С.Подстаницкий
О портретах двух сослуживцев Лермонтова
На сегодняшний день довольно обширная иконография близкого и дальнего лермонтовского окружения хорошо известна и неплохо изучена. Впрочем, до сих пор в различных собраниях находятся ранее не публиковавшиеся портреты приятелей и знакомых Михаила Юрьевича. Изображения двух гвардейских сослуживцев поэта хранятся и в нашем собрании.
Акварельный портрет юнкера лейб-гвардии Гродненского гусарского полка Александра Ивановича Безобразова исполнен неизвестным мастером (в левом нижнем углу имеется неразборчивая подпись) и датирован 1839 г.
Александр Иванович Безобразов 2-й, принадлежавший к старинному русскому дворянскому роду, начал службу юнкером в Гродненском полку, где к тому времени уже занимал офицерскую должность его старший брат, Владимир. 28 декабря 1839 г. Александр был произведен в корнеты, а 8 января 1843-го, будучи поручиком, уволен в отставку1.
Именно в рядах лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, расквартированного в местечке Селищи Новгородской губернии, и произошла встреча Безобразова с поэтом. Корнет Михаил Юрьевич Лермонтов был переведен в гродненские гусары 11 октября 1837 г. после кратковременного пребывания на Кавказе в рядах Нижегородского драгунского полка.
Историограф гродненцев Юлий Елец, опираясь на воспоминания А.Арнольди2, довольно подробно описал знакомство гродненских офицеров с новоприбывшим корнетом: «К полку Лермонтов прибыл лишь 26 февраля 1838 года. Явившись к князю Багратиону3, он получил назначение состоять в четвертом эскадроне и на другой же день, 27-го числа, дежурил по второй половине полка. В первый день приезда Лермонтов, еще как гость, был приглашен обедать братьями Безобразовыми. После обеда Лермонтов обратился к Безобразовым и Арнольди с вопросом, — не играют ли в полку в карты вообще и в банк в особенности. Старший Безобразов4 отозвался утвердительно и заложил банк в сто рублей. Лермонтов нашел сумму слишком малою, на что Безобразов заметил, что играя постоянно и между товарищами, нет цели закладывать большую сумму. Но Лермонтов настоял на своем и, вытащив из бокового кармана вицмундира тысячу рублей, начал метать. Зашедший через час в квартиру, отлучившийся после обеда Арнольди, застал стол, исписанный мелом и покрытый загнутыми картами. Безобразовы были уже до двух тысяч в проигрыше. Арнольди посоветовал Безобразовым держаться рутерок, и те стали отыгрываться. Тогда Лермонтов, обратясь к Арнольди, заметил: “Как видно, вы очень счастливы в игре — не примете ли и вы в ней участия?” Тот согласился, поставил несколько золотых, и счастье оставило Лермонтова: он давал почти все карты и не только проиграл весь свой выигрыш, но и еще 800 рублей А.И.Арнольди. Так ознаменовался приезд поэта в наш полк»5.
Впрочем, уже 9 апреля 1838 г. по просьбе бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой он был переведен в более престижный лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе.
Именно к кругу царскосельских лейб-гусарских товарищей поэта относился и поручик Платон Иванович Паншин. Его портрет был написан А.Клюндером в 1841 г. (справа внизу портрета подпись художника: «Klьnder 41/III»)6.
Талантливый акварелист Александр Иванович Клюндер (Клиндер) (1802–1875) родился в Эстляндии. В 1823–1826 гг. обучался в Дерптском университете и здесь же брал уроки рисунка и гравюры у К.Зенфа. После окончания курса Императорской Академии художеств в Петербурге в 1834 г. Клюндер получил звание свободного художника по живописи портретной, миниатюрной и акварельной, в 1839-м — становится «назначенным» в академики, а в 1841-м получает звание академика. В 1838–1839 гг. Клюндер исполнил серию из 58 портретов чинов лейб-гвардии Гусарского полка, предназначавшуюся для поднесения полковому командиру М.Г.Хомутову. Были в этом цикле и изображения Лермонтова (ныне — в Институте русской литературы) и Паншина (ныне — в Государственном Эрмитаже). Портреты настолько приглянулись лейб-гусарам, что Клюндер получил от различных офицеров частные заказы на создание вариантов-повторений листов из «хомутовской» серии. Так, известны два клюндеровских повторения лермонтовского портрета (собрания ИРЛИ и Государственного литературного музея). До сих пор был известен только один вариант паншинского портрета — в собрании Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского.
Что можно сказать об этом сослуживце поэта? Платон Иванович Паншин (1817–1863) — сын калужского помещика. Окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1836 г. и поступил корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В 1838 г. получает чин поручика, но в начале 1841-го выходит в отставку. 14 июля 1847 г. из отставки был снова принят поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк. С 1848-го — в лейб-гвардии Кирасирском полку. 23 апреля 1850 г. стал ротмистром. В 1851 г. Паншин женился на графине Вере Львовне Соллогуб. 14 января 1852 вышел в отставку в чине полковника. Поступил надворным советником в Министерство иностранных дел. В 1858 г. — российский консул в Анконе, в 1859–1863 — российский консул в Любеке. С 1861 г. — коллежский советник. В петербургском свете он был также известен как прекрасный певец-любитель, бравший уроки у оперного певца А.П.Лоди. Именно он, знакомя Паншина с живописцем К.Брюлловым, охарактеризовал его так: «Любезнейший и достойнейший малый и при этом добрый товарищ».
Есть еще один акварельный портрет П.И.Паншина, выполненный в 1847 г. В.И.Гау и хранящийся в Государственном музее А.С.Пушкина7.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Елец Ю. История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Т.2. СПб., 1897. С.384.
2 Александр Иванович Арнольди (1817–1898) — сын генерала И.К.Арнольди. См. о нем в ст. Л.Г.Агамалян выше. Воспоминания Арнольди доступны в изд.: Лермонтов в записках А.И.Арнольди / Публ., введение и примеч. Ю.Оксмана // ЛН. Т.58. С. 449-476.
3 Генерал-майор князь Дмитрий Георгиевич Багратион-Имеретинский (1800–1845) — командир полка в 1837–1845 гг.
4 Корнет Владимир Иванович Безобразов 1-й поступил в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк 25 июня 1837 г. из лейб-гвардии Павловского полка. 9 ноября 1847 г., будучи штаб-ротмистром, уволен в отставку.
5 Елец Ю. История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Т.1. СПб., 1890. С. 205-206.
6 Имя портретируемого определено А.В.Кибовским. См.: Материалы по русской иконографии. Ч.2. М., 2013. С.34.
7 Владимир Иванович Гау. Русский камерный портрет. М., 2010. С. 98, 194-195.