Елена КОЧНЕВА
«Он не красив, он не высок…»
Новое о лермонтовских портретах
До настоящего времени дошло пятнадцать прижизненных — живописных и графических — изображений М.Ю.Лермонтова. Исторически сложилось так, что бoльшая часть их находится в собрании Литературного музея Пушкинского Дома.
Долгое время изучение иконографии поэта считалось делом неинтересным и бесперспективным: казалось, все, что возможно, было изучено в 1930-е–1960-е гг., когда создавали свои труды такие маститые специалисты в области иконографии и художественного наследия поэта, как И.А.Андроников, И.С.Зильберштейн, Е.А.Ковалевская и Н.П.Пахомов1. На основе их исследований были опубликованы такие фундаментальные научные издания, как «Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома» и Лермонтовская энциклопедия2.
С 1953 г., когда был выпущен свод лермонтовских материалов Пушкинского Дома, и даже ранее, с 1935 г., когда Н.П.Пахомов опубликовал в «Литературном наследстве» свой первый, масштабный труд по лермонтовской иконографии, атрибуции и датировки лермонтовских портретов фактически не менялись. Но сведения накапливались, необходимость осмыслить новые данные становилась все острее; одна из попыток такого осмысления — в предлагаемой ниже работе.
Необычна история поступления самого раннего из лермонтовских изображений в собрании — детского портрета Лермонтова3, датируемого 1820–1822 гг., будущему поэту на нем 6–8 лет. Это второй по времени создания портрет Лермонтова (первый, датируемый 1817–1818 гг., находится в собрании ГЛМ). В коллекцию Пушкинского Дома он поступил в 1927 г. от жителя Тархан В.С.Зыбина. Согласно владельческой легенде, «портрет этот перешел в семью Зыбиных по родственным связям из семьи Лермонтова»4.
По-видимому, по причине неясной истории бытования портрет довольно долго вызывал сомнения исследователей лермонтовской иконографии. Так, Н.П.Пахомов в программной статье «Портреты М.Ю.Лермонтова» 1935 г., представлявшей собой первую попытку описания всей прижизненной иконографии поэта, не упоминает его в списке изображений, а в своем фундаментальном труде «М.Ю.Лермонтов в изобразительном искусстве» относит его к разряду «Dubia», т.е. сомнительных, «ввиду отсутствия прямых документальных указаний, что на них изображен именно М.Ю.Лермонтов»5. Сомнение в том, что на портрете изображен маленький Лермонтов, выражал и И.С.Зильберштейн6. Но, несмотря на это, Государственный литературный музей заказал копию этого изображения для своей юбилейной выставки к столетию со дня смерти поэта и опубликовал сведения о нем в каталоге — по-видимому, благодаря убежденности М.Д.Беляева в подлинности портрета. Со временем точка зрения М.Д.Беляева возобладала и, начиная с 1953 г., когда был издан второй том «Описаний рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома», посвященный М.Ю.Лермонтову7, во всех изданиях по иконографии поэта он фигурирует как не вызывающий сомнения. Достоверность портрета подтверждается как его сходством с первым детским портретом из собрания ГЛМ, так и описаниями внешности маленького Лермонтова, сделанными его троюродным братом А.П.Шан-Гиреем8 и художником М.Е.Меликовым9, знавшими поэта с детства. Особенно яркое описание внешности маленького Лермонтова оставил М.Е.Меликов: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны»10. И прибавляет: «Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по моему мнению, один только К.П.Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды <…>11. В личных воспоминаниях моих маленький Миша Лермонтов рисуется не иначе, как с нагайкой в руке, властным руководителем наших забав, болезненно-самолюбивым, экзальтированным ребенком»12. Совсем другим изображен Лермонтов в воспоминаниях Акима Шан-Гирея: «Мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазками, Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличающихся от прочих, черных, как смоль. <…> он счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины»13.
* * *
Вторым изображением Лермонтова, вызывавшим споры исследователей, является так называемый портрет «Лермонтова-студента»14, представляющий собой единственное прижизненное изображение поэта в гражданском платье.
История его бытования подробно изложена И.С.Зильберштейном: «В 1883 г. в каталоге, выпущенном к открытию Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище, А.Бильдерлинг15 сообщил следующее по поводу того же изображения поэта: “Фотография с портрета, рисованного тушью, принадлежавшего г-же Е.А.Хвостовой. Лермонтов изображен в штатском платье, до поступления в школу. Оригинал у г-жи А.А.Милюковой, урожденной Хвостовой”. И лишь в 1889 г. П.А.Висковатов16 впервые воспроизвел этот портрет в первом томе собрания сочинений поэта, без указания автора, но с такой подписью: “М.Ю.Лермонтов студентом Московского университета 1830–32 гг.”»17. С этого времени до публикации Зильберштейна он считался портретом Лермонтова-студента. Необходимо отметить, что ни Бильдерлинг, ни Висковатов не видели оригинала, располагая лишь фотографией с него.
В 1921 г. из частного собрания портрет был передан в Пушкинский Дом. О его поступлении упоминается в письме старшего ученого хранителя Б.Л.Модзалевского к директору Пушкинского Дома Н.А.Котляревскому от 17 апреля 1921 г.: «Сегодня Александр Павлович (Штакельберг. — Е.К.) принес предложить Пуш<кинскому> Дому принадлежащий ему, по наследству от какой-то родственницы, портрет Лермонтова-студента. Портрет очаровательный»18.
Позднее, в 1928 г., в Пушкинский Дом поступил схожий портрет Лермонтова работы П.Е.Заболотского19, первоначально считавшийся копией. Как и в первом случае, изображение поясное, почти миниатюрное (размеры —11х9 см). Поэт представлен сидящим в кресле с красной подушкой; одет в темный глухой сюртук с красными обшлагами, в правой руке держит сигару. Слева на подушке подпись художника: «Заболотской. аvлq» (дата, написанная церковно-славянскими буквами, означающая 1839 г.); на обороте надпись чернилами: «Вкушая вкусихъ мало меда / и се азъ умираю»20; далее другим почерком: «Портретъ Михаила / Юрьевича Лермонтова», ниже, той же рукой: «Писанный въ 1839 году Г-мъ / Заболотскимъ».
В процессе работы над исследованием иконографии Лермонтова И.С.Зильберштейн обратил внимание на то, что по своей живописной манере и глубине психологической трактовки образа портрет Заболотского значительно превосходит портрет неизвестного художника, поэтому именно он является оригиналом.
Дополнительным доводом в пользу того, что оригинальный портрет был создан Заболотским, явился тот факт, что поэт и художник были знакомы: Лермонтов познакомился с Заболотским в Петербурге у своих родственников Философовых, а в 1836–1837 гг. брал у него уроки живописи и рисунка. В 1837 г. художник создал портрет Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка, хранящийся ныне в Государственной Третьяковской галерее.
Уточнение авторства портрета, в свою очередь, повлекло за собой изменение его датировки с начала 1830-х гг. на 1840 г. — именно так первоначально была прочитана дата славянскими буквами в подписи Заболотского — и, как следствие, легенды о том, что портрет представляет собой изображение «Лермонтова-студента»21. Правда, тогда же появилась альтернативная версия, которой придерживался другой известный лермонтовед — Н.П.Пахомов, что «неподписной экземпляр писался с натуры в студенческие годы», а Заболотский скопировал его для родных поэта в 1840 г.22
В качестве доказательства ее неправдоподобности Зильберштейн приводит тот довод, что, во-первых, Заболотский всегда указывал в своей подписи факт копирования того или иного произведения. Во-вторых, Зильберштейн, а вслед за ним и И.Л.Андроников приводят следующее соображение: по неписаным законам николаевского времени студенты гражданских учебных заведений, к которым относился и Московский университет, не имели права носить усы — им обладали только военные. Оба исследователя ссылаются на фрагмент из письма к поэту М.А.Лопухиной, датированного 12 октября 1832 г., в котором последняя, в ответ на сообщение поэта о том, что он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, пишет ему: «Как бы я хотела видеть вас в форме, с усами»23, что означает, что во время обучения в университете усов у Лермонтова не было. Кроме того, по мнению Зильберштейна, портрет не является студенческим еще и потому, что факт нарочитого позирования с сигарой в руках не вяжется с обликом шестнадцатилетнего студента24.
Атрибуция портрета Заболотского как оригинального изображения Лермонтова нашла поддержку у сотрудников музея Пушкинского Дома А.Ю.Вейса и Е.А.Ковалевской25 и в итоге была принята большинством лермонтоведов.
Единственный момент, который смущал исследователей, это датировка портрета 1840 г. По мнению Зильберштейна, проигнорировавшего, так же как и А.Ю.Вейс и Е.А.Ковалевская, владельческую надпись на обороте, портрет мог быть написан лишь в первые месяцы 1840 г., поскольку 11 марта 1840 г. Лермонтов был арестован и предан военному суду за дуэль с Э. де Барантом, а в начале мая выехал из Петербурга на Кавказ26.
Однако в результате изучения портрета, проведенного весной 2013 г. в научной лаборатории Государственного Русского музея, удалось установить, что авторская дата в подписи соответствует датировке в надписи на тыльной стороне картона. Именно тогда изучение подписи под микроскопом выявило, что дата, нанесенная кириллицей, соответствует цифрам «1839». Два последних символа — буквы «л» («люди», соответствующая цифре «30») и «q» («фита», соответствующая цифре «9») — были частично смазаны при написании и впоследствии ошибочно прочтены как буква «м» («мыслете», означающая цифру «40»). По мнению научного консультанта ГРМ Ю.Г.Епатко, изображение представляет собой «неофициальный портрет, сделанный “для себя” на картоне и в малом размере. Автор — хороший знакомый, учитель поэта по части акварельной и масляной живописи»27. Именно этим объясняется интимный характер портрета, на котором поэт представлен в гражданской одежде в почти домашней обстановке, таким, каким его знал лишь узкий круг близких ему людей.
* * *
Ни одно из прижизненных изображений поэта не привлекало к себе столько внимания и не вызывало столько споров и дискуссий среди исследователей лермонтовской иконографии, как «первый офицерский портрет» М.Ю.Лермонтова.
Поэт изображен на нейтральном фоне, в вицмундире корнета л.-гв. Гусарского полка (одна звездочка на эполетах), в наброшенной на правое плечо серо-голубой офицерской шинели с бобровым воротником, левой рукой придерживает черную треугольную шляпу с плюмажем. На обороте холста сохранилась ныне едва различимая надпись чернилами: «Писалъ Будкинъ 1834-го С.-Петербургъ» — благодаря которой он долгое время приписывался кисти живописца Ф.О.Будкина28.
Первое упоминание об этом изображении относится к 1860 г. М.Н.Лонгинов29, известный библиофил и дальний родственник Лермонтова, лично знавший поэта и неоднократно с ним общавшийся, опубликовал сведения о нем в заметке «Сочинения Лермонтова», посвященной очередному изданию произведений поэта: «Мне известен только один похожий портрет Лермонтова, грудной, в натуральную величину, писанный масляными красками, на котором он изображен в виц-мундире лейб-гвардии гусарского полка. Он принадлежит дяде поэта А<фанасию> А<лексеевичу> С<толыпину>. В изданных портретах характер его физиономии схвачен довольно верно, но он был курносее, чем его изображают, и лоб у него был гораздо более надвинут на большие черные глаза»30.
Следующее упоминание об офицерском портрете Лермонтова относится к 1865 г., и принадлежит оно снова М.Н.Лонгинову. Именно в этом году по рекомендации Лонгинова портрет был впервые воспроизведен на фронтисписе отдельного издания «Песни про купца Калашникова» (СПб., 1865, изд. И.И.Глазунова) в виде гравюры на стали, отпечатанной в издании Ф.А.Брокгауза в Лейпциге по фотографии, сделанной А.С.Муренко31. В подписи под изображением автором портрета без указания инициалов назван художник Захаров. В том же году Лонгинов в рецензии на это издание называет Захарова (опять-таки без инициалов) автором лермонтовского портрета. Приведем цитату полностью: «Нам случалось уже указывать в печати на существование оригинала этой гравюры, изображающей Лермонтова в виц-мундире лейб-гвардии Гусарского полка и драпированного шинелью. Мы видали этот оригинал в Саратовской губернии, в селе Неёловка у владельца его, покойного Афанасия Алексеевича Столыпина (курсив мой. — Е.К.), родного брата бабки Лермонтова, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Оригинал писан масляными красками, в натуральную величину, художником Захаровым (курсив мой. — Е.К.), а гравюра сделана в Лейпциге, со снятой с него г. Муренко фотографии. Мы коротко знали Лермонтова и можем отнести этот портрет к 1839 году и засвидетельствовать, что он (хотя несколько польщенный, как обычно бывает) очень похож, и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова»32.
В 1872 г. в газете «Русский мир» были опубликованы воспоминания о Лермонтове А.М.Меринского — однокашника поэта по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которых он также касается истории создания знаменитого портрета: «В конце 1834 года он был произведен в корнеты. Через несколько дней по производстве он уже щеголял в офицерской форме. Бабушка его Е.А.Арсеньева поручила тогда одному из художников (курсив мой. — Е.К.) снять с Лермонтова портрет. Портрет этот, который я видел, был нарисован масляными красками в натуральную величину, по пояс. Лермонтов на портрете изображен в вицмундире (форма того времени) гвардейских гусар, в корнетских эполетах; в руках треугольная шляпа с белым султаном, какие носили тогда кавалеристы, и с накинутой на левое плечо шинелью с бобровым воротником. На портрете этом, хотя Лермонтов был немного польщен, но выражение глаз и турнюра его схвачены были верно»33.
В 1873 г., уже после смерти Лонгинова, в журнале «Русская старина» были опубликованы его воспоминания о Лермонтове, где он еще раз подробно описывает историю публикации портрета и, в частности, замечает, что этот «лучший из известных» ему портретов Лермонтова «ближе всех прочих передает общее выражение его физиономии (в хорошие его минуты), особенно его глаз, взгляд которых имел действительно нечто чарующее, “fascinant”*, как говорится по-французски, не смотря на то, что лицо поэта было очень не красиво»34.
В 1905 г. портрет, известный до этого лишь по воспроизведениям, впервые экспонируется на знаменитой «Историко-художественной выставке русских портретов» в Таврическом дворце как собственность Натальи Афанасьевны Шереметевой (дочь А.А.Столыпина). В каталоге выставки портрет был опубликован как работа неизвестного художника35. Однако тогда же устроитель выставки и составитель каталога, знаток русской портретной живописи Н.Н.Врангель, вероятно обнаружив надпись на обороте портрета, впервые сделал предположение об авторстве Ф.О.Будкина, о чем свидетельствует помета чернилами: «раб<ота> Будкина?» напротив каталожной статьи о портрете в принадлежавшем ему экземпляре каталога, хранящемся ныне в Литературном музее ИРЛИ.
В том же году, по-видимому с подачи Врангеля, портрет был опубликован в газете «Новое время» с подписью, воспроизводящей надпись на обороте: «Писал Буткин (так! — Е.К.) в 1834 г.», однако эта публикация осталась незамеченной36. В 1914 г. портрет был воспроизведен в юбилейном «Полном иллюстрированном собрании сочинений М.Ю.Лермонтова» под редакцией В.В.Каллаша как работа Захарова (опять-таки без указания инициалов художника)37.
И.С.Зильберштейн, подробно излагающий историю бытования портрета, говорит о владельческой надписи на его обороте, свидетельствующей о принадлежности реликвии старшей дочери А.А.Столыпина: «Собственность Шереметевой, Наталии Афанасьевны, имение Неёловка, Саратовской губернии»38 — и продолжает: «После смерти Шереметевой все портреты перешли к другой дочери А.А.Столыпина, кн. М.А.Щербатовой, а затем к ее дочери М.В.Катковой <...>. В 1923 г. племянница М.В.Катковой О.М.Веселкина передала портреты Е.А.Арсеньевой и ее дочери вместе с двумя портретами Лермонтова (ребенком и работы Будкина) в Мурановский музей имени Ф.И.Тютчева, откуда все они в 1938 г. поступили в Государственный Литературный музей»39. Добавим, что в 1937 г. портрет экспонировался на Всесоюзной пушкинской выставке, а в 1948 г. был передан в Пушкинский Дом.
Атрибуция портрета Ф.О.Будкину состоялась уже в советское время. Ее автором стал Н.П.Пахомов, в то время — научный сотрудник музея-усадьбы Мураново. Вновь обнаружив надпись на обороте портрета, он счел ее подписью художника и опубликовал в своей статье «Портреты Лермонтова»40. Позднее, в 1940 г., в своем фундаментальном труде «М.Ю.Лермонтов в искусстве», Пахомов подробно изложил свою гипотезу об авторстве Ф.О.Будкина и датировке портрета 1834 г., построив ее на публикации обнаруженной им надписи, а также на несоответствии художественной манеры, в которой выполнен лермонтовский портрет, живописной технике П.З.Захарова, — отметим этот факт41. При этом из контекста работы Пахомова становится ясно, что, не называя инициалы «художника Захарова», он имеет в виду П.З.Захарова-Чеченца.
Точка зрения Пахомова была единодушно принята в официальном лермонтоведении и продержалась до начала 2000-х гг. Однако с середины 1960-х гг. возникает альтернативный взгляд на авторство портрета, согласно которому он принадлежит именно кисти П.З.Захарова-Чеченца42 и выполнен не в 1834, а в 1838–1839 гг.43 Впервые эта гипотеза была высказана первым исследователем творчества чеченского художника — Н.Ш.Шабанянцем44. Точку зрения Шабанянца по поводу авторства П.З.Захарова разделял И.П.Шинкаренко, опубликовавший в 1970 г. свое исследование о лермонтовском портрете, основанное на сопоставлении фактов биографии поэта с деталями военной формы, в которой он изображен на портрете; он убедительно доказал, что портрет мог быть написан не ранее 1838 г., так как на нем Лермонтов изображен с эполетами, введенными 17 декабря 1837 г., имеющими четвертый, узкий завиток45.
Н.Ш.Шабанянцу удалось стать создателем популярной легенды о принадлежности первого офицерского портрета Лермонтова кисти П.З.Захарова-Чеченца46. Даже такое уважаемое издание, как биобиблиографический словарь «Художники народов СССР», в статье о П.З.Захарове поместило ссылку на портрет Лермонтова из Пушкинского Дома как на бесспорную работу этого живописца47. Н.Ш.Шабанянц первым высказал и идею о том, что художник является прототипом лермонтовского Мцыри48, которая, к сожалению, получила развитие в работах специалистов-искусствоведов49.
Разобраться с историей создания лермонтовского портрета еще в 1980-е гг. попыталась Т.А.Мазаева — автор первого диссертационного исследования о творчестве П.З.Захарова50.
Описывая биографию художника, исследовательница отмечает, что «почти во всех своих посланиях к опекуну (П.Н.Ермолову. — Е.К.) Захаров упоминает те или иные портреты, над которыми работает»51, однако ни в одном из них не упомянут портрет Лермонтова.
И все же, в качестве подтверждения гипотезы об авторстве П.З.Захарова, Т.А.Мазаева ссылается на воспоминания хорошего знакомого Лермонтова, религиозного писателя и путешественника А.Н.Муравьева52, о том, как в 1838 г. П.З.Захаров писал его портрет: «В 1838 году мне пришло на мысль написать портрет для моего родителя, жившего в Москве <…>. Мне порекомендовали одного весьма искусного художника академика Захарова53, кроме своего таланта замечательного тем, что он был родом черкес, ребенком захваченный в плен в одном разоренном ауле Кавказа (курсив мой. — Е.К.), и сделался художником по собственному расположению к живописи»54. По мнению исследовательницы, воспоминания Муравьева и тот факт, что в 1838 г. Лермонтов также написал живописный портрет Муравьева55, позволяют предположить, что «к этому же времени относится работа Захарова над портретом М.Ю.Лермонтова (курсив мой. — Е.К.)»56.
Аргументируя свою точку зрения, Т.А.Мазаева отмечает: «В апреле 1838 года Лермонтов вернулся из ссылки в Петербург. А.Н.Муравьев был одним из тех, кто активно хлопотал о его возвращении. Возможно, он и познакомил поэта с Захаровым, романтическая судьба которого, связанная к тому же с Кавказом, не могла не заинтересовать Лермонтова». При этом исследовательница специально подчеркивает: «К сожалению, до нас не дошли какие-либо сведения о том, как писался этот портрет и каковы были взаимоотношения Лермонтова с художником (курсив мой. — Е.К.)»57. Однако, по ее мнению, существует косвенное свидетельство того, что встреча поэта и художника все-таки состоялась. И таким свидетельством является написанная Лермонтовым в 1839 г. поэма «Мцыри».
Т.А.Мазаева утверждает, что окончательный сюжет поэмы навеян судьбой чеченского художника: «...обстоятельства жизни героя поэмы, написанной после знакомства Лермонтова с Захаровым, во многом совпадают с судьбой художника. Это дает основание считать Захарова своеобразным прототипом лермонтовского Мцыри (курсив мой. — Е.К.)»58.
Казалось бы, А.Н.Муравьев, одинаково хорошо знавший и поэта и художника, непременно должен был написать о столь примечательном знакомстве, оставившем, по мнению исследовательницы, значительный след в творческой биографии личностей такого масштаба, какими были Лермонтов и П.З.Захаров, однако мемуарист нигде не упоминает о том, что они были знакомы и оба писали его портреты59, а также о том, что именно художник послужил прототипом лермонтовского героя.
А ведь именно Муравьеву летом 1839 г. поэт прочитал только что оконченную поэму «Мцыри» (одну из «разительных сцен», выхваченных, по словам Муравьева, «из ребр Кавказа») — факт, зафиксированный в его воспоминаниях60.
Кроме того, вызывает сомнение «общность судьбы» П.З.Захарова и лермонтовского Мцыри. Обстоятельства жизни героя поэмы и преуспевающего столичного художника-портретиста, в 27 лет удостоенного звания академика живописи61, совпадают только в одном — оба они по рождению горцы и в раннем детстве были захвачены в плен русскими войсками. Но в остальном судьба П.З.Захарова ничем не напоминает драматичную судьбу лермонтовского героя. Крестник знаменитого генерала А.П.Ермолова и «почти член семьи» (по выражению Н.М.Молевой) его двоюродного брата, П.Н.Ермолова, приложившего немалые усилия для того, чтобы развить уникальное дарование своего питомца и дать ему лучшее для своего времени художественное образование, и впоследствии, на протяжении всей жизни, неизменно поддерживавшего его материально и нравственно, заботливо следившего за развитием его карьеры, — о такой судьбе лермонтовскому герою не приходилось даже мечтать62.
Однако самую интересную и важную часть исследования Т.А.Мазаевой составляет сравнительный стилистический анализ художественной манеры автора лермонтовского портрета с эталонными работами П.З.Захарова, в результате которого исследовательница приходит к парадоксальному выводу — Захаров-Чеченец не мог быть автором первого офицерского портрета Лермонтова, во всяком случае, того, что находится теперь в Пушкинском Доме!
Т.А.Мазаева демонстрирует различие художественной манеры создателя лермонтовского портрета и П.З.Захарова на примере сравнительного анализа с портретом генерала Н.А.Исленьева (1837) кисти Захарова-Чеченца из собрания Государственного Эрмитажа. Анализируя портрет Лермонтова, автор находит, что «бросается в глаза нечеткость и вялость рисунка, как в изображении целого, так и деталях. <…> Смято и анатомически неверно <изображено> левое плечо, воротник шинели жесткой массой подступает к голове и еще более уплощает фигуру. Схематичны и условны складки шинели, общей нечеткой массой трактован нос, не имеют ясных контуров губы. Очень существенны различия в передаче деталей военного мундира. В лермонтовском портрете нет той скрупулезной тщательности в изображении отдельных элементов, которую мы отмечали в портрете Исленьева. В рисунке воротника, эполет, пуговиц нет подобной детальности. Эполеты расчленены лишь по кругам, а пуговицы мундира изображены вообще без ясных контуров, сплошной общей массой, покрытой сгустком белил. Но особенно различаются эти портреты умением воспроизвести фактуру отдельных предметов. Портрет Исленьева отмечен тем высоким мастерством в передаче материальной конкретности, которая станет характерной чертой захаровских произведений. В портрете Лермонтова это чувство отсутствует. Только очень близкое рассмотрение дает возможность понять, что за спиной у изображенного не спинка кресла, а воротник шинели. Нет чувства материала и в передаче самой шинели и мундира. Портрет этот отличается от захаровского и небольшими, но характерными для этого художника деталями, такими как обведение глаз сплошным белым контуром или обозначение бровей единым сплошным мазком. Все это дает основание полагать, что портрет из Пушкинского Дома не мог быть выполнен Захаровым. Мы склонны считать этот портрет копией с захаровского оригинала, а надпись на холсте свидетельствующей о том, что автором копии является Ф.Будкин (выделено мною. — Е.К.)»63.
В качестве подтверждения своей точки зрения Т.А.Мазаева ссылается на свидетельства современников, упоминавших Будкина как очень старательного, но посредственного живописца. Кроме того, исследовательница приводит сведения из заметки «Художественной газеты» 1838 г., где сообщается, что Ф.О.Будкин исполняет копии, а также о том, что в этом же году П.З.Захаров обратился к академическому совету с требованием запретить копирование его картин — факт, истолкованный как косвенное проявление недовольства живописца низким качеством копии с лермонтовского портрета, сделанной Будкиным64.
Сомнения Т.А.Мазаевой подтверждаются результатами научного исследования в лаборатории ГРМ. Согласно заключению консультантов ГРМ Ю.Г.Епатко и С.В.Римской-Корсаковой, дата «1834 г.» в надписи на обороте портрета не соответствует истине, так как «М.Ю.Лермонтов изображен в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка в чине корнета с эполетами, введенными 17 декабря 1837 года. По использованным художественным материалам и по форме костюма портрет следует датировать не ранее конца 1837 года»65. Но наиболее интересным и значимым представляется заключение экспертов об авторстве портрета. Приведем его полностью: «В результате проведенных исследований авторство Филиппа Осиповича Будкина (1806/7–1850) не подтверждается. <…> Техника живописи, а также характер светотеневой моделировки, видимой на рентгенограмме, не имеет сходства с эталонными произведениями Ф.Будкина из собрания ГРМ. Ошибки в рисунке, скромный набор художественных пигментов и нетрадиционный состав грунта отличают этот портрет от произведений Ф.Будкина 1840-х годов (“Портрет Н.И.Дондукова-Корсакова” (1841) и “Турчанка” (не позднее 1844). <…> Современники считали автором портрета Петра Захаровича Захарова (1816–1846). Однако сравнение с имеющимися в собрании Русского музея портретами кисти П.Захарова (Захаров-Чеченец) также не выявило сходства с его манерой и техникой живописи. Портрет М.Ю.Лермонтова написан художником, еще не получившим академического образования и не имеющим ярко выраженных индивидуальных особенностей техники письма и живописных приемов (курсив мой. — Е.К.), что затрудняет поиски автора произведения»66.
Мнение о том, что хранящийся в Пушкинском Доме портрет представляет собой копию с несохранившегося оригинала, выполненного П.З.Захаровым, высказывал ряд исследователей начиная с Н.Ш.Шабанянца67. Так сложилось, что, возможно, нам удалось обнаружить следы этого изображения. В Саратовском областном краеведческом музее хранится так называемый «Неёловский альбом» фотографий68. В коллекцию музея альбом поступил в 1920-е гг. из собрания саратовских краеведов, коллекционеров и фотографов братьев А.В. и В.В. Леонтьевых69. В нем находятся снимки принадлежавшего А.А.Столыпину имения Лесная Неёловка, сделанные неизвестным фотографом, по-видимому, в самом начале ХХ в., до пожара, случившегося в октябре 1905 г. и полностью уничтожившего господский дом. Наряду с видами усадебного дома и села, альбом включает в себя фотографии с живописных портретов маленького Лермонтова, М.М.Лермонтовой и Е.А.Арсеньевой, а также неизвестного офицерского портрета Лермонтова. Но если три первых портрета в настоящее время находятся в собрании Дома-музея М.Ю.Лермонтова в Москве, то последнее, четвертое, изображение вызывает много вопросов.
Сразу бросается в глаза — композиции пушкинодомского портрета и портрета из «Неёловского альбома» полностью совпадают: оба изображения поясные, с разворотом ѕ вправо, одинакова одежда, в которой изображен поэт, — гусарский вицмундир и наброшенная на правое плечо офицерская шинель с широким воротником и шляпа-треуголка с плюмажем из длинных белых перьев в нижнем правом углу, схожа в общих чертах и прическа.
Однако, несмотря на сходство композиций, изображения столь сильно отличаются друг от друга в деталях, что не возникает сомнения — перед нами два разных портрета. Главное отличие, отчетливо заметное даже при плохом качестве фотографии, — это отсутствие внешнего лоска и намеренной красивости, столь явных в пушкинодомском портрете, соответствующее многочисленным свидетельствам современников о некрасивой наружности поэта. Фигура более хрупкая, эже в плечах, с непропорционально большой головой — деталь внешности, отмечаемая многими современниками Лермонтова. Плечи несколько скошены и покаты, овал лица круглый, а не идеально овальный, скруглена и верхняя линия лба. Совершенно иначе написана прическа — гораздо более небрежная, без тщательно уложенных, завитых локонов. Подбородок мягкий и срезанный. Нос прямой. Четче прописан рот.
Совсем иначе написана и одежда: ворот вицмундира не такой высокий и жесткий, как на пушкинодомском портрете, и даже при плохом воспроизведении заметно различие рисунка шитья — более мелкого и дробного. По-иному написаны и эполеты — гораздо меньше, без обилия золотого шитья, с ясно прописанной одной — корнетской — звездочкой в центре. Лучше проработаны изображения пуговиц мундира, мягче и естественнее ложатся складки шинели.
Но главное, что поражает в портрете из «Неёловского альбома», — это глубина психологической проработки образа, сила мысли и чувства во взгляде Лермонтова — грустном, задумчивом и немного отстраненном, смотрящем как бы сквозь зрителя. Художнику великолепно удалось передать то особое, чарующее выражение лица и глаз поэта, которое Лонгинов называл «fascinant», благодаря чему мы видим на портрете нечто бoльшее, чем парадное изображение молодого гвардейского офицера, а именно — гениального поэта, выдающегося представителя своей эпохи…
В настоящее время местонахождение «неёловского» (условно назовем его так) портрета неизвестно70. После смерти Е.А.Арсеньевой (Елизавета Алексеевна умерла в 1845 г., пережив внука на четыре года) А.А.Столыпин, будучи ее единственным наследником, вступил во владение Тарханами. Однако в Тарханах он никогда не жил, лишь перевез все самое ценное — в первую очередь все лермонтовские реликвии — в свое саратовское имение Лесную Неёловку. По свидетельству саратовского лермонтоведа Л.И.Прокопенко, Столыпин устроил в Неёловке мемориальную лермонтовскую комнату, в которой были собраны портреты, рисунки, рукописи, книги и личные вещи поэта. Известно, что в ней находилось несколько живописных портретов поэта, в том числе “в лейб-гусарском вицмундире и накинутой поверх его шинели”71. Последний вызывает особый интерес.
Сохранились свидетельства того, что лермонтовский портрет находился в собрании А.А.Столыпина уже в начале 1840-х гг., т.е. задолго до смерти Е.А.Арсеньевой. Саратовский губернатор А.М.Фадеев72 в своих воспоминаниях рассказывает о ссоре, произошедшей в начале 1842 г. между А.А.Столыпиным, бывшим в то время дворянским предводителем Саратова, и вице-губернатором К.К.Оде-де-Сионом73, в результате которой Афанасий Алексеевич вынужден был покинуть свой пост.
Л.И.Прокопенко в своей статье раскрывает, правда, без ссылки на источник, подробности этой ссоры: в 1841 г., после гибели Лермонтова на дуэли, купец Д.М.Вакуров, первый саратовский книготорговец, захотел выставить в витрине своего магазина в память о погибшем поэте «его произведения и его живописный портрет, взятый на время в Лесной Неёловке у Столыпина (курсив мой. — Е.К.)»74. У Вакурова уже был подобный опыт: в 1837 г., после смерти Пушкина, он выставил в витрине одной из своих лавок рисунок, изображающий Пушкина в гробу, разложил имевшиеся у него пушкинские издания и газету «Русский инвалид» с извещением о смерти поэта. Однако на этот раз все было по-другому... Оде-де-Сион вызвал Вакурова к себе и учинил ему такой разнос, что тот не только «отказался от своего намерения, но и вообще перестал торговать книгами»75. А.А.Столыпин был сильно оскорблен этим поступком и, в свою очередь, крепко «поговорил» с вице-губернатором — настолько, что ему пришлось пожертвовать должностью.
Таким образом, возможно, существовало два живописных портрета Лермонтова в вицмундире л.-гв. Гусарского полка: один, согласно воспоминаниям А.М.Меринского, был заказан его бабушкой сразу после окончания им Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и хранился в Тарханах, а позднее с него, вероятно, была сделана копия для А.А.Столыпина, которую видел в Неёловке М.Н.Лонгинов. Поскольку на копийном портрете внешность поэта изображена наиболее выигрышно, именно он и был выбран для публикации в 1865 г. Однако здесь мы опять погружаемся в область исторических гипотез и допущений…
При этом вопрос об авторстве лермонтовского портрета остается открытым. Большинство исследователей лермонтовской иконографии на основании свидетельств М.Н.Лонгинова о том, что портрет Лермонтова выполнен художником Захаровым, автоматически делают вывод, что его автором является П.З.Захаров-Чеченец, не принимая во внимание тот факт, что добавление «Чеченец» к распространенной фамилии говорит о стремлении живописца отличаться от своих многочисленных однофамильцев — практика, довольно распространенная в художественной среде XIX — начала ХХ в. А почему бы не допустить, что портрет Лермонтова выполнил другой художник по фамилии Захаров? Тем более что, как уже было отмечено выше, документальные свидетельства общения Лермонтова и П.З.Захарова до сих пор не обнаружены.
Среди художников-современников П.З.Захарова есть как минимум два живописца с такой же фамилией. Первый из них — Василий Иванович Захаров (?–?). Как и его знаменитый однофамилец, являлся посторонним учеником ИАХ. Закончил курс в 1836 г. — в один год с П.З.Захаровым, получив при выпуске 2-ю серебряную медаль и звание свободного художника76.
Второй — ровесник Захарова-Чеченца, живописец и миниатюрист Иван Дмитриевич Захаров (1816 –?), вольноприходящий ученик ИАХ с 1838 г.; закончил Академию в 1844 г., получив звание свободного художника77. Оба они теоретически могли бы быть создателями лермонтовского портрета. Но здесь мы вновь погружаемся в область исторических гипотез, поскольку в воспоминаниях современников поэта не сохранилось точных сведений о том, кто выполнил самый известный его портрет.
После публикации в 1930-е–1960-е гг. фундаментальных трудов по лермонтовской иконографии И.А.Андроникова, Н.П.Пахомова, И.С.Зильберштейна и Е.А.Ковалевской, атрибуции и датировки большинства портретов М.Ю.Лермонтова долгое время оставались неизменными. Однако исследования последних десятилетий показали, что сведения, казавшиеся классикам лермонтоведения второстепенными и неубедительными, будучи заново переосмыслены, обретают новую жизнь, что, в свою очередь, оставляет простор для дальнейшего научного поиска.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Андроников И.Л. Лермонтов. М., 1951; Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. М., 1941; Пахомов Н.П. Портреты Лермонтова // Литературное наследство. Т. 19-21. М., 1935. С. 517-530; Пахомов Н.П. Лермонтов в изобразительном искусстве. М.; Л., 1940.
2 См.: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Т.II. М.Ю.Лермонтов / Отв. ред. Б.В.Томашевский, Б.В.Шапошников. М.; Л., 1953; Лермонтовская энциклопедия / Отв. ред. В.А.Мануйлов. М., 1980.
3 Учетный номер: ПД–394 / И–4173.
4 См: Выставка лермонтовских фондов московских музеев. Каталог / Сост. М.Д.Беляев, Н.П.Пахомов. М., 1940. С. 5-6. В каталоге опубликована копия детского портрета, выполненная для ГЛМ художником В.Л.Бреннертом в 1939 г. Юбилейный каталог Государственного литературного музея фактически был подготовлен Михаилом Дмитриевичем Беляевым (1884–1955) — искусствоведом, первым заведующим Литературным музеем Пушкинского Дома (1921–1929). В 1929 г. Беляев был арестован по академическому делу и приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам лагерей. Срок отбывал на Соловках. Освобожден досрочно в 1933 г. С 1934 г. жил в Москве, где, благодаря своему давнему знакомству с создателем и первым директором Государственного литературного музея В.Д.Бонч-Бруевичем, глубоко ценившим Беляева, устроился работать заведующим Отделом изобразительного искусства ГЛМ. В 1920-е гг. М.Д.Беляев, активно занимавшийся формированием художественной коллекции Пушкинского Дома, неоднократно ездил в так называемые научно-коллекторские (т.е. с собирательской целью) командировки по литературным местам, привозя из них многочисленные изобразительные и документальные материалы, важные с точки зрения отображения литературного процесса. Во время одной из таких поездок в 1925 г. в Пензенскую губернию он обратил внимание на бедственное состояние лермонтовской усадьбы в Тарханах. Беляев призвал администрацию Пушкинского Дома в лице директора академика С.Ф.Платонова и старшего ученого хранителя Б.Л.Модзалевского обратиться с официальным письмом в Наркомпрос с требованием принять меры по защите и восстановлению мемориальной усадьбы поэта, что и было сделано. После этого фактически началось возрождение Тархан. См.: СПб ФА РАН. Ф.150. Оп. 1-1924. Д.5. Л. 1-4об. По-видимому, Беляев был лично знаком с владельцем портрета, во всяком случае, он не сомневался в том, что на нем изображен маленький Лермонтов, о чем свидетельствует его запись в черновике отчета о деятельности музея Пушкинского Дома за 1926–1927 гг., где в числе приобретенных за отчетный год произведений он упоминает и «портрет М.Ю.Лермонтова в детском возрасте (масло)»: СПб ФА РАН. Ф.150. Оп. 1-1927. Д.5. Л.62.
5 Пахомов Н.П. Лермонтов в изобразительном искусстве. С. 65-66.
6 См.: Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С. 41-42.
7 Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Т.II. М.Ю.Лермонтов. С.37; Лермонтовская энциклопедия. С.429.
8 В 1841 г., после гибели поэта, троюродный брат Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей (1818–1883) написал копию с живописного портрета Лермонтова работы П.Е.Заболотского 1837 г. (ГТГ), в настоящее время хранящуюся в Литературном музее ИРЛИ РАН.
9 Моисей Егорович Меликов (1818 — после 1896) — русский живописец, соученик М.Ю.Лермонтова по Университетскому благородному пансиону (1828–1830). С 1837 г. — вольноприходящий ученик Академии художеств; ученик К.П.Брюллова. В 1847 г. получил звание свободного художника. Его «Заметки и воспоминания художника-живописца» впервые были опубликованы в журнале «Русская старина» (1896. Т.86 (июнь). С. 645-649).
10 Меликов М.Е. Заметки и воспоминания художника-живописца // М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 73-74.
11 К.П.Брюллов не разглядел черт гениальности во внешности Лермонтова: «Я, как художник, всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел». См. об этом: Корнилова А.В. Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976. С.123; Турчин В.С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX в. М., 1970. С.37. Цит. по: М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. С.511.
12 Меликов М.Е. Заметки и воспоминания художника-живописца. С.52.
13 Шан-Гирей А.П. М.Ю.Лермонтов // М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 34, 35.
14 Учетный номер: ПД–5759 / И–8. Поступил от А.П.Штакельберга в 1921 г.
15 Александр Александрович фон Бильдерлинг (1846–1912). См. о нем в ст. Л.Г.Агамалян в настоящем номере.
16 Павел Александрович Висковатов (Висковатый) (1842–1905) — историк литературы, первый биограф М.Ю.Лермонтова.
17 Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С.30.
18 Из переписки Б.Л.Модзалевского / Публ. Е.И.Семенова // Пушкинский Дом. Статьи. Документы. Библиография. Л., 1982. С.208.
19 Учетный номер: ПД–422 / И–5484. Поступил от А.В.Бовина в 1928 г.
20 Цитата из 1-й Книги Царств, или книги пророка Самуила (гл. 14, ст. 43), ставшая эпиграфом к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
21 Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С. 30-31.
22 Пахомов Н.П. М.Ю.Лермонтов в изобразительном искусстве. С.31.
23 Цит. по: Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С.32; Андроников И.Л. Лермонтов. С. 297-298.
24 Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С.32.
25 См. : Вейс А.Ю., Ковалевская Е.А. Портрет Лермонтова работы П.Е.Заболоцкого 1840 года // Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Т.II. М.Ю.Лермонтов. С. 315-316.
26 Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С.32.
27 Исх. ГРМ № 1279/12 от 08.05.2013 г.
28 Филипп Осипович Будкин (1806/1807?–1850?) — русский живописец-портретист. «Посторонний» ученик Имп. Академии художеств (ИАХ) с 1833 г. В 1835 г. удостоен звания свободного художника; с 1841 г. — академик портретной живописи.
29 Михаил Николаевич Лонгинов (1823–1875) — литератор, мемуарист, библиограф, историк литературы и одновременно видный государственный деятель, крупный чиновник, начальник главного управления по делам печати Министерства внутренних дел (1871–1875).
30 Лонгинов М.Н. Сочинения Лермонтова. Библиографическая заметка // Русский вестник. 1860. Апрель. Кн. 2. С.385.
31 В 1875 г. издатель и библиофил П.А.Ефремов опубликовал в «Русской старине» заметку «Портреты Лермонтова», где, между прочим, дает объяснение по поводу этого издания: «Так как нового издания сочинений Лермонтова вскоре не предвиделось, а отдельно изданные портреты у нас вовсе не расходятся, то г<осподин> Глазунов согласился издать в большом формате с рисунками г<осподина> Шарлеманя “Песню про царя Ивана Васильевича”, и приложить к ней новый портрет Лермонтова, который и был награвирован у Брокгауза» (Ефремов П.А. Портреты Лермонтова // Русская старина. 1875. Т.XIV. С. 67-68).
32 Лонгинов М.Н. Новые книги // Русский вестник. 1865. Кн. 58 (июль-август). С.748.
33 Меринский А.М. М.Ю.Лермонтов в Юнкерской школе. Цит. по: М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. Пенза, 1960. С.95. Александр Матвеевич Меринский (?–1873) — соученик М.Ю.Лермонтова, мемуарист. Поступил в Школу гв. подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1833 г., на год позже Лермонтова. После окончания служил в л.-гв. Уланском полку. Дружил с родственниками поэта А.А.Столыпиным (Монго) и Д.А.Столыпиным.
34 Лонгинов М.Н. М.Ю.Лермонтов // Русская старина. 1873. Март. С.383.
35 Каталог состоящей под высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. СПб., 1905. Т.V. Раздел XV. №1244.
36 Портретная выставка // Новое время. 1905. 23 марта (№10434). Цит. по: Шинкаренко И.П. Об авторе и дате одного из портретов Лермонтова // Искусство. 1970. №6. С.66.
37 Лермонтов М.Ю. Полное иллюстрированное собрание сочинений / Под ред. В.В.Каллаша. М., 1914. Т.1. Фронтиспис.
38 В настоящее время эта надпись на обороте портрета отсутствует, не была она зафиксирована и в инвентаре музея при поступлении его в Пушкинский Дом в 1948 г.
39 Зильберштейн И.С. М.Ю.Лермонтов в портретах. С.10.
40 Пахомов Н.П. Портреты Лермонтова. С. 517-530.
41 Пахомов Н.П. М.Ю.Лермонтов в изобразительном искусстве. С.37.
42 Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец) (1816–1846) — русский живописец и рисовальщик. Чеченец по происхождению. В 1819 г., во время Кавказской войны, трехлетним ребенком был обнаружен в разгромленном русскими войсками чеченском ауле Дада-Юрт и отдан главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом генералом А.П.Ермоловым на воспитание казаку Захару Недоносову, по имени которого ему были даны фамилия и отчество. С 1823 г. воспитывался в семье генерал-майора П.Н.Ермолова, двоюродного брата А.П.Ермолова. В 1833 г. определен «посторонним» учеником ИАХ в класс батальной живописи профессора А.И.Зауервейда, с этого же года пенсионер Имп. об-ва поощрения художеств. Окончил шестилетний академический курс за три года и в 1836 г. получил звание неклассного (свободного) художника. В 1840–1842 гг. находился на службе в Военном министерстве в качестве рисовальщика; исполнял рисунки обмундирования и вооружения русских войск. В 1843 г. за портрет генерала А.П.Ермолова (ГРМ) был удостоен звания академика портретной живописи.
43 См. об этом: Шинкаренко И.П. Об авторе и дате одного из портретов Лермонтова. С. 65-68; Захаров В.А. К атрибуции портрета М.Ю.Лермонтова 1834 г., приписываемого Будкину // Лермонтовский текст. Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Антология. Ставрополь, 2004. С. 660-667; Бойко С.А. О первом офицерском портрете М.Ю.Лермонтова // Лермонтовские чтения–2010. Сб. ст. СПб., 2011. С. 240-246.
44 См.: Шабанянц Н.Ш. Лермонтов и художник Захаров // Материалы сообщений VI Всесоюзной лермонтовской конференции. Ставрополь, 1965. С. 153-159; Шабанянц Н.Ш. Академик П.З.Захаров: художник из чеченцев (1816–1846). Грозный, 1974. С. 14-19, и другие работы этого автора.
45 Шинкаренко И.П. Об авторе и дате одного из портретов Лермонтова. С.68.
46 В настоящее время подобная точка зрения получила широкое распространение — так, портрет фигурирует как работа П.З.Захарова на многих интернет-ресурсах. См., напр.: Беленький А. Петр Захаров. Портреты чеченского Мцыри. —
47 Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1983. Т.4. Кн. 1. С.253.
48 Шабанянц Н.Ш. Лермонтов и художник Захаров. С.159.
49 См., напр.: Молева Н. Кто ты, Мцыри? // Москва. 2003. №2. С. 215-220.
50 См.: Мазаева Т.А. Художник Петр Захарович Захаров (Чеченец). 1816–1846. Диссертация на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. Л., 1982 (далее — Диссертация). К сожалению, многие ее выводы не вошли в текст автореферата диссертации, на который, как правило, ссылается большинство лермонтоведов.
51 Мазаева Т.А. Диссертация… С.34.
52 Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) познакомился с Лермонтовым в конце 1834 г. В 1837 г. через своего двоюродного брата А.Н.Мордвинова, служившего в III отделении, ходатайствовал за Лермонтова, пытаясь смягчить его участь после написания «Смерти Поэта». В доме Муравьева Лермонтов написал стихотворение «Ветка Палестины» (1836–1837).
53 Звание академика портретной живописи П.З.Захаров получил гораздо позднее — 30 августа 1843 г. Подобное искажение фактов, вероятно, было связано с тем, что воспоминания Муравьева были опубликованы уже после его смерти в записи современника. См.: Семенов М.О. Воспоминания об А.Н.Муравьеве. Киев, 1875. С.191.
54 Цит. по: Мазаева Т.А. Диссертация… С. 34-35. В настоящее время портрет А.Н.Муравьева работы П.З.Захарова находится в собрании Государственного Эрмитажа, учетный номер: ЭРЖ–897.
55 В настоящее время находится в собрании Литературного музея Пушкинского Дома; учетный номер: И–69137. Поступил из собрания Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в 1917 г., куда был передан в дар в 1916 г. князем В.А.Шаховским. В пользу авторства Лермонтова свидетельствует надпись на обороте: «Portrait d’Andre Mouravieff dessine par Lermontoff offert comme souvenir au Prince Alexandre Schachovskoy le 30 aout 1885 par la B-ne Sophie de Stael Holstein» (Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память князю Александру Шаховскому 30 августа 1885 баронессой Софией Сталь-Гольштейн). В своей работе Т.А.Мазаева ошибочно называет живописный портрет А.Н.Муравьева работы Лермонтова акварельным, см.: Мазаева Т.А. Диссертация… С.34.
56 В качестве подтверждения Т.А.Мазаева ссылается на гравюру Брокгауза 1865 г., сделанную, по ее мнению, с несохранившегося портрета Лермонтова работы П.З.Захарова: Там же. С.35.
57 Там же. С.34.
58 Мазаева Т.А. Диссертация… С. 35-36.
59 Принадлежность портрета А.Н.Муравьева кисти М.Ю.Лермонтова давно вызывает сомнения у ряда специалистов, в частности потому, что он написан в несвойственной для него натуралистической манере, а также потому, что сам Муравьев не упоминает о нем в своих воспоминаниях, где подробно описывает все свои изображения. См.: Григорьян К.Н. Живопись Лермонтова // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 273-274.
60 См.: Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами // М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. С.239.
61 Показательно, что звания академика живописи П.З.Захаров удостоился за портрет генерала А.Н.Ермолова — человека, вырвавшего его из привычной среды, но при этом спасшего ему жизнь.
62 Также Т.А.Мазаева не принимает во внимание версию создания поэмы, изложенную первым биографом поэта П.А.Висковатым, основанную на свидетельствах А.П.Шан-Гирея и двоюродного дяди поэта А.А.Хастатова, согласно которой ее идея пришла Лермонтову в 1837 г. во время путешествия по старой Военно-грузинской дороге, когда он «наткнулся в Мцхете <…> на одинокого монаха» и «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым... Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы...» (Лермонтовская энциклопедия. С.325).
63 Мазаева Т.А. Диссертация… С. 89-90.
64 Там же. С.91.
65 Исх. ГРМ № 1280/12 от 08.05.2013 г.
66 Там же.
67 Шабанянц Н.Ш.Академик П.З.Захаров: художник из чеченцев (1816–1846). С.17. Из числа последних публикаций обращает на себя внимание обстоятельная статья С.А.Бойко, которая считает первый офицерский портрет авторским повторением 1838 г., сделанным для А.А.Столыпина с оригинала 1834 г., заказанного Е.А.Арсеньевой. Вслед за Н.П.Пахомовым, И.П.Шинкаренко и В.А.Захаровым исследовательница придерживается точки зрения, что гравюра Брокгауза была сделана именно со столыпинского портрета, в который гравером сознательно были добавлены две звездочки на эполетах, соответствующие чину поручика (Бойко С.А. О первом офицерском портрете М.Ю.Лермонтова. С.246).
68 Учетный номер: НВСП 22714; размеры 12Ч8,7. Пользуясь случаем, хочу выразить свою искреннюю признательность научному сотруднику Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева И.В.Сорокину, сообщившему мне о «Неёловском альбоме» и оказавшему неоценимую помощь в подготовке этой публикации, а также Саратовскому областному музею краеведения в лице его директора Е.М.Казанцева, заместителя директора Л.Я.Соломоновой и главного хранителя Н.М.Шумейко.
69 Александр Владимирович (1893–1962) и Виктор Владимирович (1898–1965) Леонтьевы — саратовские краеведы, коллекционеры и фотографы, авторы статей по вопросам местной художественной и музейной жизни. В 1920-е гг. было положено начало их коллекции; в 1933–1939 гг. — сотрудники Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева, работая в котором, создали уникальную по своей полноте коллекцию фотонегативов на стекле. Подробнее о братьях Леонтьевых см.: Жукова И.А. Коллекция негативов на стекле А.В. и В.В. Леонтьевых в собрании Саратовского художественного музея имени А.Н.Радищева // Фотография в музее. Сборник докладов международной конференции. СПб., 2014. С. 110-112; Семенов В. Подвижники саратовского краеведения // Годы и люди. Саратов, 1986. Вып. 2. С. 150-157.
70 Л.И.Прокопенко в своей работе приводит свидетельство библиотекаря Саратовского университета К.И.Дворецковой, в конце 1910-х — начале 1920-х гг. работавшей секретарем губернской комиссии по сбору ценностей культуры, о том, что «в 1919 г. из Саратова в Москву был направлен целый вагон лермонтовских вещей, собранных из помещичьих имений как государственное достояние. <…> В этом вагоне было много книг, а также рукописи, рисунки, картины, мебель, мундир, эполеты, пистолеты, другое оружие, разные предметы обихода, принадлежавшие Лермонтову. К сожалению, этот вагон до Москвы не дошел, оказался под Уфой, где был разграблен белогвардейцами» (Прокопенко Л.И. Саратовская тетрадь // Годы и люди. Саратов, 1983. Вып. 1. С.49).
71 Прокопенко Л.И. Саратовская тетрадь. С.48.
72 Андрей Михайлович Фадеев (1789–1867) — тайный советник, саратовский губернатор в 1841–1846 гг.
73 Воспоминания Андрея Михайловича Фадеева. 1790–1867. Одесса, 1897. Ч.I. C. 175-176. Карл Карлович Оде-де-Сион (фр. Charles-Constantin Audй de Sion; 1794–1857) — полковник, герой Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. На гражданской службе — чиновник по особым поручениям в Министерстве финансов и Государственном контроле, статский советник, вице-губернатор Саратовской губернии.
74 Прокопенко Л.И. Саратовская тетрадь. С.43.
75 Там же.
76 Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств за 200 лет. 1764–1914. Пг., 1914. Т.2. С.74.
77 Интересный факт — первоначально И.Д.Захаров считался автором портрета молодого Н.А.Некрасова из собрания Музея-квартиры Н.А.Некрасова в Петербурге, позднее атрибутированного кисти П.З.Захарова. См. о нем: РБС. Т.10. С. 291-293; Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн. 1. С.249.