Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 129-130 2019

Хрупкая женщина — масштабная личность 

В особняке редакции журнала «Наше наследие» состоялась выставка Александры Фоминой — художника из известной династии мастеров искусства. Ее дед Иван Александрович Фомин (1872–1936) был выдающимся петербургским, а потом московским архитектором, мать Ираида Ивановна Фомина (1906–1964) — прекрасным книжным графиком, одной из любимых учениц В.А.Фаворского.

В публикации, приуроченной к 80-летию Александры Фоминой, о творчестве мастера искусства мозаики рассказывают ее друзья-коллеги Елена Мунц и Феликс Бух.

Работы Саши Фоминой я знаю с детства.

Блистательная ученица МСХШ, потом монументального отделения Строгановки, она всегда лучшая.

Так сложилось, что в самом начале творческого пути Сашина жизнь резко переменилась, и ей пришлось нелегко, но культура и воспитание дали ей силы выстоять.

Чтобы зарабатывать, Саша вынужденно ушла в промграфику, но это не было ее призванием, и каждую свободную минуту — чаще всего по ночам — она занималась масляной живописью.

Когда в 1960-е в маленьком зале «Промграфики» прошла выставка этих ее работ, все были поражены тем, насколько она зрелый и глубокий художник и насколько оригинально ее творчество.

Позже Саша сумела еще раз сменить род деятельности, занявшись монументальным искусством. Здесь она может все: сочинить композицию в 500 квадратных метров, написать цветной картон, ей подвластны различные техники — сграффито, роспись, мозаика…

Но монументальное искусство нуждается в участии помощников, которые выполняют непосильные для маленькой, хрупкой женщины задачи. И постепенно — в силу Сашиного мягкого характера, доброты и желания помочь — ее работа становится коллективной.

В результате Сашино авторство как бы «размывается»…

Наш коллектив, который образовался вокруг Саши, продержался несколько десятилетий, потом распался по разным причинам. Саша снова одна.

Она пала духом? Нисколько!

В этом я убедилась, когда Саша Фомина вернулась к выставочным показам и блистала как своими ранними, так и последними на тот момент работами маслом, акварелью и мозаикой.

Самые близкие люди, которые, казалось бы, должны знать ее, были поражены. Сашины маленькие мозаики своей непостижимой таинственностью стоили порой целой стены в крестильне, которую мы делали по ее эскизам в храме Благовещения Богородицы в Петровском парке.

Саша по натуре интроверт, ей нужно быть одной, она не нуждается в чужих, даже самых интересных, идеях.

Она самодостаточна — в ее душе целый мир.

Прошло полвека с ее первых восхитительных опытов в масляной живописи — и вот снова, как Феникс из пепла, она возрождается в своих последних мозаичных работах и акварелях, переступая грань мастерства в область непостижимого, таинственного искусства.

Елена Мунц

Для моего профессионального становления Саша Фомина оказалась одним из главных учителей, поскольку в течение многих лет мы с ней работали на самых разных объектах. И я не понаслышке знаю, какой она любящий и понимающий искусство человек, художник-монументалист с большой буквы.

Первый объект, где я познакомился с Сашей и Леной Мунц, был громадный дом отдыха в Кисловодске. Работали мы там почти два года, и я был восхищен Сашиным мастерством. Карандашом и краской так или иначе владеют многие художники. А в работе с материалами, связанными с архитектурой, такими как фреска, мозаика, скульптура, я чувствовал себя довольно беспомощно. Мы должны были сделать мозаику на 13 несущих колоннах в больших залах так, чтобы тематически, пластически и цветово они формировали с архитектурой единую среду.

Сашино отношение к работе — полная самоотдача. Она просыпается раньше всех, ложится спать последней и успевает не только исполнить все намеченное на день, но и проработать новые варианты на перспективу. Она не любит привлекать кого-либо к своим размышлениям, пока не убедится в правильности окончательного решения собственных поисков.

В искусстве Саша — тихий и очень требовательный мастер. Так получалось, что во время наших совместных работ все эскизы неизменно делала Саша. Когда, как бы соревнуясь между собой, каждый из нас создавал свой вариант эскиза, у Саши получалось точнее всех. А объекты бывали разные: курортные сооружения в Сочи, церковь святого Георгия в Сан-Франциско, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Москвы, первый клуб «ОГИ» у Чистых прудов.

В монументальном деле Саша — перфекционист. Если она увидит, что какой-то фрагмент можно улучшить, она вырубит готовый кусок работы, заложит цемент и переделает мозаику заново. Тщательность и сложность, в том числе и цветовую, мозаичных композиций Саши Фоминой можно было увидеть в камерных работах, показанных на персональной выставке в «Нашем наследии». Здесь были представлены мозаичные вариации на тему фаюмских портретов, образы православных святых, филигранные по колориту и технике исполнения изображения птиц, зверей, рыб, а также живописные полотна.

Мозаика — искусство, уходящее в глубокую древность. Ее история изучена Сашей досконально. В своем творчестве она естественно обращается к опыту мирового искусства, используя его для саморазвития как некую подпитку, помогающую обогащать свой изобразительный язык новыми обретениями, отвечающими ее художнической индивидуальности.

Жизнь Саши Фоминой, художника и человека, никак не назовешь легкой и безоблачной. Но она постоянно в работе и создает все новые и новые произведения, в которых радость творчества соединена с мастерским владением традиционным искусством мозаики.

Феликс Бух

Александра Фомина

Александра Фомина

Портрет мужчины. 2006. Римская мозаика, плитка

Портрет мужчины. 2006. Римская мозаика, плитка

Автопортрет. 2009.Холст, масло

Автопортрет. 2009.Холст, масло

Лошади перед грозой. 1964. Оргалит, масло

Лошади перед грозой. 1964. Оргалит, масло

Рыба. 2009. Смальта, камень, стекло

Рыба. 2009. Смальта, камень, стекло

Голубь. 2008. Смальта, стекло

Голубь. 2008. Смальта, стекло

Олень. 2014. Римская мозаика, камень, смальта

Олень. 2014. Римская мозаика, камень, смальта

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru