Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 59-60 2001

Сергей Любимцев

 

Русский музей в Строгановском дворце: проблемы будущей экспозиции

 

Судьба Строгановского дворца после 1917 года была одной из самых драматичных.

В 1918 году дворец был национализирован и вскоре передан Государственному Эрмитажу в качестве его филиала. Но уже в конце 1920-х годов СНК РСФСР принимает решение о передаче дворца Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина. Всего за один год дворец был буквально разорён. Несмотря на протесты наркома просвещения А.В.Луначарского безжалостно разрушаются уникальные коллекции европейского искусства, монет и минералов, собрание редких книг. Часть вещей попала в различные музеи, часть пропала бесследно, многое пошло в распродажу через «Антиквариат», «Ленгосторг» и «Госфонд». В мае 1931 года в Берлине прошел Строгановский аукцион, на котором распродавались 108 картин западноевропейских мастеров (включая полотна Рубенса, Ван Дейка, Кранаха, Джованни Беллини, Пуссена, Лоррена, Юбера Робера), мебель, скульптура, иконы, фарфор, вазы, часы, осветительная арматура. Так трагически завершилась блестящая эпоха Строгановского «палаццо».

Опустошенный дворец был густо заселен ботаниками и селекционерами, в нём разместилось аспирантское общежитие, квартиры для «красных директоров». А сразу после Великой Отечественной войны здесь обосновался секретный проектный институт, двери дворца оказались закрыты не только для посетителей, но и для Инспекции по охране памятников.

Длительная эпопея расселения арендаторов, длившаяся пятнадцать лет, началась с принятого в 1975 году постановления Ленгорисполкома «О восстановлении Строгановского дворца с организацией в нем филиала Государственного Русского музея». Лишь в начале 1990-х создаются условия для работ по ликвидации последствий пребывания арендаторов и обследованию архитектуры дворца.

Это был настоящий культурный шок: послевоенное поколение реставраторов фактически впервые увидело Строгановский дворец изнутри. Картина была удручающая: в результате неоднократных перепланировок парадные интерьеры оказались в обезображенном и искаженном виде. Начинать работы во дворце пришлось с разрушения многочисленных бытовых наслоений времени и «конторского» обустройства. Вслед за расчисткой встали вопросы концепции восстановления и создания проекта будущей экспозиции.

Концепция реставраторских работ, принятая совместноУченым советом Русского музея, Ученым советом института «Ленпроектреставрация» при участии ведущих специалистов УГИОП и Союза архитекторов предусматривает максимальное сохранение всех архитектурных слоев дворца по принципу их музеефикации. На первом этапе по линии набережной Мойки восстановлены два интерьера начала XVIII века, которые прежде являлись частью жилого каменного дома, построенного по «образцовому» проекту Д.Трезини. Выявленные фрагменты декора, принадлежавшего раннему дому и оказавшегося впоследствии скрытым под слоем поздней отделки, станут самостоятельными экспонатами интерьера «Зала с рельефами путти».

В настоящее время уже проводитсятематическая экскурсия по истории строительства дворца, в её основе историческая «интрига» напластований стилей — от раннего «образцового дома» Петровской эпохи, через подлинные фрагменты архитектуры Растрелли к великолепным образцам классицизма в интерьерах Воронихина и Садовникова, завершающихся примерами поздней петербургской эклектики архитекторов Боссе и Месмахера.

Невозможность вернуть Строгановскому дворцу его исторически точный бытовой облик на какой-то определённый период повлекла за собой необходимость поиска компромиссных решений.

В качестве главного экспоната в системе экспозиции Русского музея должен быть сам дворец, уникальный памятник архитектуры. Произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из фондов музея будут тактично следовать стилистике и духу архитектуры и интерьеров. Так, в нишах Углового зала будут помещены скульптуры, как и было предусмотрено замыслом Воронихина, хотя их происхождение не связано с коллекцией Строгановых. В зале Юбера Робера предполагается экспонировать живопись Матвеева, либо Бельского, поскольку «собственные» картины дворца перешли в собрание Эрмитажа.

Наиболее сложной и спорной является проблема экспозиционного решения Картинной галереи. Строгановы обладали одной из лучших частных коллекций западноевропейской живописи, которая в значительной мере затмила другие виды их собирательской деятельности. Галерея стала не только жемчужиной парадных покоев дворца, но благодаря огромной мемуарной и исторической литературе стала именем собственным, обозначающим уникальное художественно-историческое явление. В процессе обсуждения этой проблемы возникла, например, идея развесить рамы с этикетками несуществующих картин — сделать своего рода мемориальную инсталляцию. Окончательное решение пока не принято.

Наряду с архитектурной и художественной линиями будущей экспозиции предполагаются и объекты репрезентативно-дидактического характера. Это инсценировки с помощью восковых фигур исторических эпизодов из жизни владельцев дворца. Для посетителя, попадающего в ситуацию параллельных экспозиций подлинной архитектуры и коллекций русского искусства, происхождение которых в основной массе не относится к Строгановскому дворцу, цезуры в виде восковых инсталляций позволят получить дополнительную информацию и активизировать воображение. Например, история постройки дворца могла бы быть представлена возле группы восковых персон «Граф Растрелли представляет проект будущего дома барону С.Г.Строганову».

Архитектура и история Строгановского дворца создают основание для формирования особого типа экспозиции, обладающей уникальными возможностями, удовлетворяющей интересы как профессиональных историков архитектуры, так и рядовых посетителей музея. Реализацию проекта экспозиции сдерживает лишь отсутствие финансирования.

Строгановский дворец. Центральная часть фасада по Невскому проспекту. Архитектор Ф.Растрелли. 1755—1756

Строгановский дворец. Центральная часть фасада по Невскому проспекту. Архитектор Ф.Растрелли. 1755—1756

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru