Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 117 2016

Ирина Ерисанова

Высокое простодушие

В доме разбилась чашка. «К счастью!» — слышится откуда-то из моего детства веселый бас бабушки Наташи, которая, не являясь никому в нашей семье мамой, заменила всех рано умерших и неизвестно куда сгинувших родных бабушек. Мамина юная мама смотрит с монохромной фотографии на фирменном дореволюционном картоне серьезно и слегка нахмурившись. «Про нее в деревне говорили “не жилец”», — вспомнила как-то мама, глядя на карточку. «Не жилец» по имени Аграфена еще какое-то время поживет, выйдет замуж за Тимофея, родит четверых детей: трех мальчиков и девочку Катю, которая станет моей мамой и переживет свою мать лет на семьдесят.

А бабушку Наташу, свою школьную учительницу химии, — на двадцать. Бабушка Наташа была «жилец». Бегала по горам курорта Цхалтубо с рюкзаком и распевала оперные арии и романсы. Горцы ее уважали и не мешали бегать. Так же она бегала в своих сандалиях сорок второго размера вдоль Двины навстречу колесному пароходику, чтобы на одной из пристаней внезапно появиться перед нами с мамой. Причем сначала появлялся ее голос: она с берега окликала знакомого капитана, а он отвечал ей через рупор, направляя кораблик резко влево, поскольку это, видимо, была остановка «по требованию». А требовать, судя по всему, могла только бабушка Наташа.

Это бабушка Наташа научила меня относиться ко всякой материальной потере легко и беззаботно, как к разбитой чашке: «К счастью!»

И вот в доме опять разбилась чашка. Ну, разбилась и разбилась — эка новость! Что, у нас посуда редко бьется? Эй, бабушка! Ну?!.. Молчит бабушка. Видно, язык не поворачивается отнести эту утрату к разряду счастливых. Дело в том, что разбившуюся чашку сделала тезка моей бабушки — Наташа Лаптева. А все, что делает Наташа — все эти ее чашки, вазы, сосуды, тарелки, графины, шкатулки, — пусть формально и проходит по классу «посуда», а в искусствоведческой терминологии — «художественная керамика», этими обозначениями все же не исчерпывается. Утилитарность и красота не главные козыри Наташиных артистических изделий, хоть и присутствуют в полной мере. Что касается счастья, оно явлено самой, казалось бы, подозрительной своей разновидностью — счастьем обладания. Зато в страстной форме. На себе испытала очаровывающую силу Наташиной керамики: входишь в мастерскую — и моментально начинаешь вожделеть. В чем тут дело, не сразу поймешь. Какая-то очень прямая апелляция к чувству и памяти: смотришь на кораблик — и тут же неугомонная бабушка к тебе на палубу прыгает. Берешь в руки белую чашку с черной вороной — и уже летишь в санках прямо в снежный сугроб. Чуть повернула голову, глянула на замятый ветром мак — и сразу трава вокруг вырастает до колен, а в ладонь, испачканную земляникой, ударяется толстый басовитый шмель.

Или божья коровка. Точно такая, как вон на той маленькой тарелочке с детской ладошкой.

Разбитая чашка, разумеется, была цветочным бутоном, поскольку всякий напиток в ней превращался в нектар. Обычной чашке, пусть самой красивой, с этим не справиться. Напиток в ней все равно останется только напитком. Потому что красота в Наташиных изделиях, как уже было сказано выше, — не главное. Вернее, не очевидное. Так же как она не очевидна, например, в картинах Древина и Моранди. Э-э-э, скажете вы, нечестно сравнивать какие-то там чашки, тарелки и бутылки с живописью. Даже имея в виду подозрительную верность вышеупомянутого итальянца этой самой стеклотаре. В том-то и дело, что вся Наташина посуда живописна и сюжетна. Окажись Наташа Лаптева перед загрунтованным полотном максимальных размеров, ей было бы что поведать миру. Она б не испугалась необъятных просторов и с разбегу взяла бы их широкой кистью и щедрым мазком, как моя бабушка «брала» Самгуральский хребет Большого Кавказа. Шамоту и фарфору художница предпочитает фаянс: и рукиv слушается, и краску не тушит, и чрезмерным изяществом не грешит. Тактильный контакт с шероховатым Наташиным изделием, думаю, надо прописывать в качестве утешительного средства в тягостные дни угрюмства: сразу начинаешь чувствовать себя «дитем добра и света».

Кстати, слово «изделие», на мой взгляд, наиболее верное определение того, что я видела на полках в мастерской Натальи Лаптевой.

В том значении, которое, думаю, имел в виду Пастернак: «Ты держишь меня, как изделье…» И строчкой выше: «Я чувствую рук твоих жар». Что это ручная работа, видишь сразу по размашистой лепке, именно «жаркой». Во всем этом много, как сказала одна художница, простодушия. И добавила: «Высокого простодушия». Что в сочетании с мастерством и есть существо Наташиного таланта.

Наталья Лаптева

Наталья Лаптева

Чайный сервиз «Зимняя Москва». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь, золото, люстр

Чайный сервиз «Зимняя Москва». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь, золото, люстр

«Венеция». 2013. Фаянс, ангобы, глазурь, золото, люстр

«Венеция». 2013. Фаянс, ангобы, глазурь, золото, люстр

Шкатулка «Большой бокс». 2015. Фаянс, ангобы, глазурь

Шкатулка «Большой бокс». 2015. Фаянс, ангобы, глазурь

Тарелка из сервиза «Август–сентябрь в Подмосковье». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь

Тарелка из сервиза «Август–сентябрь в Подмосковье». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь

Декоративная композиция «Весна». 2011. Фаянс, ангобы, глазурь

Декоративная композиция «Весна». 2011. Фаянс, ангобы, глазурь

Тарелка «Сон». 2012. Фаянс, ангобы, эмаль, люстр

Тарелка «Сон». 2012. Фаянс, ангобы, эмаль, люстр

Вазочка для конфет из сервиза «Август–сентябрь в Подмосковье». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь

Вазочка для конфет из сервиза «Август–сентябрь в Подмосковье». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь

Чайница из сервиза «Зимняя Москва». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь, золото, люстр

Чайница из сервиза «Зимняя Москва». 2014. Фаянс, ангобы, глазурь, золото, люстр

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru