Мастера спокойная отвага
Даже на выставке с огромным количеством участников невозможно не заметить работы Татьяны Бригадировой. Первое, что останавливает возле них, — то, как органично и естественно они вписываются в любое пространство.
И дело не только в чувстве масштаба и владении приемами композиции. Дело, как мне кажется, в особом гармоничном мироощущении автора, в масштабе ее личности.
Деликатное цветовое решение, выразительная и точная графика, мастерское, даже лихое изображение обнаженной (а именно обнаженная модель последние годы является «внешним» сюжетом ее произведений) вместе образуют некий «иероглиф», в котором, как в иероглифическом письме, разные составляющие, соединяясь, создают новое понятие.
Чувства, взаимоотношения людей, перепады настроения, страсть проступают сквозь внешнюю сдержанность. Именно они исподволь, как 25-й кадр, притягивают ваше внимание.
Татьяна вместе с мужем, художником Олегом Бригадировым, много лет ведет студию набросков. Неудивительно, что изображение обнаженной модели она выбрала как систему координат, помогающую формулировать и передавать свои чувства, подобно тому как алфавит помогает складывать буквы в слова и фразы.
Под благородной сдержанностью — горячее сердце, это определение и самой личности художницы, и ее произведений.
Хочу отметить еще одну черту Татьяны, вызывающую мое восхищение. Она очень смелый человек. И это такая тихая, спокойная отвага, с которой она идет по жизни, никогда ни на что не жалуясь, преодолевая любые трудности и создавая в своих работах ясную простоту и гармонию. Она никогда не боится новых технических заданий (а в керамике технология очень важная составляющая), всегда с воодушевлением пробует и осваивает новые материалы, ищет новые подходы, экспериментирует.
Когда-то Татьяна процитировала совет, данный ей замечательной художницей Ириной Покаржевской:
«Не кричи, и тебя услышат». Хороший совет, но не всякий может им воспользоваться. А у Татьяны получается.
Она никогда не «кричит», но не «услышать» ее невозможно.
Наталия Лаптева
Впервые я увидела работы Татьяны Бригадировой не в России, а в Германии, лет пять назад. Выйдя замуж за немца, я регулярно стала наведываться в город Кельн, и обязательным пунктом пребывания, естественно, стал магазин художественных материалов. Сначала я прикупала все для печатной графики, а потом и для керамики, поскольку появилась счастливая возможность заняться этим новым для меня делом. Параллельно стала вчитываться и вглядываться во все, что касалось керамической художественной жизни.
Как-то листая журнал по искусству, остановилась на русском имени — Tатьяна Бригадирова. Я почему-то решила тогда, что художница живет и работает в Германии. Публикация была на разворот, но я очень хорошо запомнила серию черно-белых керамических пластов (плиток), беглые наброски женской обнаженной натуры. Это было смело схваченное движение фигур, прочерченное свободно и энергично.
Звучная фамилия как-то сразу запомнилась, а в голове сложился образ крупной, сильной женщины, способной на такую брутальную выразительность.
Продолжение заочного знакомства последовало в Москве. В ЦДХ на «творческих средах» под одним, заинтересовавшим меня керамическим панно увидела знакомую фамилию и поняла, что художница тоже москвичка, живет и работает здесь. Потом были и еще выставки, и всегда была радость узнавания этого автора.
По работам было видно, что Татьяна очень целеустремленный человек, сложившийся художник, великолепно чувствующий материал и свою тему, чуждый красивости (что зачастую встречается в керамике) и создающий образ линейной и цветовой лаконичностью.
Заочное знакомство продолжалось, пока случай не помог встретиться «вживую» на вернисаже работ Татьяны Бригадировой в «Нашем наследии».
Я была удивлена, когда, вместо нафантазированной мною великанши, увидела невысокую, стройную и даже какую-то мягкую женщину, со спокойным голосом, внимательную, с любопытством выслушивающую мой рассказ. Мы познакомились.
Я иногда задаюсь вопросом, почему каких-то художников запоминаешь, а мимо работ других пройдешь и забудешь. Конечно, я оцениваю своих коллег не как простой зритель, а как профессионал, невольно анализируя и техническое мастерство, и творческую индивидуальность. Но кроме этого очевидного анализа, бывает так, что при взгляде на работу затрагиваются неведомые рецепторы, микроволоски, начинается внутри какая-то реакция, рождается желание самой скорее начать работать. Для меня это очень точный критерий оценки увиденного.
Так и выставка Татьяны Бригадировой в «Нашем наследии» подтвердила мои ранние впечатления о ее керамических пластах. Очень интересно смотреть на ее работу с фактурами, с цветом, на изгибы и изломы рисунка, где все подчинено передаче динамики движения. Мне импонирует абстрактная условность в подходе к традиционной теме «ню», и в тоже время чувствуешь флер мастеров этого жанра ушедшего столетия. Татьяна Бригадирова — художник, уверенно идущий своим путем и постоянно себя познающий, — в чем собственно и есть смысл этого пути.
Я же утвердилась в мысли, что жизнь все закольцовывает и случайностей не бывает, все имеет свой потаенный смысл, который становится ясен, когда не равнодушен и не ленив и ценишь краткий миг жизни.
Наталья Синева