Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 129-130 2019

Елена Полянская

Тургеневские реликвии в доме на Остоженке

Московский Дом-музей И.С.Тургенева расположен на Остоженке, 37, в мемориальном особняке 1819 года постройки, который в течение десяти лет (с 1840 по 1850 год) снимала у чиновника горного ведомства Н.В.Лошаковского мать И.С.Тургенева, Варвара Петровна. Здесь, часто бывая в Москве, жил и работал писатель, отразив свои остоженские впечатления в повестях «Муму», «Несчастная», «Первая любовь», «Клара Милич (После смерти)».

Тургеневский музей был открыт в 2009 году как структурное подразделение Государственного музея А.С.Пушкина (ГМП). После масштабной реставрации, занявшей три года, обновленная экспозиция разместилась в двенадцати залах парадной анфилады, антресолей и цокольного этажа.

В музее собрано более полутора тысяч экспонатов. Однако главная мемориальная ценность музея И.С.Тургенева — сам дом, подлинный, переживший революции, войны и интенсивное городское строительство. В 1960 году он был объявлен объектом культурного наследия союзного значения. Неудивительно, что обстановка особняка, существовавшая при хозяине Н.В.Лошаковском (он сдавал дом с мебелью), была полностью утрачена: после Тургеневых менялись жильцы и владельцы. В начале XX века в доме размещались службы детского приюта, после революции и вплоть до середины 1970-х годов здесь были коммуналки, а потом в течение нескольких десятилетий располагалась организация, занятая производством и продажей спортивных изделий. Так и существовал этот дом, лишенный души и внутреннего убранства, а без последнего, по выражению одного из его жильцов, он был «похож на холодную драгоценность».

Особую значимость для любого литературного музея, да и музея вообще, имеют редкие, уникальные вещи, в нашем случае те, на которые падал взгляд и касались руки писателя. Собрать такую коллекцию — задача чрезвычайно трудная. Ведь основное тургеневское наследие сосредоточено в различных музеях страны: Орловском литературном музее И.С.Тургенева, Музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново», Государственном музее истории российской литературы имени В.И.Даля, а также в Национальной библиотеке Франции, музее писателя в Буживале, в частных собраниях потомков Полины Виардо.

Начало комплектования тургеневского фонда ГМП относится к 2007 году, когда дом на Остоженке был официально передан пушкинскому музею. Первоочередной задачей стало выявление тургеневских материалов в фондах самого ГМП. Так, в фонде редкой книги имеются издания, подобные тем, что составляли родовую библиотеку писателя, ныне хранящуюся в Орловском музее. В их числе — первые книги тургеневского детства: «Эмблемы и символы» Н.М.Амбодика-Максимовича 1811 года, «Россияда» М.М.Хераскова 1779 года, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» М.Н.Загоскина 1830 года и др. В библиотеке русской поэзии И.Н.Розанова (составная часть фондов ГМП) находятся подлинные раритеты: сборник стихотворений М.Меркли (1835), однокурсника Тургенева по Московскому университету, а также поэтический сборник «Сновидение (Фантасмагория)» княжны Е.Шаховской (1833), ставшей прототипом Зинаиды Засекиной в тургеневской повести «Первая любовь».

В изобразительных фондах ГМП хранятся оригинальные иллюстрации к произведениям Тургенева: четыре — Н.П.Загорского к «Запискам охотника» (последняя четверть XIX века) и две — К.И.Рудакова к роману «Дворянское гнездо» (1947–1949).

Среди живописных и акварельных пейзажей, видов Москвы, Петербурга, дворянских усадеб можно выделить картину П.В.Жуковского «Лес» (конец XIX века, дерево, масло), а также вид Петербурга А.П.Боголюбова (начало 1850-х годов, акварель). Нужно пояснить, что парижский знакомый Тургенева Павел Васильевич Жуковский был сыном поэта В.А.Жуковского. У Тургенева хранился пушкинский перстень, который он наряду с другими реликвиями предоставил на выставку, организованную в 1880 году по случаю открытия в Москве памятника поэту, и сопроводил его запиской следующего содержания: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. — Он носил почти постоянно этот перстень — (по поводу которого написал свое стихотворение “Талисман”) — и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. — От Жуковского перстень перешел к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне».

Что касается художника Алексея Петровича Боголюбова, то он был близким Тургеневу человеком в последние годы его жизни в Париже. В 1877 году они организовали Общество взаимного вспоможения русских художников, которое способствовало популяризации русского искусства и культуры во Франции. Их дружба длилась до самой смерти писателя.

Представляют интерес две карикатуры, выполненные в оригинальной технике. Первая — карикатура неизвестного художника 1830-х годов на писателя и драматурга М.Н.Загоскина, автора нашумевшего романа «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Тургенев вспоминал: «Он <Загоскин> был коротким приятелем моего отца и в тридцатых годах, во время нашего пребывания в Москве, почти ежедневно посещал наш дом. Его “Юрий Милославский” был первым сильным литературным впечатлением моей жизни. Я находился в пансионе некоего г. Вейденгаммера, когда появился знаменитый роман; учитель русского языка — он же и классный надзиратель — рассказал в часы рекреаций моим товарищам и мне его содержание <…> “Юрий Милославский” казался мне чудом совершенства, а на автора его, на М.Н.Загоскина, я взирал довольно равнодушно <…> Самая фигура Загоскина, его странная, словно сплюснутая голова, четырехугольное лицо, выпученные глаза под вечными очками <…> внезапные восклицания, взмахи рук, глубокая впадина, разделявшая надвое его короткий подбородок, — все в нем мне казалось чудаковатым, неуклюжим, забавным»1. Автор второй карикатуры (1840-е годы) также неизвестен. На ней изображены журналисты И.И.Панаев, Ф.В.Булгарин и поэт Н.М.Языков. И.И.Панаев вместе с Н.А.Некрасовым в конце 1846 года возглавил обновленный журнал «Современник», одним из основных сотрудников которого стал на целое десятилетие Тургенев. Именно с легкой руки Панаева знаменитый цикл рассказов Тургенева, печатавшихся в «Современнике», получил название «Записки охотника». Именно эта публикация явилась одной из главных причин ареста и ссылки писателя, чему активно способствовал Ф.В.Булгарин.

Из пушкинского музея на Пречистенке «переехали» на Остоженку миниатюрные акварельные портреты тургеневских родственников: московского губернского предводителя дворянства Н.А.Небольсина и его жены Е.Д.Небольсиной (урожденной Львовой), у которых Тургеневы бывали на балах.

Из коллекции эстампов был извлечен уникальный крупноразмерный «План столичного города Москвы» 1842 года (составитель П.В.Хавский, гравюра резцом и пунктиром).

Особую ценность среди хранящихся в ГМП предметов изобразительного фонда представляет миниатюра работы неизвестного художника (акварель на кости), с которой на нас смотрит молодая женщина в черном. Исследования, проведенные сотрудниками музея при участии специалистов Государственного литературного музея (ныне Музей истории российской литературы имени В.И.Даля), дают основание считать это изображение портретом девицы В.П.Лутовиновой (в замужестве Тургеневой), возможно написанным в Москве летом 1814 года. Тогда Варвара Петровна, еще носившая траур по недавно умершему дяде И.И.Лутовинову, приезжала в Москву для продажи владения своего покойного отца. Это единственное дошедшее до нас изображение матери писателя. Миниатюра ценна и тем, что в 1850 году была вывезена из дома Лошаковского воспитанницей Варвары Петровны В.Н.Богданович (в замужестве Житовой) и теперь вернулась в старые стены.

Немалый интерес вызывает комплекс материалов, связанных с Е.Н.Кривцовой (урожденной Репниной-Волконской), вдовой дальнего родственника Тургеневых П.И.Кривцова: ее акварельный портрет 1840-х годов, карандашный рисунок, где она изображена со своими детьми (работы неизвестных художников), а также письмо Кривцовой на французском языке неустановленному лицу о найме дома на Остоженке после смерти В.П.Тургеневой. В этом доме Е.Н.Кривцова прожила три последних года своей жизни.

В рукописном фонде хранится альбом А.Крамалея 1840-х годов со списком стихотворения «Федя» за подписью «Т.Л.»: так подписывал свои ранние стихотворения уже получавший известность молодой поэт Тургенев.

Наряду с изучением фондов ГМП началась активная собирательская работа. Составляя планы комплектования тургеневской коллекции, мы опирались на эпистолярное и литературное наследие писателя, мемуарные свидетельства его современников, письма В.П.Тургеневой, учитывали обстановку дома Тургеневых в Спасском-Лутовинове, типологию дворянских особняков 1840–1850-х годов. Наиболее значимые экспонаты, приобретенные и полученные в дар в первые годы работы музея, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это автографы Тургенева: его записка к известному бельгийскому композитору и скрипачу Юберу Леонару 1875 года (дар компании «Коноко-Филипс») и письмо к французскому романисту Альфонсу Доде от 3 февраля 1883 года.

Ко второй группе экспонатов относится небольшая коллекция кабинетной скульптуры, связанная с именем Петра Николаевича Тургенева. Известный скульптор, кавалер ордена Почетного легиона П.Н.Тургенев — младший сын жившего во Франции декабриста Николая Ивановича Тургенева. С семейством своих однофамильцев Тургенев поддерживал дружеские отношения, а Петр Николаевич стал его крестником. Виллы семьи декабриста и Тургенева — Виардо в Буживале находились неподалеку. Особо ценный экспонат в этом разделе — посмертная маска Тургенева (один из первых слепков, выполненный под наблюдением П.Н.Тургенева). Педагог и историк литературы А.А.Фомин, возвративший на родину семейный архив братьев Н.И. и А.И. Тургеневых, в своей книге «Петр Николаевич Тургенев и его дар русской науке» писал: «Петр Николаевич с самой трогательной нежностью вспоминал всегда Ивана Сергеевича. Когда однажды, в поисках за документами, я нашел в одном из шкапов спрятанную там посмертную маску Ивана Сергеевича и спросил его, почему такая драгоценная реликвия запрятана так далеко, Петр Николаевич просто ответил мне: “Я его очень любил, этого великого красивого старца, а умирая, он слишком страдал, и я не могу видеть без боли дорогие мне черты, искаженные страшными предсмертными муками”»2.

Третья группа материалов представляет собой обширное собрание первых публикаций и отдельных изданий произведений Тургенева на русском языке, а также многочисленных переводов. В музей поступили два экземпляра романа «Новь» с дарственными надписями Тургенева американскому писателю Х.Бойесену и французскому переводчику В.Дерели (последний — дар Н.Б.Волковой, вдовы известного коллекционера и исследователя И.С.Зильберштейна). Следует упомянуть французские издания русских классиков в переводах Тургенева и Л.Виардо: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина 1854 года, сборник драматических произведений А.С.Пушкина 1862 года («Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Русалка», «Каменный гость»), «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя 1874 года. Книжное собрание пополнялось также многочисленными изданиями европейских авторов из дружеского круга русского писателя: П.Мериме, Г.Флобера, Э.Золя, Жорж Санд, Э.Гонкура, Ги де Мопассана, А.Доде, Л.Виардо; ноты Ш.Гуно. Приобретены были также книги, составлявшие круг чтения Тургенева в разные годы, среди них сочинения И.Гёте, Г.Гегеля, Ж.Мишле, Б.Паскаля, М.Монтеня, В.Шекспира, М.Сервантеса и др. Есть и такие авторы, которым отдавала предпочтение Варвара Петровна: А.Коцебу, Ж.Жанен, трактат Фомы Кемпийского «Подражание Иисусу Христу» и др.

Еще один раздел в коллекции музея составляют изобразительные материалы, включающие портреты Тургенева и лиц из его многочисленного окружения, а также изображения мест, связанных с пребыванием и частыми путешествиями писателя. Так, к открытию музея в 2009 году поступил дар от С.И.Невской: это собрание старинных гравюр с видами европейских городов и пейзажей.

Особо стоит выделить уникальную коллекцию материалов, относящихся к французской певице Полине Виардо. Встреча Тургенева со знаменитой артисткой в 1843 году стала для писателя судьбоносным событием, изменившим его жизнь.

Внушительная иконография певицы открывается рядом ее фотографических портретов (натурные съемки 1850–1870-х годов). Немалый интерес представляет портрет П.Виардо в роли Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник» (неизвестный художник, 1840–1850-е годы, черная акварель). Именно в этой роли Тургенев впервые увидел певицу на петербургской сцене. Музей приобрел нотный сборник, выпущенный в свет в Лондоне после 1855 года, под названием «Любимые цыганские песни из оперы “Трубадур” Верди (исполненные госпожой П.Виардо)».

После завершения певческой карьеры Полина Виардо основала вокальную школу в продолжение и развитие традиций своего отца, знаменитого испанского певца и педагога Мануэля Гарсиа. Список ее учениц и учеников обширен, многие мировые знаменитости могли гордиться тем, что брали уроки у самой Полины Виардо. Юбилейная бронзовая медаль, выпущенная в 1901 году к ее восьмидесятилетию, — яркое свидетельство глубокого уважения учеников к своему выдающемуся педагогу. Надпись на медали гласит: «Полине Виардо ее ученики и друзья к 80-летнему юбилею». На аверсе медали вытеснен профиль П.Виардо с лавровым венком — символом славы — и надписью «P.Viardot». На реверсе изображена греческая богиня искусств, в одной руке она держит лиру, в другой — трагическую маску. Так символично сливаются воедино музыкальный и драматический таланты П.Виардо.

Значительную часть времени Полина Виардо отдавала сочинению музыки, писала романсы и комические оперы на либретто Тургенева. Первый сборник ее романсов с посвящениями Жорж Санд, А.Шефферу, Луи Виардо, Э.Гарсиа, Д.Оберу и др., выпущенный в Париже (1843), появился в фондах к открытию музея в 2009 году.

Проявляя интерес к русской поэзии, П.Виардо выпустила несколько альбомов с романсами на стихи русских поэтов. Так, в 1864 году в Петербурге увидел свет нотный альбом «12 стихотворений Пушкина, Фета и Тургенева, положенные на музыку Полиною Виардо-Гарсиа и переведенные Фр. Боденштедтом». Негласным редактором этого альбома был А.Рубинштейн, а работа над изданием проходила под наблюдением Тургенева. Музей приобрел также афишу оперетты П.Виардо на слова Тургенева «Последний колдун», поставленной П.Виардо в своем парижском доме уже после смерти Тургенева, в 1889 году.

К разносторонним дарованиям П.Виардо относится ее талант рисовальщицы. Известно, что в числе рисунков певицы — портреты Тургенева, Жорж Санд, Ш.Гуно, Л.Н.Толстого, а также автопортреты. Музею удалось приобрести один из ее автопортретов (предположительно), относящийся к 1841 году.

В музее представлены два автографа Полины Виардо. Первый — ее записка теще композитора Шарля Гуно, Гортензии-Виктории Циммерман. В начале 1850-х годов Полину Виардо и Шарля Гуно связывали близкие дружеские отношения. В имении Куртавнель, принадлежавшем супругам Виардо, Гуно работал над оперой «Сафо», создававшейся специально для П.Виардо. Композитор подружился и с гостившим здесь в это время Тургеневым. Однако события, связанные с женитьбой композитора на дочери профессора Парижской консерватории Анне Циммерман, развели семьи Виардо и Гуно на двадцать лет. В начале 1870-х годов состоялось примирение. Дружеская записка П.Виардо относится ко времени восстановления добрых отношений между Виардо и Гуно.

В 2013 году тургеневский фонд ГМП пополнился еще одним ценным предметом, связывающим имена Тургенева и Виардо. Это рукописный альбом Анни де Мориц из Лозанны (Швейцария) с дружескими памятными записями на разных языках, охватывающими сорокапятилетний период, начиная с 1873 года. Анни де Мориц родилась во Франции в 1863 году и в десятилетнем возрасте вместе с матерью, сестрой и братом приехала в Лозанну, где училась в пансионе для девочек. Альбом, судя по записям, она завела в пансионе, но продолжала его вести в течение многих лет, живя во Франции, Италии, Швеции и других странах. В альбоме сделаны записи членами семьи Виардо. Это объясняется тем обстоятельством, что осенью 1898 года П.Виардо с дочерью Марианной (по мужу Дювернуа), зятем Жоржем Шамро (мужем младшей дочери Клоди), внучками Марсель и Жанной Шамро и Сюзанной Дювернуа пребывали в замке Фоссе на термальном курорте Форж-лез-О (Forges-les-Eaux), в Верхней Нормандии. Здесь же на водах отдыхала и Анни де Мориц.

Альбом открывается списком тургеневского стихотворения в прозе «Стой!» на русском языке. Под стихотворением написаны следующие слова: «Портрет нашей чудной madame Viardot. На память милому другу моему Анни де Маурицъ. Paris, 29 Novembre 1898. Ольга. Сибирь». Очевидно, это знакомая, поклонница или ученица П.Виардо. Здесь же стихотворение «Стой!», записанное во французском переводе и озаглавленное: «Полине Виардо». Первая запись в альбоме очень символична. Одно из наиболее ярких стихотворений в прозе Тургенев посвятил своей любимой женщине и музе, живому воплощению Искусства. Тургенев видел в П.Виардо сочетание как земного, преходящего, так и вечно прекрасного.

В связи с 200-летием И.С.Тургенева и подготовкой новой экспозиции активизировалась работа по комплектованию тургеневского фонда. Серьезным результатом масштабной собирательской деятельности стало обретение музеем личных вещей самого Тургенева и его близких родственников, нескольких автографов писателя, а также других уникальных экспонатов.

Предмет особой гордости музея — мемориальные тургеневские вещи. Так, живописное полотно Д.А.Татищева «Скачущий черкес» (1872) находилось в коллекции Тургенева, которую писатель собирал в 1870-х годах, живя в Париже. Д.А.Татищев, генерал в отставке, художник-любитель, близкий к кругу русских художников в Париже, подарил свою картину писателю. А.П.Боголюбов, возглавлявший Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников, в «Записках моряка-художника» писал: «Вступив в 1874 год, я нашел в Париже целую плеяду наших молодых и весьма даровитых художников <…> Центром сборища всей этой публики были генерал Дмитрий Александрович Татищев и я. К Татищеву ходили обыкновенно завтракать по воскресеньям, а у меня бывали “вторники” <…> Имея состояние, Татищев был вполне гостеприимен и радушен со всеми своими друзьями. Еще с молодости <…> он малевал лошадей, тройки, зимние охоты, собак гончих и пр. <…> На этих вечерах бывал часто И.С.Тургенев, А.К.Толстой (“Князь Серебряный”), П.В.Анненков — друзья Тургенева…»3

В 1878 году Тургенев вынужден был расстаться со своей коллекцией живописи; работу Д.А.Татищева он представил в числе других произведений на выставке-аукционе, где она была продана.

Еще одна бесценная мемория — фарфоровая позолоченная ваза для фруктов французской работы первой четверти XIX века, которая поступила в музей от потомков К.Д.Сухотиной, дальней родственницы Тургенева и одной из его наследниц. При жизни писателя ваза находилась в имении Спасское-Лутовиново. Парная ей ваза с 1918 года по настоящее время экспонируется в доме-музее И.С.Тургенева в усадьбе Спасское-Лутовиново, куда она была передана наследницей писателя О.В.Галаховой.

В 2018 году в Государственный музей А.С.Пушкина поступил дар от Б.В.Гордеева. Это комплекс материалов, связанных с С.П.Тургеневым, двоюродным братом писателя. Среди фотографий, документов и рукописей потомков С.П.Тургенева наиболее значим предмет, принадлежавший двоюродному брату писателя: ручной пресс для конгревного тиснения с монограммой «СПТ» (инициалы владельца). Сергей Петрович Тургенев (1839–1900), младший сын Петра Николаевича Тургенева (1804–1865), родного брата отца писателя, в молодости служил в гусарах, был адъютантом командующего московским округом. В 1867 году он женился на наследнице миллионного состояния Екатерине Александровне Шориной. Семья поселилась в Москве на Спасопесковской площадке в доме А.Г.Щепочкиной. С.П.Тургенев был благотворителем и церковным старостой храма Преображения Господня на Песках (Спас на Песках), увековеченного В.Д.Поленовым на картине «Московский дворик». Тургенев не раз бывал в доме своего родственника.

Недавно музей приобрел письмо Тургенева, адресованное английскому переводчику, критику, фольклористу, историку литературы, слависту Вильяму Рольстону, большому другу русского писателя и пропагандисту его творчества. Оно написано перед отъездом Тургенева из Парижа в Лондон, куда писатель направлялся, чтобы присутствовать на торжественной церемонии в Оксфордском университете. В 1879 году старейший британский университет присудил автору «Записок охотника» почетное звание доктора гражданского права за вклад в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости. Тургенев удостоился этой чести во многом благодаря активным усилиям В.Рольстона. В короткой записке Тургенев извещает Рольстона о дате отъезда из Парижа и своем намерении «о многом рассказать и расспросить» при встрече.

Другой автограф Тургенева, свидетельствующий о его обширных международных литературных и культурных связях и о признании высокого авторитета русского писателя на Западе, — письмо к неустановленному лицу без даты. Совершенно очевидно, что адресатом был один из устроителей Международного литературного конгресса, проходившего в Париже в июне 1878 года под председательством Виктора Гюго. Конгресс был организован Обществом литераторов Франции, которое возглавлял писатель и литературный критик Эдмон Абу. Общество литераторов обратилось к Тургеневу с приглашением принять участие в Конгрессе в качестве сопредседателя и представителя от России и просило рекомендовать для участия в Конгрессе других русских писателей. «Сударь, — пишет Тургенев, — возможно ли еще выслать от Комитета <…> приглашение (на международный конгресс писателей. — Авт.) весьма видному русскому литератору г. Петру Боборыкину? Я не мог принять приглашения, которое вчера мне хотели сделать, — я покидаю Париж в первых числах июня, но я считаю, что могу уверить Съезд в том, что в г. Боборыкине его участники найдут сотрудника настолько же усердного, насколько и знающего. Во всяком случае, вот его адрес: г. П.Д. <Боборыкину>, в Москве, ул. Сретенка, Колосов переулок, дом Калмыкова.

Примите, сударь, уверение в самых теплых чувствах. Иван Тургенев».

Запланированный Тургеневым отъезд из Парижа не состоялся: он принимал участие в Конгрессе с 11 по 29 июня 1878 года.

Среди наиболее ценных приобретений Государственного музея А.С.Пушкина 2016 года необходимо особо отметить письмо Тургенева, адресованное к младшей дочери Пушкина графине Н.А. фон Меренберг. Это дар петербургского коллекционера и мецената М.Ю.Карисалова. Письмо связывает два великих имени русской литературы — Пушкина и Тургенева; на сегодняшний день это единственный выявленный документ из переписки Тургенева и Н.А. фон Меренберг по поводу издания писем поэта к Н.Н.Гончаровой-Пушкиной.

Как известно, именно Тургенева выбрала Наталья Александровна в издатели писем ее великого отца. После публикации писем в журнале «Вестник Европы» (№№ 1, 3 за 1878 год) Н.А.Меренберг попросила Тургенева вернуть ей подлинники. Вот ответ Тургенева: «Дорогая графиня де Меренберг, приступ подагры, который приковал меня к постели на 10 дней, помешал мне незамедлительно ответить на Ваше письмо. Я прошу Вас извинить это опоздание. Но это не помешало мне написать г-ну Стасюлевичу, и я не сомневаюсь, что если Вы обратитесь к нему, он тотчас же перешлет бумаги Вашего отца, которые находятся в редакции “Вестника Европы” и которые, я хорошо это понимаю, должны находиться у Вас. Я очень сожалею, что мое отсутствие в Париже лишило меня удовольствия видеть Вас, а также Е<го> В<ысочество> во время Вашего пребывания в Париже. Нет ничего невозможного в том, что в следующем году я приеду в Висбаден и буду счастлив лично там засвидетельствовать свое почтение Вам и Вашему супругу.

Примите, госпожа графиня, выражение моих чувств симпатии и почтения.

Ив. Тургенев

P.S. Адрес г-на Стасюлевича: Его П<ревосходительст>ву Михаилу Матвеевичу Стасюлевичу, Галерная, № 20. С. Петербург».

В связи с этим письмом упомянем и о фотографических портретах графини Н.А. фон Меренберг и ее супруга принца Николая Вильгельма Нассауского, поступивших в музей в составе альбома с фотографиями из владения графа Гвидо фон Матушка-Грейфенклау (1847—1924), представителя аристократической знати Висбадена. В нем, с многочисленными автографами и дарственными надписями, собраны фотопортреты друзей и знакомых владельца альбома, выполненные в престижных фотоателье Берлина, Франкфурта, Висбадена во второй половине XIX века. Среди изображенных — младшая дочь и зять А.С.Пушкина. Тургенев бывал в этом немецком городке и встречался с Натальей Александровной и принцем Нассауским.

Отдельного внимания заслуживает автограф классика немецкой философии Гегеля на свидетельстве о приеме в число студентов философского факультета Берлинского университета, выданном Фридриху Струве 23 октября 1820 года. В это время Гегель был деканом факультета философии Берлинского университета. С 1838 по 1841 год там же учился студент Тургенев у последователя Гегеля профессора Вердера. Увлечение гегелевской философией сыграло роль в формировании мировоззрения Тургенева.

За последнее время коллекция музея значительно пополнилась изобразительными материалами. Интересны, например, живописные полотна на «московский» и «буживальский» сюжеты.

Тему старомосковских родственных связей Тургеневых раскрывает большой портрет С.И.Муханова (неизвестный художник с оригинала В.Л.Боровиковского 1807 года, первая четверть XIX века). С.И.Муханов (1762–1842), действительный тайный советник, обер-шталмейстер при дворе Павла I, был женат на В.Д.Тургеневой, двоюродной сестре деда писателя. Семейства Сергея Ильича и его родного брата Николая Ильича жили неподалеку в Мертвом (ныне Пречистенском) переулке. Варвара Петровна и Иван Сергеевич уважительно относились к старшим родственникам и исправно наносили им визиты. В одном из писем к сыну Ивану Варвара Петровна о Сергее Ильиче отзывалась так: «Дядя ангельского ндраву, займет тебя рассказами о старине двора».

Недалеко от дома на Остоженке находился Крымский брод на Москве-реке, упоминания о котором встречаются в двух повестях Тургенева, автобиографичных по содержанию: «Первой любви» (повести-воспоминании об отце) и «Муму» (повести-воспоминании о матери). В «Первой любви» прототипом героини, княжны Зинаиды Засекиной, стала, как уже упоминалось, княжна Екатерина Шаховская, первая любовь Ивана Тургенева и последняя любовь его отца. Княжну Зинаиду Тургенев поселил в переулках возле Крымского брода. «В сером доме с белыми колоннами», то есть в остоженском особняке, проживала барыня из повести «Муму», которую писатель наделил некоторыми чертами характера своей матери; ее дворовые люди также стали прототипами героев повести. Главные события в произведении разворачиваются возле Крымского брода. Именно эти места — Крымский брод и старый Крымский мост — изображены на акварели неизвестного художника с оригинала Н.Е.Маковского 1885 года.

Дом на Остоженке Тургенев вспоминал на закате жизни, работая над «московской» повестью «Клара Милич (После смерти)». Она написана во Франции, в буживальском доме писателя, ставшем его последним земным пристанищем. В октябре 1874 года Тургенев и П.Виардо приобрели в пригороде Парижа Буживале усадьбу «Ясени», где Тургенев построил себе небольшое шале рядом с виллой Виардо. Здесь они проводили летние месяцы. Но летом 1873–1874 годов, до покупки «Ясеней», они жили у мадам Альган в доме «Ла Гаренн», что находится недалеко от церкви. Улица в Буживале с видом на церковь изображена на картине Ф.-М.-Э. Шаперона (1865, гуашь).

Иконография Тургенева пополнилась двумя его фотопортретами 1870-х годов, выполненными в фотоателье М.Хирша в Карлсбаде (Карловы Вары) и в мастерской знаменитого фотографа Надара в Париже.

Среди тургеневского собрания портретов в ГМП есть и подлинный раритет, приобретенный у потомков известного генеалога и коллекционера Ю.Б.Шмарова. Его не могли атрибутировать, но во время реставрации выявили имя автора. Им оказался Федор Емельянович Буров (1845–1895), портретист, пейзажист, выпускник Академии художеств, имевший звание классного художника 1-й степени. По некоторым источникам, в 1870-х годах Буров бывал в Париже, сблизился с А.П.Боголюбовым, познакомился с Тургеневым и в 1883 году написал его портрет. Это был год ухода Тургенева из жизни. Живописец сумел передать не только портретное сходство, но и трагическое внутреннее состояние писателя незадолго до смерти.

Отличительной особенностью формирования фондов Государственного музея А.С.Пушкина являются многочисленные дары.

Через Российский фонд культуры в музей поступил альбом Николая Эдуардовича Сакса «Оригинальные рисунки различных художников, автографы», переданный поэтессой В.А.Синкевич, проживающей в США. Н.Э.Сакс был помощником Тургенева в парижском Обществе взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. Общество, возглавляемое А.П.Боголюбовым, объединяло такие имена, как И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.В.Верещагин, А.К.Беггров, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, А.А.Харламов, И.П.Похитонов, скульптор М.М.Антокольский, и много других. В альбоме собраны работы как самого Н.Э.Сакса, так и И.П.Похитонова, А.П.Боголюбова, пейзажиста И.Е.Крачковского и др.

Еще один дар, поступивший из Российского фонда культуры, — фрагмент лаврового венка, возложенного в 1883 году на гроб Тургенева в день похорон воспитанницами санкт-петербургской гимназии княгини А.А.Оболенской, с сопроводительной запиской.

В юбилейном 2018 году коллекционер А.М.Гостев преподнес в дар музею живописное полотно неизвестного итальянского художника «Рождение Адониса» (конец XVII — начало XVIII века), а также экземпляр журнала «Современник» (1855) с первой публикацией комедии Тургенева «Месяц в деревне».

И наконец, о последнем, поистине бесценном даре М.Ю.Карисалова — трех автографах И.С.Тургенева.

Первый — письмо Тургенева к французской писательнице Жорж Санд, отправленное из Парижа, с улицы Дуэ, 50, 17 февраля 1876 года: «Милая и добрая госпожа Санд, я позволил себе послать Вам обычным путем маленький бочонок устриц, чтобы вызвать в Вашей памяти воспоминание о большом, отвратительном ленивце, который Вас обожает и не может простить себе, что уже так давно Вас не видел.

Все домашние болели и еще болеют гриппом, что не мешает тому, что послезавтра вечером будет большой бал-маскарад на улице Дуэ.

На меня напала подагра, которая около месяца удерживала меня дома.

Мы все надеемся, что в понедельник сможем выпить за здоровье славной Республики.

Пока я передаю наилучшие пожелания всем Вашим и нежно целую Ваши руки. Весь Ваш Ив. Тургенев

P.S. Все Виардо, старшие и младшие, собрались возле меня.

P.S.S. В настоящую минуту госпожа Виардо просит меня узнать, получили ли Вы ее письмо и ноты. Она отдельно шлет Вам тысячу нежных приветов».

Жорж Санд — близкая подруга Полины Виардо. В 1870-х годах Тургенев неоднократно гостил в ее поместье Ноан, а если не мог приехать, то нередко посылал подарки в виде охотничьих трофеев (косуль, фазанов) или устриц. Тургенев называл имя Ж.Санд в ряду лучших писателей века, но не меньше ценил человеческие качества этой выдающейся женщины. «Я всей душой любил ее и знаю, что она относилась ко мне очень дружески», — признавался он4.

Второй автограф — записка И.С.Тургенева неустановленному лицу на визитной карточке писателя, без даты: «Я приходил, чтобы пожать вам руку до моего отъезда и одновременно попросить об одном одолжении: не будете ли вы так добры прислать мне рекомендательное письмо для м-м Иннис и моей дочери к кому-либо из ваших знакомых во Флоренции? Они едут туда на три месяца, и может случиться, что они будут нуждаться в совете или небольшой протекции. Я был бы вам бесконечно обязан. Я уезжаю только завтра вечером, и у вас есть еще необходимое для этого время. Тысяча приветов. И.Тургенев». Внебрачная дочь Тургенева Пелагея (Полина), родившаяся в 1842 году у московской мещанки А.Е.Ивановой, в восьмилетнем возрасте была отправлена отцом во Францию на воспитание в семью Виардо. В октябре 1860 года Тургенев писал из Парижа П.В.Анненкову: «Я нанял квартиру в Rue de Rivoli, 210, и поселился там с моей дочкой и прекраснейшей англичанкой-старушкой, которую бог помог мне найти»5. Весну и лето 1862 года Полина Тургенева и ее гувернантка Мария Иннис провели во Флоренции, проживая в итальянской семье: «Вижу с удовольствием, что ваше путешествие, как кажется, до сих пор совершается под счастливой звездой, и что вы хорошо чувствуете себя в этой итальянской семье, которую прошу вас сердечно приветствовать от моего имени», — писал в одном из писем Тургенев6.

Третий автограф — письмо Тургенева к издателю французского журнала «Литературно-политическое обозрение во Франции и за рубежом» Эжену Юнгу от 8 октября 1882 года из Буживаля: «Дорогой господин Юнг, повесть Толстого, о которой я говорил г-ну Рейнаху, была бы слишком объемной для “Литературно-политического обозрения”, но если Вам угодно довериться моему мнению, я могу предложить перевод небольшой повести одного молодого русского автора, на мой взгляд, самого талантливого из ныне пишущих у нас. Его фамилия Гаршин. Эта повесть, озаглавленная “Ночь”, займет не более двух, самое большее трех номеров “Л.-п. обозрения”. Если Вы захотите познакомиться с этим литературным опытом, дайте мне знать, и я пришлю означенную повесть г-ну Дюран-Гревилю.

Я чувствую себя на самом деле лучше, но все еще прикован к постели и останусь здесь [в Буживале] до половины ноября.

Примите, дорогой г-н Юнг, уверение в моих самых теплых чувствах. Ив. Тургенев».

Тургенев сотрудничал с «Литературно-политическим обозрением», в нем были опубликованы французские переводы рассказов Тургенева «Старые портреты», «Отчаянный», «Перепелка», выполненные Эмилем Дюран-Гревилем, а затем «Стихотворения в прозе» в переводе Полины Виардо с участием самого Тургенева. Известно, что Тургенев, находясь в Париже, всячески способствовал популяризации произведений Л.Н.Толстого в Европе. В последние годы он пристально интересовался молодыми писателями, теми, кто шел на смену его поколению. Он радовался каждому талантливому произведению, но главным образом выделял В.М.Гаршина, только начинавшего тогда свой творческий путь. Между признанным классиком и молодым писателем возникла заочная дружба, они переписывались. Тургенев называл Гаршина надеждой русской литературы и всячески способствовал переводу его рассказов на французский язык. Летом 1882 года Гаршин гостил в имении Тургенева Спасское-Лутовиново. Хозяин пригласил его, планируя провести лето на родине, но помешала тяжелая болезнь. Рассказ Гаршина «Ночь» был опубликован в «Литературно-политическом обозрении» в декабре 1882 года.

…Юбилейный тургеневский год и открытие Дома-музея И.С.Тургенева после реставрации позади. Особняк на Остоженке живет новой жизнью благодаря появлению множества интересных и уникальных материалов, часть которых представлена в настоящей публикации. Экспозиция на Остоженке, по отзывам первых посетителей, получилась яркой, насыщенной, а главное, дом писателя постепенно наполняется подлинными тургеневскими вещами. Собирательская работа продолжается, у молодого музея все впереди.

Примечания

1 Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. (далее – ПСС). Сочинения: В 12 т. М., 1983. Т. 11. С. 72–73.

2 Фомин А.А. Петр Николаевич Тургенев и его дар русской науке: [Арх. братьев Тургеневых]. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1913. С. 13.

3 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Изд. 2-е, испр. и доп. Самара: Агни, 2006. С. 177–178.

4 Тургенев И.С. ПСС. Письма: В 18 т. М., 2012. Т. 15 (I). С. 140, 315.

5 Тургенев И.С. ПСС. Письма: В 18 т. М., 1987. Т. 4. С. 244.

6 Тургенев И.С. ПСС. Письма: В 18 т. М., 1988. Т. 5. С. 75, 328.

Благодарим Н.А.Табакову и Е.Е.Ломовскую за предоставленные сведения о владелице рукописного альбома Анни де Мориц. Особую благодарность выражаем М.Ю.Карисалову, а также всем дарителям музея.

Ф.Е.Буров. Портрет И.С.Тургенева. 1883. Холст, масло. Последний прижизненный портрет писателя

Ф.Е.Буров. Портрет И.С.Тургенева. 1883. Холст, масло. Последний прижизненный портрет писателя

Кабинет И.С.Тургенева

Кабинет И.С.Тургенева

Роман «Новь» с автографом И.С.Тургенева. 1879

Роман «Новь» с автографом И.С.Тургенева. 1879

Гостиная в доме на Остоженке

Гостиная в доме на Остоженке

Неизвестный художник. Портрет В.П.Тургеневой. 1810-е годы. Кость, акварель, гуашь

Неизвестный художник. Портрет В.П.Тургеневой. 1810-е годы. Кость, акварель, гуашь

Неизвестный художник. Портрет Полины Виардо-Гарсиа. 1841. Бумага на картоне, карандаш, растушевка

Неизвестный художник. Портрет Полины Виардо-Гарсиа. 1841. Бумага на картоне, карандаш, растушевка

Запись П.Виардо-Гарсиа в альбоме Анни де Мориц. Лозанна. 1898

Запись П.Виардо-Гарсиа в альбоме Анни де Мориц. Лозанна. 1898

Генрих Кауч. Медаль на 80-летие Виардо-Гарсиа. 1901. Бронза, литье

Генрих Кауч. Медаль на 80-летие Виардо-Гарсиа. 1901. Бронза, литье

Д.А.Татищев. Скачущий черкес. 1872. Холст, масло

Д.А.Татищев. Скачущий черкес. 1872. Холст, масло

Письмо И.С.Тургенева к Жорж Санд. Автограф. 17 февраля 1876. Дар М.Ю.Карисалова

Письмо И.С.Тургенева к Жорж Санд. Автограф. 17 февраля 1876. Дар М.Ю.Карисалова

Интерьер гостиной

Интерьер гостиной

Ваза для фруктов. Франция, Париж. Мастерская братьев Дарт. Первая четверть XIX века. Фарфор, стекло, позолота, цировка.Дар Е.Н.Бондаревой

Ваза для фруктов. Франция, Париж. Мастерская братьев Дарт. Первая четверть XIX века. Фарфор, стекло, позолота, цировка.Дар Е.Н.Бондаревой

Альбом с фотографиями принца Н.-В. Нассауского и графини Н.А.Меренберг. Конец 1860-х – начало 1870-х годов

Альбом с фотографиями принца Н.-В. Нассауского и графини Н.А.Меренберг. Конец 1860-х – начало 1870-х годов

Свидетельство о приеме в число студентов философского факультета Берлинского университета с автографом-подписью Г.В.Ф. Гегеля. 1820

Свидетельство о приеме в число студентов философского факультета Берлинского университета с автографом-подписью Г.В.Ф. Гегеля. 1820

Неизвестный художник с живописного оригинала Н.Е.Маковского 1885 года. Вид Москвы со стороны Нескучного сада. Последняя четверть XIX века. Бумага, акварель, карандаш

Неизвестный художник с живописного оригинала Н.Е.Маковского 1885 года. Вид Москвы со стороны Нескучного сада. Последняя четверть XIX века. Бумага, акварель, карандаш

Неизвестный художник. Россия (?). Полина Виардо-Гарсиа в роли Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». 1843–1850-е  годы. Картон, черная акварель

Неизвестный художник. Россия (?). Полина Виардо-Гарсиа в роли Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». 1843–1850-е годы. Картон, черная акварель

Неизвестный художник с оригинала В.Л.Боровиковского 1807 года. Портрет Сергея Ильича Муханова. Первая четверть XIX века. Холст, масло

Неизвестный художник с оригинала В.Л.Боровиковского 1807 года. Портрет Сергея Ильича Муханова. Первая четверть XIX века. Холст, масло

Фрагмент лаврового венка, возложенного на гроб И.С.Тургенева воспитанницами санкт-петербургской гимназии кн. А.А.Оболенской с сопроводительной запиской

Фрагмент лаврового венка, возложенного на гроб И.С.Тургенева воспитанницами санкт-петербургской гимназии кн. А.А.Оболенской с сопроводительной запиской

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru