Хрупкая женщина — масштабная личность
В особняке редакции журнала «Наше наследие» состоялась выставка Александры Фоминой — художника из известной династии мастеров искусства. Ее дед Иван Александрович Фомин (1872–1936) был выдающимся петербургским, а потом московским архитектором, мать Ираида Ивановна Фомина (1906–1964) — прекрасным книжным графиком, одной из любимых учениц В.А.Фаворского.
В публикации, приуроченной к 80-летию Александры Фоминой, о творчестве мастера искусства мозаики рассказывают ее друзья-коллеги Елена Мунц и Феликс Бух.
Работы Саши Фоминой я знаю с детства.
Блистательная ученица МСХШ, потом монументального отделения Строгановки, она всегда лучшая.
Так сложилось, что в самом начале творческого пути Сашина жизнь резко переменилась, и ей пришлось нелегко, но культура и воспитание дали ей силы выстоять.
Чтобы зарабатывать, Саша вынужденно ушла в промграфику, но это не было ее призванием, и каждую свободную минуту — чаще всего по ночам — она занималась масляной живописью.
Когда в 1960-е в маленьком зале «Промграфики» прошла выставка этих ее работ, все были поражены тем, насколько она зрелый и глубокий художник и насколько оригинально ее творчество.
Позже Саша сумела еще раз сменить род деятельности, занявшись монументальным искусством. Здесь она может все: сочинить композицию в 500 квадратных метров, написать цветной картон, ей подвластны различные техники — сграффито, роспись, мозаика…
Но монументальное искусство нуждается в участии помощников, которые выполняют непосильные для маленькой, хрупкой женщины задачи. И постепенно — в силу Сашиного мягкого характера, доброты и желания помочь — ее работа становится коллективной.
В результате Сашино авторство как бы «размывается»…
Наш коллектив, который образовался вокруг Саши, продержался несколько десятилетий, потом распался по разным причинам. Саша снова одна.
Она пала духом? Нисколько!
В этом я убедилась, когда Саша Фомина вернулась к выставочным показам и блистала как своими ранними, так и последними на тот момент работами маслом, акварелью и мозаикой.
Самые близкие люди, которые, казалось бы, должны знать ее, были поражены. Сашины маленькие мозаики своей непостижимой таинственностью стоили порой целой стены в крестильне, которую мы делали по ее эскизам в храме Благовещения Богородицы в Петровском парке.
Саша по натуре интроверт, ей нужно быть одной, она не нуждается в чужих, даже самых интересных, идеях.
Она самодостаточна — в ее душе целый мир.
Прошло полвека с ее первых восхитительных опытов в масляной живописи — и вот снова, как Феникс из пепла, она возрождается в своих последних мозаичных работах и акварелях, переступая грань мастерства в область непостижимого, таинственного искусства.
Елена Мунц
Для моего профессионального становления Саша Фомина оказалась одним из главных учителей, поскольку в течение многих лет мы с ней работали на самых разных объектах. И я не понаслышке знаю, какой она любящий и понимающий искусство человек, художник-монументалист с большой буквы.
Первый объект, где я познакомился с Сашей и Леной Мунц, был громадный дом отдыха в Кисловодске. Работали мы там почти два года, и я был восхищен Сашиным мастерством. Карандашом и краской так или иначе владеют многие художники. А в работе с материалами, связанными с архитектурой, такими как фреска, мозаика, скульптура, я чувствовал себя довольно беспомощно. Мы должны были сделать мозаику на 13 несущих колоннах в больших залах так, чтобы тематически, пластически и цветово они формировали с архитектурой единую среду.
Сашино отношение к работе — полная самоотдача. Она просыпается раньше всех, ложится спать последней и успевает не только исполнить все намеченное на день, но и проработать новые варианты на перспективу. Она не любит привлекать кого-либо к своим размышлениям, пока не убедится в правильности окончательного решения собственных поисков.
В искусстве Саша — тихий и очень требовательный мастер. Так получалось, что во время наших совместных работ все эскизы неизменно делала Саша. Когда, как бы соревнуясь между собой, каждый из нас создавал свой вариант эскиза, у Саши получалось точнее всех. А объекты бывали разные: курортные сооружения в Сочи, церковь святого Георгия в Сан-Франциско, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Москвы, первый клуб «ОГИ» у Чистых прудов.
В монументальном деле Саша — перфекционист. Если она увидит, что какой-то фрагмент можно улучшить, она вырубит готовый кусок работы, заложит цемент и переделает мозаику заново. Тщательность и сложность, в том числе и цветовую, мозаичных композиций Саши Фоминой можно было увидеть в камерных работах, показанных на персональной выставке в «Нашем наследии». Здесь были представлены мозаичные вариации на тему фаюмских портретов, образы православных святых, филигранные по колориту и технике исполнения изображения птиц, зверей, рыб, а также живописные полотна.
Мозаика — искусство, уходящее в глубокую древность. Ее история изучена Сашей досконально. В своем творчестве она естественно обращается к опыту мирового искусства, используя его для саморазвития как некую подпитку, помогающую обогащать свой изобразительный язык новыми обретениями, отвечающими ее художнической индивидуальности.
Жизнь Саши Фоминой, художника и человека, никак не назовешь легкой и безоблачной. Но она постоянно в работе и создает все новые и новые произведения, в которых радость творчества соединена с мастерским владением традиционным искусством мозаики.
Феликс Бух