Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 54 2000

Галерея журнала «Наше наследие»


Любовь Акимова


Общаясь с античностью


Работы Веры Гараниной, обращенные к одной из вечных сокровищниц мировой культуры – античности, – привлекали внимание неожиданным и ярким ее восприятием. Хранящиеся с юных лет в памяти, знакомые по истории искусства греческие и римские храмы, портики, колоннады, рельефы, статуи, предметы обихода обладают обаянием, притягательной силой для мастеров искусства многих эпох и поколений. Обращение к образцам античности в разные времена находило различные толкования. Всеобъемлемость античной культуры всегда давала возможность создания новых философских, стилистических, эстетических решений «античных» тем.

Для Веры Гараниной – художницы, обладающей большим профессиональным опытом графика, иллюстратора книг, живописца, а также и мастера керамики, обращение к иллюстрированию «Золотого осла» Апулея было органической потребностью выразить свое отношение не только к прославленному литературному памятнику поздней античности, но прежде всего как к любимому с юных лет чтению. В ее работах привлекает прежде всего непосредственно-живое восприятие романа. Ее заботит не стилизация, а создание адекватного тексту изобразительного ряда. Она увлечена самим ходом повествования этого авантюрно-бытового романа со сложными переплетениями сюжетов, смешением бытовых реалий и мистических видений, верой персонажей в предсказания, вещие сны, вхождением в земную жизнь богов, начинающих действовать по законам и привычкам людей.

Художница чутко уловила это увлечение потоком жизни, разнообразием ее проявлений, ее чувственной красотой. Это не значит, однако, что перед нами неуправляемый, беспорядочный ряд эпизодов и впечатлений. Создавалась книга, обладающая четкой конструкцией, соответствующей основе повествования. Соблюдается его ритм, деление на части (главы). Каждой из 11 частей, с замкнутым сюжетом, посвящается полосная иллюстрация, заставка и концовка.

Как самую существенную особенность книжных иллюстраций нужно отметить глубоко прочувствованную стилистику текста, в котором виртуозно синтезированы античные архаизмы, классика и особенности стиля поздней античности с его изысканной красотой, пышностью, смешением простонародно-грубого и отвлеченно-возвышенного. Замечательно, что в иллюстрациях (как и в тексте) так называемая эклектика не уничтожает цельности, оборачивается многоцветием, сияющей красотой, останавливает внимание на множестве занимательных подробностей, на выразительной пластике предметного, растительного и животного мира. Неожиданной и уникальной в области оформления книги оказалась техника исполнения иллюстраций – цветной керамический рельеф.

Вера Гаранина не новичок в керамике, она владеет этой техникой, создавала небольшие декоративные произведения – настенные тарелки, украшения. Что же касается иллюстраций к «Золотому ослу», то можно сказать, что эта техника явилась подлинной находкой.

Традиционной для книги графики было недостаточно для воплощения мира повествования, насыщенного полнокровно чувственной пластикой. Художница ощутила потребность объемного и цветного изображения и поэтому обратилась к рельефу, в котором объем сочетается с определенностью силуэта графики. В процессе работы она скрупулезно изучала особенности исполнения античных рельефов, стремилась освоить секреты передачи многопланового пространства в низком рельефе, синтезирования множества подробностей в гармонию целого. Традиции классических античных рельефов с их характерным ритмическим построением композиции виртуозно использованы ею в однотонных терракотовых пластинах для суперобложки. В них представлено праздничное шествие в честь богини Изиды, воспроизводящее описание этого события в заключительной главе. Кульминация повествования, шумное многоликое действо, в котором вместе с людьми участвуют животные, движутся повозки, и все венчает статуя Изиды, предстает, при всех сложных переплетениях форм и силуэтов, как плавно текущее шествие, как зримое воплощение торжества и праздника жизни.

Можно отметить и почти прямое обращение к античным образцам в ряде сюжетов. Такова, например, пластина «Судилище», своей сдержанной пластикой, аскетическим цветовым решением заставляющая вспомнить античные надгробия.

Иллюстрации, посвященные различным перипетиям странствований героя в ослиной шкуре, так же как и вставным новеллам (Амур и Психея, история Хариты) многокрасочны и многословны. Они привлекают подробной изящной пластикой, светоносностью в характеристике фигур, предметов, элементов (фрагментов) пейзажа, вниманием к особенностям каждого объекта изображения. Бытовые сцены, вмешательство богов в земную жизнь, видения, сны – все предстает как яркий чувственно-прекрасный мир. Такой, сквозь призму литературного памятника, ощущает художница античность. Многообразие ее рельефов завораживает пластической определенностью, изысканной красотой линий, цвета. Ее заставки и концовки – Пегас, ракушки, жертвенная овца, рыба на земле и многие другие, воспринимаются как самостоятельные полудрагоценные изделия, чья значимость не ограничивается ролью элементов книжного оформления.

Общение с работой Веры Гараниной убеждает в том, что смелость в поисках неординарного решения, использование нетрадиционной техники иллюстрирования оправданы как талантом художника, так и вниманием восприимчивого читателя, сумевшего глубоко почувствовать специфику литературного памятника.

Созданные для книги, строго соответствующие ее конструкции и содержанию, керамические произведения художницы вместе с тем обладают самостоятельной эстетической ценностью. Они подтверждают уверенность в непрерывности процесса преемственности культур, постоянного обновления в восприятии непреходящих ценностей античности.

Вероника Гаранина

Вероника Гаранина

Процессия на празднике Изиды. Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс. 1991

Процессия на празднике Изиды. Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс. 1991

Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс, глазурь. 1991

Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс, глазурь. 1991

Луций на берегу. Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс, глазурь. 1991

Луций на берегу. Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс, глазурь. 1991

Новый Афон. Холст, масло. 1996

Новый Афон. Холст, масло. 1996

Цветы на красном фоне. Холст, масло. 1996

Цветы на красном фоне. Холст, масло. 1996

Актеон. Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс, глазурь. 1991

Актеон. Иллюстрация к роману Апулея «Золотой осел». Фаянс, глазурь. 1991

Дом бутафора. Декоративное блюдо. Фаянс, глазурь. 1998

Дом бутафора. Декоративное блюдо. Фаянс, глазурь. 1998

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru