Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 129-130 2019

Ольга Вельчинская

Александр Рюмин, художник и дизайнер 

Много лет, не счесть уже сколько, я прихожу в старинный особняк в 1-м Неопалимовском переулке на вернисаж очередной выставки. Неудачных выставок не припомню, всегда случается либо открытие нового имени, либо радостная встреча с давно знакомым. Открывает выставки их организатор и куратор Лена Пашутина, друзья, пришедшие на вернисаж, говорят теплые слова, а потом традиционно приходит очередь Александра Алексеевича Рюмина, главного художника журнала «Наше наследие». И я жду его слов, и всякий раз изумляюсь неожиданному повороту разговора, экскурсам в историю искусства, тонким и точным наблюдениям, воспоминанию, уместно рассказанной истории из собственной жизни. В нескольких фразах Александру Алексеевичу удается очертить профиль художника, обозначить его культурный код, и всегда это бывает метко, содержательно и художественно выразительно. Многие его определения столь сущностны, что остаются с художником на долгие годы и кочуют из каталога в каталог. Трудно сформулировать, что такое культура, — слишком много компонентов ее определяют, но именно они и сошлись в Александре Рюмине, и это его свойство, хорошо структурированное знание, живое восприятие и понимание искусства дают ему возможность и право ощутить и определить явление.

Работа, проделанная на выставке, и общение с художником органично переходят в другую задачу — организацию публикации в журнале. Очень непросто уместить на одном развороте и как можно полнее представить творческий портрет художника, нередко включающий еще и авторские высказывания, и воспоминания, и тексты исследователей, и при этом скомпоновать его безупречно. Рюмину это удается всегда, он на редкость изобретателен, в каждом развороте есть элемент игры.

Но в первую очередь Александр Рюмин известен как художник книги. Он и вправду привнес в нашу жизнь множество книг и альбомов, с безупречным вкусом придуманных и прекрасно изданных, не в последнюю очередь благодаря высокопрофессиональному авторскому надзору и знанию типографского дела.

Перечень книг, оформленных Рюминым, бесконечен, но у меня есть любимые. К примеру, «Серебряный век в фотографиях А.П.Боткиной», «Миша Брусиловский. Мир художника», «Художники БДТ», «Эдуард Кочергин. Сценография».

С не меньшим блеском и элегантностью, чем многочисленные книги, был сделан графический дизайн для Академического Малого драматического театра — Театра Европы Льва Додина в Санкт-Петербурге. Афиши, созданные в 1991 году в соавторстве с Евгением Вельчинским, до сих пор в «репертуаре» театра, а эмблема стала его визитной карточкой. Более того, они вошли в фонд Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского и были показаны на выставке «Театр Достоевского» в 2015 году. Работы давние, но язык графики и типографики, которым владеет Александр Рюмин, вневременной и не теряет актуальности.

Вот и журнал «Наше наследие», несмотря на все трудности и перипетии, сопутствующие его созданию и существованию, родился под счастливой звездой. Безусловно, это судьба, промысел Божий — приглашение Александра Рюмина к участию в проекте журнала, задуманного Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и Владимиром Петровичем Енишерловым. Со снайперской точностью выбрали художника, и, как оказалось, на все времена!

Если вглядеться в более чем тридцатилетнюю ретроспективу, становится очевидным, что жизнь наша существенно оскудела бы без этого единственного в своем роде журнала. А ведь изначально заданная планка при создании очередного номера «Нашего наследия» ни единого раза не была снижена, более того, образ журнала неуклонно развивался и развивается, и ни к одному из его номеров художник не отнесся формально. Содержание и дизайнерское решение — как единое целое! Около 130 журналов редкостной красоты стоят на нашем стеллаже, гляжу на них и не налюбуюсь! И все они без исключения сотворены на антресолях старинного особняка в Неопалимовском переулке, за окнами которого сад, цветущие по весне каштаны и сирень, Пушкин и Блок работы Лазаря Гадаева. Именно здесь располагается мастерская Александра Рюмина.

Господи, до чего же непросто придумать книгу, журнал, графическое решение для того или иного проекта, а самое главное — довести задуманное до практического воплощения, сколько это требует сил, напряжения, внутренней дисциплины! Случается — и, к сожалению, нередко, — что художник, активно занимающийся дизайном, со временем перестает рисовать — не хватает душевных сил для собственного свободного творчества.

По-другому у Александра Рюмина. Он рисует всю жизнь, это насущная потребность и источник силы. Очевидно, что без постоянного (а желательно ежедневного) рисования не выжить. Но для того чтобы оценить рисунки Рюмина, недостаточно простого любования красотой листа, композиционными находками художника, соотношениями черного и белого и прочими графическими изысками. В эти многослойные изображения (бывало, что и годами набиравшими силу) нужно подолгу всматриваться, потому что посредством узнаваемых и загадочных изображений в эти перо-вые и карандашные рисунки вложено множество смыслов, образов и коллизий. И мне мерещится, будто внутри этих серебряных (черненого серебра) рисунков длится теперь уже независимая от автора и неподвластная ему жизнь.

Рисунки Александра Рюмина собраны в его новой книге графики. Она состоит из пяти частей. В первой, под названием «Hommage», объединены вариации на темы близких ему художников, нашедших у автора своего рода графический отклик. Листы из второй части «Воображаемые портреты» — это импровизации, в которых угадываются реальные, но изрядно трансформированные персонажи.

В серии «Круг притяжения» представлена, по выражению автора, графика воспоминаний. В каждом из листов едва ли не материализованы важные для каждого человека, спасительные узы, связывающие с людьми, ныне живущими и уже отсутствующими в этой жизни, но навеки запечатленными в памяти. Рисунки из серии «Деревня Волыны» посвящены старинной уральской деревне, где по соседству с людьми, ставшими для них близкими и родными, семья Рюминых прожила двадцать счастливых летних сезонов. Пятая, заключительная часть книги «Избранное» — это хронологическая череда работ, размышления художника, своего рода конспект рождавшихся, развивавшихся и изменявшихся на протяжении жизни его графических интересов. Книга памяти, населенная множеством персонажей, переполненная остановившимися мгновениями, из кото-рых и состоят прожитая эпоха и жизнь каждого человека, — таков замысел этого издания.

Александру Рюмину повезло, в жизни ему встретилось множество прекрасных людей, и со многими он сохранил дружеские отношения. Профессиональная среда — лучшая школа для самообразования; эти слова Александра Алексеевича основаны на его собственном жизненном опыте.

За пятьдесят лет творческой биографии он общался с яркими действующими лицами современной художественной жизни. Назовем некоторых из них: Ю.А.Соболев, М.Ш.Брусиловский, И.В.Голицын, П.Ф.Никонов, Е.Б.Мурина, Э.С.Кочергин, А.В.Боков, Л.Т.Гадаев, Н.И.Нестерова, В.С.Акопов, Ю.Ю.Перевезенцев, Н.И.Калинин, Б.В.Тро-фимов, Ю.Я.Герчук, Г.В.Ельшевская.

И вот уже более трех десятилетий продолжает расширяться прекрасное дружеское сообщество самых разных людей, бывающих в особняке редакции журнала «Наше наследие» в Неопалимовском переулке и радующихся бесценной и благой атмосфере этого дома.

Александр Рюмин представляет книгу Эдуарда Кочергина «Категории композиции. Категории цвета» в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. 2017. Фото Юрия Роста

Александр Рюмин представляет книгу Эдуарда Кочергина «Категории композиции. Категории цвета» в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. 2017. Фото Юрия Роста

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru