А.П.Кудрявцев,
Д.О.Швидковский
Европейское
общество культуры в Венеции
В
Венеции полвека назад, в конце мая 1950
года, по инициативе одного из крупнейших
итальянских философов ХХ столетия
Умберто Кампаньоло было создано
Европейское общество культуры. В него
вошли Андре Бретон и Франсуа Мориак,
Марк Шагал и Томас Манн, Жан-Поль Сартр
и Альбер Камю, Норберто Боббио и Карл
Барт — философы, писатели, филологи и
богословы, несколько художников. В
течение прошедших десятилетий среди
членов Общества можно было встретить
имена едва ли не всей культурной элиты
европейского мира, а также и несколько
американцев. Преобладали всегда жители
старой Европы, и, к недовольству
представителей Нового Света, основным
рабочим языком Общества всегда был и
остается французский, что служит своего
рода демонстрацией стойкого европеизма.
Общество
было основано всего через пять лет после
окончания Второй мировой войны и в
момент, когда «холодная война» только
начинала разгораться. Целью основателей
этого объединения интеллигенции было
найти какой-то иной путь развития мира,
с возможно менее острым противостоянием
политических систем и с максимально
сильным стремлением к диалогу. Казалось,
что «люди культуры», как члены Общества
иногда называли себя, да и сама культура
способны сделать мир спокойнее и
счастливее, дать возможность Западу и
Востоку хотя бы мирно выслушать друг
друга. Это было, конечно, утопией, но
такой, которая оказалась способной
помочь практической политической жизни
и повлиять на развитие событий.
В
отношении стран тоталитарного Востока,
Советского Союза в первую очередь,
Общество постоянно проявляло большую
терпимость, чем другие западные
гуманитарные институты, хотя и не
поступалось своими моральными принципами.
При этом его члены отнюдь не были
«левыми», скорее напротив, среди них
можно встретить много вполне «правых».
Однако интеллектуальный уровень
идеологии, созданной основателями
Общества, которую У.Кампаньоло назвал
«политикой культуры», позволял находить
компромисс и с «советскими», даже в тех
случаях, когда это не удавалось другим.
Вследствие этого участие деятелей
культуры из-за «железного занавеса» в
работе Общества стало постоянным и
продолжалось вплоть до наступления
перемен. Конечно, в состав «советских
делегаций», особенно сначала, попадали
люди более и менее официальные —
Б.Полевой, Р.Рождественский, но в то же
время среди них оказывались и те, кто
выражал идеи «оттепели», — И.Эренбург,
В.Дудинцев, Ю.Эдлис. Впоследствии, уже
в годы близкие к перестройке и после
нее, в Общество вошел целый ряд наших
архитекторов, музейных деятелей,
искусствоведов, художников.
Конечно,
сейчас ситуация совершенно изменилась.
Казалось бы, больше нет коммунизма,
разрядки, борьбы Запада и Востока.
Идеологии потускнели. Однако странным
образом потребность в диалоге двух
частей Европы, основанном на взаимном
уважении и признании самостоятельной
ценности каждой культуры, пожалуй,
только возросла. Те, кто раньше
интересовались Россией, потому что
боялись ее, теперь считают возможным
ею пренебрегать. Подлинные, глубинные
связи внутри европейской культуры,
связывавшие Запад и Восток даже в самые
трудные годы, стали распадаться. И эта
новая беда может оказаться горше прежней.
Невозможно установить никакую форму
отношений, кроме враждебных, если
воспринимать взаимодействие Запада и
Востока как встречу «стальных машин,
где дышит интеграл, с монгольской дикою
ордою», что имел в виду еще в начале века
Александр Блок.
В
наши дни, когда Европейскому обществу
культуры исполнилось 50 лет, его
существование оказывается не менее
необходимым, чем в момент создания.
Благодаря энтузиазму и усилиям
Генерального секретаря ЕОК Мишель
Кампаньоло-Бувье Общество продолжает
оставаться тем посредником между Россией
и Западом, который способен не только
высказать свою позицию, но и выслушать
нас, а кроме того помочь, чтобы то, что
мы говорим, поняли другие. Это уже немало.
Юбилей
Общества был торжественно отпразднован
на его Генеральной ассамблее в Венеции
в помещении фонда Чини в монастыре Сан Джорджио Маджоре,
том самом, для которого построил
знаменитый храм Андреа Палладио. Более
«венецианского» места трудно себе
представить — отсюда виден весь город,
а в другую сторону открывается панорама
лагуны. Общество всегда собирается не
в туристический сезон, и море бывает
стальным и бурным, пытается выплеснуться
на набережные, а сверху идет дождь и
ветер вырывает зонтики. Все это делает
Венецию только прекраснее и интимнее,
она кажется более «нормальной», реально
существующей и какой-то особенно живой.
Все
же удивительно, что Общество, стремящееся
связать Запад с Востоком узами культуры,
было основано и базируется именно в
Венеции. История, которая, наверное, не
любит случайностей, на протяжении
столетий именно здесь соединяла Рим и
Византию, Италию и Левант, и именно
отсюда в XV веке «последние византийцы»,
бежавшие из павшего Константинополя,
вместе с ренессансными мастерами,
приглашенными Иваном III, отправились в
Москву. Венеция сыграла тогда ведущую
роль в осознании Русью своей связи с
Европой. Хочется надеяться, что так,
хотя бы отчасти, будет и сегодня, и
Европейское общество культуры вместе
со своим Русским центром продолжит
усилия, чтобы найти способы диалога
различных европейских миров, вне
зависимости от их географической
принадлежности.