Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 120 2017

Лидия Карнаухова

Воспоминанья чистых лет

Детский портрет из собрания Государственного музея А.С.Пушкина, музейных и частных коллекций

 

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновенье,

Волнуясь легкою толпой,

Несутся над моей главой.

   
    А.С.Пушкин

Портреты детей обладают для многих особой притягательной силой, завораживая зрителя непосредственностью, искренностью и чистотой. Для художника обращение к детскому портрету — это возможность передать хрупкий душевный мир ребенка, показать его очарование и естественность. И подчас такие изображения, не всегда соответствующие канонам академической живописи, выполненные неизвестными художниками средней руки, привлекают, заставляют улыбнуться, пробуждают в душе добрые чувства, как и произведения великих мастеров.

Выставка «Но детских лет люблю воспоминанье…», прошедшая в залах Государственного музея А.С.Пушкина, развивая эту тему, внесла в нее новый аспект. Место для нее было выбрано не случайно — в небольших, уютных, с низкими потолками залах мезонина, где обычно располагались детские комнаты. Портреты их обитателей — мальчиков и девочек, соединенные в «маленькую детскую вселенную», имеющую собственную историю, свой ход времени, органично вписались в это пространство, где было представлено без малого 100 живописных, графических, миниатюрных, фотографических портретов работы русских и западноевропейских мастеров. Хронологический принцип экспонирования произведений дал возможность проследить, как на протяжении двух столетий — со второй половины XVIII до начала XX века — менялись создаваемые портретистами детские образы, какие акценты вносила в них каждая эпоха, оценить художественные особенности и достоинства работ.

Круг моделей, изображенных на этих портретах, разнообразен: члены императорской фамилии и русская аристократия, но чаще — безымянные отпрыски поместного дворянства. В их трогательных образах мы вольно или невольно ищем и узнаем черты столь знакомых нам с детства героев великой русской литературы: Петруши Гринева и Татьяны Лариной (А.С.Пушкин), Багрова-внука (С.Т.Аксаков), Николеньки Иртеньева (Л.Н.Толстой), Илюши Обломова (И.А.Гончаров), Темы Карташева (Н.Г.Гарин-Михайловский)…

Отбирая материалы для экспонирования, авторы стремились ввести в научный оборот портреты ранее неизвестные. Это касалось как старых экспонатов музея, так и новых приобретений, таких как парные живописные портреты братьев Дмитрия и Николая Яньковых, прошедшие сложнейшую реставрацию в музее. Братьям-погодкам, изображенным на портретах, не более двух-четырех лет. Исходя из дат их рождения — 1762 и 1763 годы, — эти портреты могли быть исполнены в середине 1760-х годов, чему соответствуют и костюмы детей. Однако в надписях на оборотах холстов указаны точная дата создания — 1800 год и имя художника — Григорий Озеров. А он, как известно из мемуаров знаменитой москвички Е.П.Яньковой «Рассказы бабушки…», был крепостным художником ее мужа Дмитрия Александровича, одного из изображенных мальчиков. Видимо, Озеров скопировал портреты с оригиналов 1760-х годов для фамильной портретной галереи своего хозяина Д.А.Янькова1. Та же бабушка Янькова замечает в своих мемуарах, что Григорий Озеров, «живописец не очень искусный», в копировании «был отличный мастер»2. «Портретное искусство, — писал барон Н.Н.Врангель, — было необходимой частью помещичьего быта — всякий хотел иметь изображение свое и близких. Эта настойчивая прихоть создала множество если и не всегда хороших художников, то весьма занимательных бытописателей. <…> Бесхитростные изделия крепостных, почти кустарное творчество, милое нам, как милы рисунки детей или наивные стихи в бабушкином альбоме»3.

Недавно приобретены музеем также три прекрасные акварели. Первая — «Портрет мальчика с голубым бантом» (1853), первоклассная, утонченная работа представителя знаменитой австрийской школы, мастера светского портрета середины XIX века Леопольда Фишера, с его устойчивыми стереотипами композиционного построения и образного решения. Нежный колорит акварели с единственным ярким акцентом — синим бантом — придает особое очарование и прелесть детскому образу. Вторая — произведение известного английского гравера и рисовальщика Томаса Райта «Портрет мальчика в голубой рубашке» (1843), исполненный в период работы мастера в России. Всего год спустя его моделями станут дети А.С.Пушкина. Кисти швейцарца Карла Гернлера, художника, мало известного в отечественных музейных и частных собраниях, принадлежит третья акварель — «Портрет мальчика с сачком на фоне пейзажа» (1849). Сачок для ловли бабочек, или рампетка, как называли его в XIX веке, говорит о склонностях юного натуралиста, его увлечениях. Как не вспомнить, глядя на этот портрет, восторженный гимн бабочке С.Т.Аксакова: «Из всех насекомых, населяющих Божий мир <…>, бабочка лучше, изящнее всех. Это поистине “порхающий цветок”. <…> На всю жизнь осталось у меня отрадное воспоминание этого времени, многих счастливых, блаженных часов. Ловля бабочек происходила под открытым небом, она была обстановлена разнообразными явлениями, красотами, чудесами природы»4.

Неизвестным русским мастером выполнена пастель «Портрет мальчика с лошадкой». Ребенку, изображенному на портрете, не более трех лет. Его личико с пухлыми румяными щеками, крупным лбом и глазами-вишенками сосредоточенно и серьезно. Он старательно позирует, крепко сжимая в кулачке кнутик; слева на столе его любимая игрушка — лошадка. Возможно, создавая портрет мальчика, художник угадал его будущую судьбу бравого военного: «Да будешь, малютка, как папа бесстрашен, пусть пламень гусара пылает в крови…»5

Музей со дня своего основания постоянно комплектует коллекцию детского портрета. Начало ей было положено в 1961 году. Актер В.С.Якут передал в дар музею предполагаемый портрет-миниатюру Пушкина-ребенка (1802) работы французского художника-дилетанта К. де Местра. В первые десятилетия приобретались в основном портреты пушкинского времени. За последние годы, в преддверии открытия Дома-музея В.Л.Пушкина на Старой Басманной и Музея И.С.Тургенева на Остоженке, временные рамки коллекции значительно расширились. Она пополнилась детскими портретами второй половины XVIII–XIX века и в настоящее время насчитывает более 60 произведений. Это работы графиков и акварелистов, мастеров камерного портрета: К.В.Барду, В.Ф.Бинеманна, К.К.Гампельна, В.И.Гау, Л.Д.Крюкова, А.П.Соколова, П.Ф.Соколова, Т.Райта и других, также экспонировавшихся на выставке. Замечательные образцы детского живописного портрета представлены работами К.Л.Христинека, И.К.Макарова, Г.Озерова, Т.Л.Шепкинса, неизвестных русских и западноевропейских мастеров.

Русский художник немецкого происхождения Карл Христинек известен как проницательный и тонкий колорист. В парадном портрете цесаревича Павла Петровича в костюме андреевского кавалера он, подчеркнув социальную принадлежность модели, сумел одновременно передать открытость, искренность, душевную чистоту юного Павла: «Живой, задорный характер великого князя выражался и в его внешности: это был мальчик с подвижным, выразительным лицом, с несколько вздернутым носиком и добрыми, подкупающими глазами»6.

Кисти замечательного русского живописца Ивана Кузьмича Макарова принадлежит портрет старшей внучки А.С.Пушкина Натальи Дубельт (1854–1926), дочери Н.А.Пушкиной от брака с М.Л.Дубельтом. Для художника Пушкины — Ланские были не просто заказчиками; с этой семьей Макарова связывали длительные близкие и доверительные отношения. Портрет Натальи Ланской — один из многочисленных детских портретов, созданных художником. Нежный и заботливый отец большого семейства, по природе своей человек искренний и непосредственный, он охотно писал и своих, и чужих детей, без труда находя с ними общий язык во время сеансов. Художник изобразил девочку в кокетливо-грациозной позе, подчеркнув миловидность и очарование маленькой модели.

Органично вошли в образную систему выставки сцены с детьми, такие как картина «Крещение младенца» — сюжет, крайне редко встречающийся в жанровой живописи. Однако в жизни ребенка, его родителей, да и всех родственников это событие было торжественным и запоминающимся навсегда. «Меня крестили в новосельской церкви, — вспоминала писательница Т.П.Пассек о дне своего крещения в 1810 году. — В прекрасное летнее утро, рассказывали мне, по березовой аллее от барского дома до церкви кормилица Марья несла меня на голубой шелковой подушке, под кисейным покрывалом на розовой шелковой подкладке, обшитой широкими кружевами. Рядом с кормилицей шла старушка няня. Она несла парадную корзинку с батистовой рубашечкой, детским чепчиком, все в кружевах и розовых лентах… Шествие завершалось многочисленной свитой служителей. Так пышно вступала я в жизнь»7.

Акварель «Гостиная в усадьбе Горки», представляющая мирную картину семейной жизни, — единственный сохранившийся лист из альбома, когда-то принадлежавшего А.Д.Благово8. На рисунке она изобразила себя и своего единственного сына Дмитрия. Художница как будто приглашает нас внимательно рассмотреть обстановку уютной светлой гостиной, которая так много может рассказать о вкусах и привычках ее хозяйки. Здесь Аграфена Дмитриевна читала (в Горках была богатейшая библиотека), занималась рукоделием, играла с сыном (рано овдовев, она отдала ему всю свою любовь; серьезно занималась его воспитанием и образованием). Художница сумела передать особое состояние душевного покоя и умиротворенности, своеобразную поэзию усадебного семейного быта.

Произведение отличают стройная композиция, отсутствие явных нарушений в рисунке, гармоничное колористическое решение. А.Д.Благово, не получившая профессионального образования, безусловно обладала вкусом и художественным талантом, которые ее мать Е.П.Янькова старалась развивать в дочерях. В начале 1820-х годов она отправилась с ними в Петербург, где знакомила с достопримечательностями северной столицы и ее окрестностей. Осматривая Эрмитаж и Академию художеств, они познакомились с начальником мозаичного отделения Г.Веклером9. «Моим барышням очень понравилась эта работа, и я приглашала Веклера бывать у нас и давать им уроки. <…> Много разных вешиц тогда наделала Грушенька и подарила мне пейзаж для табакерки — “Красная шапочка”. <…> Тут я тоже пригласила двух рисовальных учителей, так что, живя в Петербурге, мои девицы кой-чему научились»10. Портрет юной Аграфены Яньковой кисти Г.Озерова, представленный на выставке, не чужд веяниям сентиментализма. Одетая в легкое белое платье девочка изображена на фоне пейзажа. Возможно, по замыслу художника, она должна вызывать ассоциации с богиней Флорой, а роза в ее руке — аллегория торжества красоты жизни.

С раннего детства ребенка в дворянской семье окружали кормилицы, мамушки и нянюшки, портреты которых встречаются крайне редко. Такой мамушкой для 10 детей князя И.М.Долгорукова, поэта и драматурга, была Анна Федоровна Варч (1737–1817), «трудолюбивая, деятельная, бережливая», «отменно привязанная к жене моей, ко мне и детям»11. Не одна страница мемуаров князя посвящена добродетелям этой преданной его семье женщины. На обороте ее небольшого портрета — надпись железо-галловыми чернилами: «Анна Федор. / Варчъ / моя мамушка / 1737–1817», видимо, сделанная одним из ее многочисленных питомцев.

Особую мемориальную ценность представляет для музея «Портрет няни Анисеньки», переданный в дар М.С.Пушкиной, потомком поэта. Воспитанницей изображенной на полотне пожилой женщины с добрым усталым лицом была Софья Александровна Пушкина, урожденная Ланская (1836/1838 – 1875). Она рано осталась сиротой и жила в семье своего дяди П.П.Ланского, мужа Н.Н.Пушкиной. Впоследствии Софья Александровна стала женой А.А.Пушкина, старшего сына поэта. Не имея профессионального образования, она писала маслом и акварелью и была хорошей художницей. По семейной легенде, С.А.Пушкина была автором портрета своей любимой няни.

С середины XIX века «фотография входит в российский быт, и семьи разных сословий торжественно посещают студии, где главенствовал громоздкий ящик фотоаппарата на треноге и живописный, как правило, экзотический фон. Это важное событие постепенно превращается в жизненную необходимость, и особенное впечатление производило на детей, которые становились одними из главных персонажей фотоотпечатков»12. Детский фотографический портрет последней четверти XIX – начала XX века — одна из самостоятельных тем выставки. Хронологически, эстетически и содержательно она охватывает период накануне Первой мировой войны и трагических революционных потрясений, которые безжалостно разрушат судьбы и оборвут жизни целого поколения еще таких беззаботных и радостных мальчишек и девчонок. Многие из них вписали яркие, незабываемые страницы в историю России.

Малыш в белом платьице, уютно устроившийся на ступеньках лестницы, — граф Юрий Александрович Олсуфьев (1878–1938), в будущем известный искусствовед и талантливый реставратор, член Общества сохранения памятников искусства в России. После революции жил с семьей в Сергиевом Посаде, был председателем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры и главным хранителем ризницы лавры. В 1920 году работал в Сергиевском историко-художественном музее. Один из основателей научной школы реставрации икон. Участвовал в реставрации «Троицы» А.Рублева.

В 1925 году Ю.А.Олсуфьев был арестован и обвинен в «контрреволюционной деятельности в целях свержения Советской власти». После отбытия срока заключения он работал в Московских государственных реставрационных мастерских, а с 1934 года возглавил секцию реставрации древнерусской живописи в Третьяковской галерее. В 1938 году вновь арестован и осужден за «распространение антисоветских слухов». Расстрелян 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне.

Трагично сложилась судьба графа Гавриила Алексеевича Бобринского (1898–1918), прапраправнука императрицы Екатерины II. Фотография 1900-х годов запечатлела его 8–10-летним мальчиком с открытым милым лицом и выразительными, не по-детски умными и грустными глазами. Двумя руками он нежно прижимает к себе маленького пекинеса. Выпускник военно-морского училища, после выпуска он служил гардемарином на флоте. В 1917 году поступил вольноопределяющимся в пулеметную роту «Дикой дивизии», которой командовал великий князь Михаил Александрович. 21 октября 1918 года в Пятигорске он вместе с генералами Р.Д.Радко-Дмитриевым, Н.В.Рузским и другими был зарублен красноармейцами за принадлежность к контрреволюционной организации.

На фотографии 1875 года изображена девочка в белом платье и черных сапожках, с курточкой, лихо, совсем по-гусарски, как ментик, накинутой на левое плечо. Это княжна Христина Сергеевна Голицына (1871–1932), впоследствии выпускница Екатерининского института; сестра милосердия во время Русско-японской войны. По линии матери она происходила из семьи Обресковых и была хранительницей портрета своей бабушки (возлюбленной М.Ю.Лермонтова — знаменитой «Н.Ф.И.» — Натальи Федоровны Ивановой, о которой так артистично и талантливо рассказывал и писал И.Л.Андроников) работы В.Ф.Бинеманна. После гибели мужа — священника Н.В.Арсеньева — в пересыльной тюрьме была арестована и погибла в заключении. Все фотопортреты представлены на выставке впервые. Они хранились в коллекции известного московского генеалога Ю.Б.Шмарова, которая в 1989 году поступила в Государственный музей А.С.Пушкина.

Детские рисунки — особая тема выставки. К сожалению, в альбомах первой половины XIX века таких рисунков сохранилось немного. Примеры детского художественного творчества – пейзажи, исполненные Екатериной и Александром Левашовыми13 в альбоме, более 70 лет хранившемся в семейном собрании Бакуниных – Полторацких – Левашовых. Его владельцы — Е.А. и П.П. Бакунины — родители «несравненной», «прекрасной», «милой» Катеньки Бакуниной, в которую был влюблен лицеист Пушкин. Первые листы альбома были заполнены еще в 1800-х годах. Произведения профессиональных художников Ж.-Ф. Тома де Томона, Ж.-Б. Лепренса, С.Тончи соседствуют на его страницах с работами представителей четырех поколений Бакуниных, Полторацких, Левашовых. На последних — детские рисунки, подписанные монограммой «А.Л.» и «Катя Левашова» с датами 1874–1876. Это работы Александра и Екатерины Левашовых, внуков Е.П.Полторацкой, урожденной Бакуниной. Несмотря на юный возраст, брат и сестра неплохо владели перспективой и техникой письма акварелью и сепией. Последней владелицей альбома была правнучка Екатерины Павловны — В.А.Кох, урожденная Левашова, которая в трудные годы сумела сохранить семейную реликвию и передать ее в пушкинский музей.

Выставка не была бы столь наполненной и разнообразной без участия наших партнеров. Особая благодарность Музею В.А.Тропинина и московских художников его времени и Художественно-педагогическому музею игрушки «Высшая школа народных искусств» (Сергиев Посад), поддержавшим проект. Музей игрушки представил на выставке более 50 экспонатов. Это прекрасные образцы живописного портрета кисти Ф.А.Тулова, А.И.Гебенса, Н.В.Неврева, И.К.Макарова, С.И.Грибкова и неизвестных русских мастеров второй половины XVIII века; русские и западноевропейские игрушки: фарфоровые куклы, всадники, деревянные лошадки и оловянные солдатики, так любимые мальчишками, кукольный кофейный сервиз. В залах можно было увидеть редкие даже для музейных собраний предметы детской мебели: бюро, искусно инкрустированное эмалью, комод с бронзовыми накладками, уникальный экспонат из коллекции А.В.Руденцова (галерея «Три века») — кукольную трехстворчатую ширму с бисерными вставками (первая треть XIX века). Без всего этого невозможно представить себе уютную атмосферу детской, где жизнь текла неспешно и счастливо. Ведь светлая ностальгия каждого по прекрасной поре детства или хотя бы по отдельным ярким переживаниям далекого прошлого, связанного с домом, родными, большими надеждами и чистыми помыслами, живет в каждом из нас.

Примечания:

1 Семейная портретная галерея Яньковых — Благово поступила в музей от В.К.Журавлевой, прапраправнучки знаменитой бабушки Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Благово, в 2006–2011 гг. Коллекция насчитывает 16 произведений: 15 портретов, из которых два — изображения самой мемуаристки, и интерьер гостиной в подмосковной усадьбе Яньковых Горки.

2 Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д.Благово. Л., 1989. С. 192. (Далее — Рассказы бабушки.)

3 Врангель Н.Н. Помещичья Россия // Врангель Н.Н. Венок мертвым. Художественно-исторические статьи. СПб., 1913. С. 63.

4 Аксаков С.Т. Собирание бабочек // Собр. соч. В 5 т. М., 1966. Т. 2. С. 159, 216.

5 Рылеев К.Ф. На рождение Я.Н.Бедраги // Полн. собр. соч. / Вступ. статья В.Г.Базанова и А.В.Архиповой. Л., 1971. С. 70.

6 Русский биографический словарь А.А.Половцева. В 25 т. СПб., 1896–1918. Т. 13. С. 11. Репринтное издание. М., 1999.

7 Пассек Т.П. Воспоминания Т.П.Пассек. Из дальних лет. СПб., 1905. Т. I. С. 26.

8 Аграфена Дмитриевна Благово, урожденная Янькова (1794–1865) — старшая дочь Е.П.Яньковой; с 1825 г. жена Дмитрия Калиновича Благово (1783–1827). В браке имела сына Дмитрия (1827–1897), историка, библиофила, мемуариста, поэта, священнослужителя.

9 Георг Фердинанд Веклер (1800–1861) — известный русский мозаичист. В 1822 г. «причислен к Академии художеств». Выполнял заказы для императорского двора. Многие из его работ хранятся в ГЭ.

10 Рассказы бабушки. С. 260-261.

11 Долгоруков И.М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. Ковров, 1997. С. 118.

12 Два века русского детства. XVIII – начало XX века / Автор-составитель Е.Ф.Васюкинская. М., 2006. С. 29.

13 Екатерина Ивановна Левашова (1861–1957) и Александр Иванович Левашов (1859–1914), дети И.И.Левашова от брака с Е.А.Полторацкой.

В.Боровиковский. Портрет мальчика в красном жилете. Середина 1800-х годов. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

В.Боровиковский. Портрет мальчика в красном жилете. Середина 1800-х годов. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

А.-Ф.-Г. Виолье. Портрет А.И.Рибопьера. Начало 1790-х годов. Кость, акварель, гуашь. Галерея «Три века»

А.-Ф.-Г. Виолье. Портрет А.И.Рибопьера. Начало 1790-х годов. Кость, акварель, гуашь. Галерея «Три века»

Г.Озеров (?). Портрет А.Д.Яньковой. 1800-е годы. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

Г.Озеров (?). Портрет А.Д.Яньковой. 1800-е годы. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

Г.Озеров с оригиналов неизвестного художника 1760-х годов. Портреты Д.А.Янькова и Н.А.Янькова. 1800. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

Г.Озеров с оригиналов неизвестного художника 1760-х годов. Портреты Д.А.Янькова и Н.А.Янькова. 1800. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

Т.Райт. Портрет мальчика в голубой рубашке. 1843. Бристольский картон, акварель, карандаш. Государственный музей А.С.Пушкина

Т.Райт. Портрет мальчика в голубой рубашке. 1843. Бристольский картон, акварель, карандаш. Государственный музей А.С.Пушкина

Л.Фишер. Портрет мальчика с голубым бантом. 1853. Бристольский картон, акварель, карандаш. Государственный музей А.С.Пушкина

Л.Фишер. Портрет мальчика с голубым бантом. 1853. Бристольский картон, акварель, карандаш. Государственный музей А.С.Пушкина

К.Гернлер. Мальчик с сачком на фоне пейзажа. 1849. Бристольский картон, акварель, белила. Государственный музей А.С.Пушкина

К.Гернлер. Мальчик с сачком на фоне пейзажа. 1849. Бристольский картон, акварель, белила. Государственный музей А.С.Пушкина

А.Благово. Гостиная в усадьбе Горки. 1831. Бумага, акварель, карандаш. Государственный музей А.С.Пушкина

А.Благово. Гостиная в усадьбе Горки. 1831. Бумага, акварель, карандаш. Государственный музей А.С.Пушкина

Неизвестный художник. Россия. Портрет мальчика с лошадкой. Первая четверть XIX века. Пергамент, пастель. Государственный музей А.С.Пушкина

Неизвестный художник. Россия. Портрет мальчика с лошадкой. Первая четверть XIX века. Пергамент, пастель. Государственный музей А.С.Пушкина

К.Христинек. Портрет великого князя Павла Петровича. Около 1760 года. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

К.Христинек. Портрет великого князя Павла Петровича. Около 1760 года. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

И.Макаров. Портрет Н.М.Дубельт. Вторая половина 1850-х годов. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

И.Макаров. Портрет Н.М.Дубельт. Вторая половина 1850-х годов. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

П.Соколов. Портрет великого князя Константина Николаевича. Начало 1830-х годов. Бумага, акварель, карандаш. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

П.Соколов. Портрет великого князя Константина Николаевича. Начало 1830-х годов. Бумага, акварель, карандаш. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

Неизвестный художник, Россия. Крещение младенца. Первая четверть XIX века. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

Неизвестный художник, Россия. Крещение младенца. Первая четверть XIX века. Холст, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

С.Пушкина. Портрет няни Анисеньки. 1860-е годы. Картон, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

С.Пушкина. Портрет няни Анисеньки. 1860-е годы. Картон, масло. Государственный музей А.С.Пушкина

Ю.Олсуфьев. Около 1880 года. Альбуминовый отпечаток. Фотоателье «А.Ясвоин», Санкт-Петербург. Государственный музей А.С.Пушкина

Ю.Олсуфьев. Около 1880 года. Альбуминовый отпечаток. Фотоателье «А.Ясвоин», Санкт-Петербург. Государственный музей А.С.Пушкина

Граф Гавриил Бобринский. 1900-е годы. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный музей А.С.Пушкина

Граф Гавриил Бобринский. 1900-е годы. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный музей А.С.Пушкина

Княжна Христина Голицына. Около 1875 года. Альбуминовый отпечаток. Государственный музей А.С.Пушкина

Княжна Христина Голицына. Около 1875 года. Альбуминовый отпечаток. Государственный музей А.С.Пушкина

Э.Я.Шанкс. Портрет дочери В.Д.Поленова. 1890–1900. Холст, масло. Галерея «Три века»

Э.Я.Шанкс. Портрет дочери В.Д.Поленова. 1890–1900. Холст, масло. Галерея «Три века»

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru