Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 111 2014

Прикосновение к Книге Книг 

 

Его карандаш касается бумажного листа как поверхности тачскрина, чутко реагирующего на любое прикосновение. Как будто это не художник дает жизнь изображению, а оно само постепенно возникает на листе, как на экране. А художник пристально всматривается в него, чтобы уловить его едва различимые контуры и стремительными штрихами успеть помочь ему прийти к нам.

Часто в его руке оказывается не карандаш, а шариковая или гелевая ручка. И тогда еще парадоксальней и удивительней контраст между инструментом, дающим жесткую однотолщинную линию, и результатом — мягким, вибрирующим, живописным пятном, появляющимся на листе.

Но как для всякого настоящего графика, главной ценностью для Михаила Соркина остается сам лист.

Это исповедует он сам, этому учит и студентов.

Московский художник Михаил Соркин занимается станковой графикой, книжной иллюстрацией, живописью, графическим дизайном, преподает в нескольких институтах. Я много лет наблюдаю, как он общается со студентами Высшей академической школы графического дизайна. Вот занятие по курсу «Иллюстрация»: «Сначала — интонация, потом текст.

Интонацию не придумывают, она приходит. Если интонация поймана верная, содержание само хлынет на лист». Это он современных дизайнеров так учит, которые привыкли «визуализировать» информацию, идти от содержания к форме!

Пространство между линиями и штрихами сродни пространству между строчками и словами, его и нужно уловить в первую очередь. Соркин убежден, что это «пространство между» — основа любого искусства. Чем меньше ценим мы пространственный строй, тем больше шансов у произведения искусства или дизайна превратиться в плоскую иллюстрацию сюжета.

Павел Флоренский утверждал, что сила красоты, существующая не менее объективно, чем сила тяжести, доходит до нас, преломляясь в различных образах пространства. «Итак, есть внутренняя, глубинная связь пространственности и художественности, — пишет философ Олег Генисаретский, исследователь Флоренского, — есть красота как сила, энергия, действующая на нас, а не только как качество, которое нужно воспринимать или понимать. Связь осязаемая, видимая, но не перестающая от того быть тайной, сокровенной».

Таинственная основа визуального образа явственней проявляет себя, когда Михаил Соркин обращается к вечным библейским мотивам. Он иллюстрировал несколько современных изданий на ветхозаветную тему, ей он посвятил множество станковых произведений. Хрестоматийные сюжеты в этих работах едва узнаются. Быстрые штрихи то сгущаются, то разряжаются, то вдруг уходят в черноту, в непостижимое другое измерение. И действие разворачивается как будто не на плоскости листа, а перпендикулярно ей, устремляясь мерцающим светом навстречу к зрителю.

Погружая его в творческое пространство чуда.

Сергей Серов

 

Графика Соркина к Библии — это еще одна попытка прикосновения к Священному писанию.

Это не иллюстрации. Это графический комментарий, не впрямую, а по касательной перекликающийся с некоторыми сюжетными линиями Книги Книг. Здесь нет конкретных персонажей и погружения в историческую среду, но мы ощущаем пульсирующий ритм, нерв и драматизм этих ошеломляющих событий. Это переживание на каком-то параллельном уровне восприятия, сопоставимое с тем, как если бы чтение текстов сопровождалось, специально для этого написанной, современной музыкой. И это не тот, ставший уже расхожим прием, когда, скажем, героев Шекспира одевают на сцене в костюмы омоновцев и морской пехоты.

Графика Соркина — это искреннее, непосредственное переживание и эмоциональная фиксация впечатлений от прочитанных, конкретных книг Ветхого Завета. Не изображение, а претворение грандиозных событий в абстрактные графические образы. Фантастические конструкции, тревожные нагромождения линейных и объемных форм, темпераментное сплетение штрихов, таинственная паутина линий, кое-где проглядывающие обрывки вполне реальных образов, фантасмагория, заставляющая нас ощутить яркие, мощные страсти библейских характеров и масштаб событий.

Естественно, что подобная интерпретация не бесспорна, как не абсолютно каждое новое прочтение. И все-таки, возьму на себя смелость утверждать: библейская графика Соркина — яркое проявление абстрактного экспрессионизма, выраженного очень чувственно и окрашенного сугубо личной, индивидуальной интонацией, перекликающейся с мощной архаикой поэтики Великой Книги.

Юлий Перевезенцев

Михаил Сорокин

Михаил Сорокин

Град Небесный. 2010. Бумага, тушь, перо

Град Небесный. 2010. Бумага, тушь, перо

Из праха. 2010. Бумага, цветная тушь, перо

Из праха. 2010. Бумага, цветная тушь, перо

Графический лист к «Книге Руфь». 2009. Смешанная техника

Графический лист к «Книге Руфь». 2009. Смешанная техника

Графический лист к «Книге Руфь». 2009. Смешанная техника

Графический лист к «Книге Руфь». 2009. Смешанная техника

Графический лист к «Книге Руфь». 2009. Смешанная техника

Графический лист к «Книге Руфь». 2009. Смешанная техника

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru