Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 59-60 2001

К 300-летию С.-Петербурга

 

Пространство Русского музея

 

Граф А.С.Строганов: просвещенная любовь к отечеству

 

Сергей Кузнецов

 

Вольный каменщик Петрополя

 

«Человек действительно одушевленный любовью к добру, делает добро во все часы своей жизни, хотя бы оставался одинок, и хотя часто бывает, что о нем вовсе не знают; никакие человеческие учреждения не могут ни ослабить, ни подкрепить в его характере этой благословенной наклонности»

Граф А.С.Строганов

 

«Это он! точно он! <…> Эта прекрасная картина Варника возбуждает в моей памяти тысячу горестных и сладких воспоминаний! Она живо представляет лице покойного графа, сего просвещенного покровителя и друга наук и художеств, вельможу, которого мы будем всегда оплакивать, как дети — нежного и попечительного отца. Полезные советы, лестное одобрение знатока, редкое добродушие, истинный признак великой и прекрасной души, желание быть полезным каждому из нас, пламенная, но просвещенная любовь к отечеству, любовь ко всему, что может возвысить его славу и сияние: вот чем отличался почтенный президент нашей Академии, вот что мы будем вспоминать со слезами вечной признательности и что искусная кисть г.Варника столь живо напоминает всем академикам, которые имели счастие пользоваться покровительством любезнейшего и добрейшего из людей. Черты, незабвенные черты нашего мецената будут нам всегда драгоценны!».

 

Эти возвышенные и проникновенные слова К.Н.Батюшкова в его знаменитой «Прогулке в Академию художеств»1о портрете А.С.Строганова работы А.Варнека. Портрет был экспонирован на академической выставке 1814 года, три года спустя после смерти А.С. Строганова.

Граф Александр Сергеевич Строганов (17331811) — наиболее яркий представитель рода Строгановых, стоящего в ряду выдающихся династий российских меценатов XVIII XIX столетий — Вoрoнцoвых, Шувaлoвых, Шeрeмeтeвых, Юсупoвых, Рaзумoвских.

Разнообразная просветительская, коллекционерская и благотворительная деятельность рoда Стрoгaнoвыx пo свoeму знaчeнию для русскoй культуры, по рaзмaxу и рaзнooбрaзию, по вкладу в архитектуру и искусство зaнимaeт исключитeльнoe мeстo. Мы можем говорить о строгановском Петербурге как особом градостроительном явлении северной столицы, строгановские сады и усадьбы занимали особое место в культурном ландшафте России. Строгановская художественная коллекция лежит в основе российского музейного дела.

Но вернемся к портрету А.С.Строганова.

Если вдуматься в смысл изображенного на портрете, то слова «просвещенная любовь к отечеству, любовь ко всему, что может возвысить его славу и сияние» — не просто риторическая фигура знаменитого поэта, а изложение словами того, что представлено живописно.

Трудно сказать, кто заказал это произведение и с какой целью. Но только на первый взгляд это обычный, хотя для своего времени несколько уже и старомодный репрезентативный портрет. Граф Александр Сергеевич Строганов изображен на нем в полный рост и в костюме кавалера ордена святого Андрея Первозванного. Но почему модель окружена какими-то, на первый взгляд, малопонятными деталями? Что это за античного вида бюст представлен в левом углу? Возможно, мы имеем дело с так называемым castrum doloris — посмертным портретом выдающего масона — граф на самом деле энергично работал в многочисленных ложах. Но почему на дальнем плане изображен Казанский собор? И почему это на коленях у графа лежит план Академии художеств? Многое прояснится, если исходить из того, что это портрет-аллегория. Что в этом портрете символически представлен жизненный итог лица, которому он посвящен, его основные начинания и свершения. И гранитное изваяние античного божества, и силуэт Казанского собора, и план Академии художеств в совокупности аллегорически представляют культурное пространство Строгановых, художественный мир, внесенный ими в столицу и усадьбы Российской империи в конце ХVIII — начале XIX столетия. И каждый атрибут этого программного произведения в отдельности — это знак какого-то конкретного деяния.

Справа от Строганова изображен Казанский собор. Это не просто фрагмент современного ему Петербурга. Граф в течение десяти лет руководил стройкой самого обширного на тот момент сооружения православного мира и довел ее до конца, умерев через две недели после освящения храма. Он лишь не успел оставить знак своего участия в грандиозном проекте, и портрет Варнека в какой-то мере восстановил справедливость.

Не случайно перед Строгановым развернутый план Академии художеств. Он, конечно, не строил ее. В 1800 году, то есть одновременно с началом сооружения Казанского собора, он был назначен Павлом I на пост президента Академии и участвовал во всех ее начинаниях на протяжении всей своей жизни. Последующие годы называют «временем Перикла» Академии художеств, имея в виду не только нововведения, которые Александр Сергеевич успешно провел для приращения успехов отечественных художников, но и также то общественное строительство, которое особенно интенсивно велось в те годы. Именно тогда окончательно сложился ансамбль стрелки Васильевского острова с Биржей и Ростральными колоннами на месте прежнего строгановского дома, было перестроено Адмиралтейство, возведены Сальный буян, Горный институт, Императорская Публичная библиотека. Город на Неве превратился в Петрополь.

Наконец, гранитное изваяние античного божества — не просто указание на масонство графа. Изображен единственный уцелевший к настоящему моменту элемент убранства в Строгановском дворце. Он символизирует на портрете сам Строгановский дворец — тот Храм Просвещения и Искусства: его великолепные интерьеры и уникальные коллекции, которые создавал граф в своем доме в течение всей своей жизни.

Эта скульптура и теперь находится в Физическом кабинете, который в начале XIX века был одним из ключевых интерьеров в ансамбле дворца. Там располагалось масонское святилище и, судя по всему, заседала Комиссия по строительству Казанского собора. Есть основание предполагать, что именно посредством этого изваяния осуществлялась для «вольного каменщика» Строганова мистическая связь между его домом и Казанским собором, который он возводил.

Строгановское культурное пространство далеко не исчерпывется тем, что представляют атрибуты на его портрете. На портрете не представлен усадебный мир Строгановых, один из самых масштабных и впечатляющих в истории России.

Задача этой публикации — хотя бы в общих чертах представить строгановское культурное пространство, наиболее важные стороны его художественного наследия в золотой век его существования.

 

1 Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1978. С.91.

Герб Строгановых

Герб Строгановых

Неизвестный художник. Вид Невского проспекта от Полицейского моста. До 1753 года. Холст, масло. ГЭ. Справа, на углу Невского и Мойки, видны дома Сергея Григорьевича Строганова, на месте которых был позднее построен Строгановский дворец

Неизвестный художник. Вид Невского проспекта от Полицейского моста. До 1753 года. Холст, масло. ГЭ. Справа, на углу Невского и Мойки, видны дома Сергея Григорьевича Строганова, на месте которых был позднее построен Строгановский дворец

Неизвестный художник. Дом Строгановых на Стрелке Васильевского острова. Начало XIX века. Гравюра

Неизвестный художник. Дом Строгановых на Стрелке Васильевского острова. Начало XIX века. Гравюра

П.Штелин. Вид дачи гр.А.С.Строганова на Петергофской дороге. 1768. Гравюра

П.Штелин. Вид дачи гр.А.С.Строганова на Петергофской дороге. 1768. Гравюра

А.Варнек. Портрет А.С.Строганова. 1814. Холст, масло. ГРМ

А.Варнек. Портрет А.С.Строганова. 1814. Холст, масло. ГРМ

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru