Книжный
знак
Г.Чудаков
Профессия
и призвание
Лаврентьев
Н. Люди уходящего века. Фотографии.
Фотопортреты. Воспоминания / Оформление
А.Н.Лаврентьева, Н.С.Лаврентьева. М.:
Издательство «Грантъ», 1999. 127 с. Тираж
не указан.
Интеллигента,
рожденного Россией, изменить невозможно!
Он всегда будет таким, каков есть, — и
в веке прошлом, девятнадцатом, и в
уходящем двадцатом, и в том, наступление
которого встречает в тревожном ожидании...
Это
в равной степени относится к тем, чьи
имена стали знаковыми в истории
отечественной науки, литературы,
изобразительного искусства, музыки, и
к тем, многим и многим, которые создали
и создают неповторимую культуру,
оставаясь признанными лишь в «узких
кругах», но не менее, чем первые,
заслуживают нашего уважения и
благодарности.
Книга
Николая Лаврентьева «Люди уходящего
века» — рассказ о тех и других и, конечно
же, о самом авторе, талантливом, но
скромнейшем из скромных, отличном
мастере книжной графики и фотографии.
Графика — это его, выпускника
Полиграфического института — профессия.
Фотография — многолетняя влюбленность,
призвание.
Созданные
им портреты, репортажные и жанровые
снимки, все то, что принято обозначать
скучным определением «визуальная
информация», во многих случаях перерастают
в произведения искусства, украшения
выставочных экспозиций. Помещенные в
новой книге после портретов, созданных
классиками фотографии Родченко и
Наппельбаумом, лаврентьевские портреты
не создают диссонанса и выдерживают
невольное сравнение. И.Эренбург,
В.Шкловский, С.Кирсанов, К.Симонов,
А.Твардовский, Д.Лихачев, А.Тарковский,
П.Капица, Б.Окуджава, Э.Неизвестный,
А.Вознесенский, Р.Рождественский,
Б.Ахмадулина, А.Баталов — целая
фотолетопись нашей духовной жизни…
Фотографии
и репродукции книжных работ автора
органично дополняются в книге его
воспоминаниями и размышлениями о
прошлом, «Кадрами из жизни», составляющими
вторую часть книги. Н.Лаврентьев ведет
рассказ по-семейному, как бы в беседе
за чайным столом с близкими друзьями,
ровесниками, с их детьми и внуками.
Просто, без малейшего желания удивить
или ошеломить. Но как глубоко впечатляют
искренность мельчайших подробностей,
правдивость аж каждой запятой авторского
текста…
Сколько
раз, — вспоминает Николай Лаврентьев
о своем детстве, — его сверстникам
преподавали русскую литературу, как
пособие к политграмоте: «Разве в
музыкальной школе ученикам объясняли,
что Бах был служитель культа, Мусоргский
— алкоголик, а Чайковский — монархист?
Нет. Им показывали вечную красоту
гениальной музыки… А тут с первых шагов
приучали к тому, что… Толстой не разглядел
рабочего класса, Тургенев не понял
ущербности дворянства…»
И
далее: «Эти времена будут изучать по
романам Ильфа и Петрова. Только у них
можно понять жизнь, быт, цену денег —
как у Бальзака».
А
вот и институты военных лет: «Нам читал
лекции шекспировед М.М.Морозов… Холод
жуткий. Чернила замерзли. А он нам
рассказывает тайны шекспировского
вопроса — был ли Шекспир. Голос до сих
пор в ушах…»
И
еще: «В.В.Попова (автора учебника по
полиграфии. — Г.Ч.)…
уволили из Полиграфического института.
Он это объяснял так: “Понимаете, ведь
первый книгопечатник, как теперь стало
ясно, — был Иван Федоров! А я, дурак,
написал в своем учебнике, что первый
был Гутенберг…”«
Воспоминаниям
автора в книге предпосланы профессиональные
размышления о его творчестве искусствоведов
Шимона Бойко и Марии Чегодаевой,
художника-графика Владимира Медведева.
Книжная
графика и фотография для Николая
Лаврентьева занятие не только личное,
но и семейное, родовое. Его семья — это
ушедшие в мир иной непревзойденный
Александр Родченко и его супруга,
великолепный художник-график Варвара
Степанова. Благополучно здравствуют
их дочь Варвара Александровна,
унаследовавшая от родителей художественный
талант. И, наконец, их внук Саша, он же —
художник, фотограф, доктор искусствоведения
Александр Лаврентьев. Все они из одной
квартиры, что на Мясницкой, в доме
ВХУТЕМАСа. Право же, стоит ли удивляться
тому, что и книга Николая Лаврентьева
— некий образец «семейного творчества»
и этим вызывает еще больший интерес,
особое уважение к автору.
…Еще
немного, еще чуть-чуть — и все мы, и
сверстники Николая Лаврентьева и Варвары
Родченко, и те, кто значительно моложе,
станем людьми уходящего тысячелетия.
Хорошо, если в архивах столь же влюбленных
в фотографию интеллигентов, как
Н.Лаврентьев, будут также бережно
сохраняться негативы и снимки с нашими
и наших кумиров «уходящими» физиономиями
и далеко не спортивными фигурами. И
пусть энтузиасты продолжат усилия
Лаврентьевых — Родченко и создадут
берущие за душу фотоиздания, фотолетописи,
подобные лаврентьевской.
Давайте
же, Николай Сергеевич, смелее шагнем в
XXI
век, с благодарностью вспоминая и наш
с вами Полиграфический институт, которому
вот-вот исполнится 70 лет, и наш с вами
журнал «Советское фото» — «Фотография»,
всегда охотно публиковавший произведения
представителей всех трех поколений
вашей замечательной семьи.