Октябрь 1920

Письмо М.Горького М.Г.Григорьеву. Октябрь 1920

П.А.Алякринский, Д.Д.Бурлюк, Е.И.Вашков, А.С.Грин, Е.П.Иванов, Н.П.Смирнов-Сокольский и др. «Вечное. Роман с готовыми иллюстрациями». Пародия на бульварную литературу. 1915–1917. (Ф.224. Оп.1. Ед.хр.6. Л.253). Автографы, вырезки из газет, куски ткани, афиши, рисунки, монеты, фотографии, этикетки, граммофонная пластинка и др.

П.А.Алякринский, Д.Д.Бурлюк, Е.И.Вашков, А.С.Грин, Е.П.Иванов, Н.П.Смирнов-Сокольский и др. «Вечное. Роман с готовыми иллюстрациями». Пародия на бульварную литературу. 1915–1917. (Ф.224. Оп.1. Ед.хр.6. Л.253). Автографы, вырезки из газет, куски ткани, афиши, рисунки, монеты, фотографии, этикетки, граммофонная пластинка и др.

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru