Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 58 2001

Д.М.Никанорова

 

Вокруг Пушкина: родословные связи русского дворянства

 

В 1983 году при Московском городском отделении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры была организована Комиссия по подготовке выставки «Декабристское движение в памятниках из личных собраний и коллекций».

Выставка приурочивалась к 160-летней годовщине восстания декабристов — к 1985 году.

Основным вкладом в работу комиссии стали собранные А.К.Нарышкиным (одним из наследников декабриста М.М.Нарышкина) сведения о потомках декабристов, проживающих в Москве. Их оказалось около двадцати.

Комиссия обратилась к потомкам с просьбой сообщить все, что им известно об их родственных связях с декабристами. Отклик был обширен, но, к несчастью, чаще всего мало обоснован: откликнувшиеся не приводили убедительных сведений о родстве с теми, потомками которых себя считали. Для уточнения этих сообщений приходилось отыскивать в архивах, музеях, библиотеках родословные декабристов, что оказалось делом достаточно сложным.

До революции 1917 года в Петербурге существовал Департамент Герольдии, в котором сохранялись и по мере надобности за соответствующую плату выдавались сведения о родственных связях отдельных дворянских родов и их гербах. К тому же, начиная с первой половины XIX века и до самой революции, было издано большое количество родословных справочников. Но все они прослеживали родственные связи только по мужской линии, а большинство потомков декабристов носили уже совсем другие фамилии, т.к. были наследниками как раз по женской линии.

Это и привело к необходимости построения так называемых горизонтальных схем, где наряду с мужской наследственностью учитывалось и родство через женщин. Путем кропотливых поисков в рукописных отделах и архивах стало возможным составить схемы, наглядно связывающие отдельные фамилии и, кроме того, выявляющие родство и свойство между ними. Составленные по такому принципу схемы с участием женских родовых связей по инициативе автора данной статьи и при участии других членов Комиссии были вычерчены в большом масштабе и выставлены как в Москве, так и во многих других городах России и Украины. Интерес к этой работе превзошел ожидание ее исполнителей, хотя некоторые специалисты, работающие в области научной генеалогии, сочли эти схемы «ненаучными» именно в силу того, что в них учитывались родственные связи по женской линии. Но зато они дали исключительно содержательные сведения о малоизвестных потомках старинных родов России.

Следует отметить, что и в XIX веке подчас приходилось учитывать родство по женской линии. Так, богатейший вельможа граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов (1790—1868), сын фаворита императрицы Екатерины II, хозяин знаменитого усадебного ансамбля Дубровицы, не имел потомства. В течение многих лет графа считали душевнобольным, учредив над ним опеку, и все эти годы тянулся процесс по его наследству. В конце концов наследство его было присуждено наследникам именно по женскому родству его отца и только от них перешло впоследствии к князьям Голицыным.

Небезынтересным примером результата проделанной работы может служить следующая история. Профессор русского языка одного из высших учебных заведений Дели Александр Владимирович Есаулов писал нам из Индии о том, что его мать княжна Оболенская в родстве с декабристом князем Евгением Петровичем Оболенским, а бабушка -- урожденная Поджио, но точно установить свою родословную ему не удается. Накопленные к тому времени сведения по дворянским родословиям позволили мне разобраться в этой истории и послать Есаулову схему с подробным чертежом его родства. Завязалась переписка, из которой выяснилась сложная история жизни этого человека. Сын одного из последних пажей великой княгини Марии Павловны, бывшего в дальнейшем последним губернатором Одессы, Александр Владимирович ребенком вместе с отцом проделал путь русской эмиграции через Турцию в Европу, где семья обосновалась в Италии. Во время Второй мировой войны Александр Владимирович был переводчиком в войсках немцев. Но после войны вполне благополучно обосновался в Индии, женился на индуске, у них родился сын. Ко времени написания письма он уже был одинок, а сын, по настоянию Александра Владимировича получивший образование в тогдашнем Ленинграде, физик по специальности, успешно работал в Париже. Сын усиленно приглашал уже сильно постаревшего и больного отца к себе. Но Александр Владимирович, оставив все свое обустроенное и обеспеченное пенсией существование, решил вернуться на родину и приехал в Москву, где у него не было никакой родни. Передал в Фонд культуры ценные реликвии, получил российское гражданство и теперь ведет активную переписку с нужными ему архивами и музеями и пишет свои, обещающие быть интересными мемуары.

А в качестве характерного примера принятия желаемого за действительное может служить другая история. Некий следователь-криминалист из Куйбышева обратился к тогдашнему Председателю Верховного Совета СССР А.И.Лукьянову с просьбой переменить ему фамилию на «Анненков», т.к. он является потомком глубоко им чтимого декабриста Александра Ивановича Анненкова. Копия его обращения со схемой родословной была передана мне для экспертизы. Работа в Военно-историческом архиве позволила совершенно точно установить, что автор письма не имеет никакого родства с дворянским родом Анненковых, а является членом семьи уроженца казачьей станицы Журавлевка на Урале и племянником уроженца этой же станицы, известного атамана белоказачьих войск Б.В.Анненкова. Это подтвердилось и при изучении мемуаров внучки декабриста А.И.Анненкова Марии Владимировны Брызгаловой. Рукопись ее воспоминаний привез из Америки Константин Симонов, который во время войны получил от Марии Владимировны не только эти мемуары с подробной родословной, но и очень дорогую для нее и для истории России реликвию — браслет из кандалов декабриста Анненкова, изготовленный на каторге декабристом Н.А.Бестужевым. Симонов передал мемуары в рукописный отдел Литературного музея Москвы, где я их и прочла, а браслет — в Музей революции (ныне — Музей современной истории России), где он и находится.

Что касается атамана Б.В.Анненкова, то, известно, что он запятнал свое имя жестокостью. К сожалению, иногда печатались его фотографии как внука декабриста, что совершенно неверно.

Можно привести еще многие примеры результатов нашей деятельности. Так, когда приближалась юбилейная дата — 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, частным издателем в 1997 году нам было заказано составить альбом родственных связей А.С.Пушкина с отдельными представителями русской культуры. Эта работа лежала в русле наших первоначальных изысканий. Увы, в какой-то момент заказчик-издатель скрылся, не оставив никаких следов. А к этому времени автором настоящей статьи и чертежником-исполнителем Л.П.Тиньковой уже было разработано и выполнено много схем, где подробно прослеживались происхождение и жизненный путь поэта, его предков, потомков и современников. По нашему мнению, работа должна была наглядно показать, как на личность влияет, кроме происхождения, среда, связи внутри ее окружения и время, в котором она реализуется.

Разработанные в подготовленном альбоме схемы родственных связей А.С.Пушкина с некоторыми представителями дворянской культуры — такими, как Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Г.Р.Державин, кн. П.А.Вяземский, А.С.Грибоедов, М.С.Лунин, П.Я.Чаадаев, кн. Е.Р.Воронцова-Дашкова, кн. З.А.Волконская, М.А.Бакунин, Н.Н.Раевский, М.Ф.Орлов и другие (всего 80 лиц), помогают выявить забытых деятелей той эпохи, что важно и для истории отдельных семейств и личностей, и для понимания роли поколений в формировании всего общества.

Мы старались найти не только портреты наших героев, но и воспроизвести максимальное количество фамильных гербов, т.к. они почти не известны современному читателю. Многие фамилии сохранили исторические эмблемы, уходящие в вековую даль, и по своему усмотрению повторяли их на каретах, пуговицах, на предметах обихода — тарелках, ложках и т.д. Для систематизации этих порой произвольных изображений в самом конце XVIII века начинается кодификация русских дворянских гербов. «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» начал издаваться в 1797 году и существовал до самой революции и печатал гербы дворянских фамилий, получивших на это право, утвержденное Департаментом Герольдии. Заготовлено к изданию было около 20 томов, но вышли из печати очень малым тиражом первые десять с черно-белыми рисунками гербов и описанием их раскраски.

Многие дворянские роды вели свое происхождение, как тогда говорили, «из немец». Их гербы можно было, правда, не всегда найти в издании Carl Arvid von KlingsporBaltisehes Wippen-buch”, Стокгольм, 1882.

Все эти тома были доступны для работы в Москве только в Исторической библиотеке, в бывшей Румянцевской, в Библиотеке иностранной литературы и в Отделе редких книг Государственного музея А.С.Пушкина. Но во всех этих хранилищах копировать гербы не разрешалось и приходилось их срисовывать. Заведующая Отделом редких книг Музея А.С.Пушкина Юлия Юльевна Гречихина собственноручно приносила из музейного хранилища тяжелые фолианты и разрешала в своем присутствии копировать гербы из них. Большое спасибо и низкий поклон ей за это! Раскраску гербов для альбома выполнила архитектор по образованию и хорошая художница Татьяна Борисовна Николаи.

Хочется надеяться, что содержание альбома, а это — малоизученная важная составляющая нашей культуры, заинтересует читателей (а может быть, и издателей), и проделанная работа не останется невостребованной.

 

От редакции. Публикуя материал Д.М.Никаноровой о работе над «Альбомом родословных связей русского дворянства с А.С.Пушкиным», редакция «Нашего наследия» надеется организовать спонсорскую поддержку изданию этого поистине уникального многолетнего труда, не имеющего аналогов в пушкинистике и необычайно важного и интересного в познании нашего прошлого.

Герб рода Арсеньевых

Герб рода Арсеньевых

Герб рода Свистуновых

Герб рода Свистуновых

Герб рода Ржевских

Герб рода Ржевских

Герб графов Толстых

Герб графов Толстых

Герб рода Пушкиных

Герб рода Пушкиных

Герб рода Головиных

Герб рода Головиных

Герб рода Чаадаевых

Герб рода Чаадаевых

П.Я.Чаадаев. Литография А.М.Алофа. 1830-е годы

П.Я.Чаадаев. Литография А.М.Алофа. 1830-е годы

Герб родма Лермонтовых

Герб родма Лермонтовых

М.Ю.Лермонтов. Рисунок Д.И.Палена. 1840

М.Ю.Лермонтов. Рисунок Д.И.Палена. 1840

"Дума". Рисунок Л.О.Пастернака. 1891

"Дума". Рисунок Л.О.Пастернака. 1891

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru