Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 104 2012

Эдуард Кочергин, Надежда Хмелёва, Александр Рюмин. Лирические персонажи прапамяти

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Эдуард Кочергин, Надежда Хмелёва, Александр Рюмин

 

Лирические персонажи прапамяти

 

Художнику Наталье Крутовой в своих замечательных рукодельных изделиях удается сохранить редчайший нутряной дар языческого ощущения природы времен, когда природа, являясь первоглавной, обожествлялась. Коллекция ее уникальных кукол: девки, парни, кормилицы, всадники, полканы, кони, птицы, русалки, берегини — несут в себе ощущение первозданности, глубинности бытия, настроение тех древних времен, которые сохранились только в нашем подсознании.

Что-то затаенное, загадочное есть в ее типажах, явившихся нам издалека, и вместе с тем они абсолютно современные, лирические персонажи нашей памяти.

Не случайно в моем городе — Питере — с уважением и любовью обзывают художницу Наталью Крутову — Варварицей.

 

Эдуард Кочергин

 

 

В современной оцифрованной и динамичной реальности рукотворное волшебство народной культуры, кажется, совсем исчезает. Конечно, существуют национальные бренды, только их безнадежно подмял под себя сувенирный глянец. А вот та настоящая, неповторимо певучая пластика древней иконы или деревянного ковша «звучит» лишь в музейных залах. Но работы Натальи Крутовой говорят, что возможно и в наше время вернуть это удивительное чувство природы и народного духа, возможно очистить древние традиции от городской сувенирной накипи. У Наташи нет страха оторваться от канонических образцов, а есть удивительная творческая свобода и фантазия. Ее простодушно-антропоморфный мир полон вечных человеческих чувств — печали, иронии, радости, иногда отрешенности. Тайны жизни.

 

Надежда Хмелёва

 

 

Наталья Крутова — художник своеобразного природного дара, работающий в жанре «кукла» и создающий произведения, достойные быть признанными как подлинное искусство музейного уровня.

Уникальный талант Натальи Крутовой открыл петербургский сценограф Эдуард Кочергин. Помнится, лет двадцать тому назад он привез в Москву выставку своих театральных работ, которая проходила в здании редакции журнала «Наше наследие» в Неопалимовском. Среди макетов, эскизов декораций и костюмов его знаменитых спектаклей разместился натуральный березовый сухостой, весело обжитый яркими, лоскутными птицами, сделанными по его эскизам молодой художницей, которую Кочергин прозвал Варварицей за ее способность глубинного вчувствования в языческую первооснову театрализованного действа, столь близкую сценическим интересам самого Кочергина.

В ее авторских куклах слиты воедино и текстильная скульптура, и кукла-символ, и игрушка, и театральный персонаж, а фольклорная, мифологическая подоснова героев очеловечена и приближена к современному эстетическому чувству благодаря внятно выраженной эмоциональной составляющей формотворчества.

Интерес к кукле как к культурному феномену и объекту искусства и ее роли в изобразительном искусстве в качестве alter ego автора многократно возникал в течение всего ХХ века в творчестве целого ряда художников. Вспомним исчезающую грань между куклой и человеком у мирискусников Бенуа, Бакста, Сомова, Добужинского; безликих и пустотелых кукол-манекенов с прорванными оболочками у сюрреалистов Кирико, Эрнста, Магритта; мужиков и баб крестьянского периода Малевича и его последователей; тему народного примитива в творчестве Гончаровой и Ларионова. Вспомним искания Фаворского в силуэтном обобщении гравюрной формы своих персонажей, фигуры которых столь же скульптурно рельефны, сколь и кукольно условны. На протяжении многих лет кукольные, театрализованные, карнавальные действа были частью жизни всех поколений обитателей Красного дома Фаворского в Новогирееве. Плодотворным в плане исканий нового выразительного языка оказался опыт трансформации народной игрушки, куклы в условной пластике скульпторов-шестидесятников Шаховского, Жилинской, Митлянского. Вспомним, наконец, экзистенциальных типажей-марионеток и птиц с человечьими головами в полотнах Нестеровой; распавшихся на части кукол-инвалидов в живописи Заборова; трынцы-брынцевскую графику и по-фольклорному шутейных кукол-мобилей Попова; архитектоничных, брутально сработанных величественных кукол-гигантов ироничного скульптора Каминкера.

Не стоит искать ответ: то ли генетическая память (Наталья Крутова родом из сибирского Ангарска), то ли полетное прочтение всего, что связано в ее помыслах с народным искусством, то ли ностальгия по утраченной слиянности человека и природы, то ли жажда праздника, пусть в условном воображаемом пространстве ее неунывающих героев, — вызвали к жизни эти необычные скульптуры из текстиля. Ее бабы и мужики, петухи и русалки, кони и полканы, львы и единороги, энергичные по цветовой и фактурной разработке, восхищают сложной внутренней композиционностью изобразительного материала и мастерством рукодельного искусства. И что самое главное, они передают теплоту ее художнического чувства, когда она создавала их.

Для Натальи Крутовой, служащей театральному, сценическому делу, создание кукол — очень личная, сокровенная и существенная часть ее творческой жизни. И потому для нее важно, что ее работы признаны и таким знаковым художником, как Эдуард Кочергин, и одним из ведущих специалистов искусства авангарда Василием Ракитиным, и Еленой Ракитиной, искусствоведом, исследователем театрально-декорационного искусства, в доме которых во Франции есть несколько текстильных скульптур Натальи Крутовой.

 

Александр Рюмин

 

Наталья Крутова

Наталья Крутова

Жених и невеста на синем коне. 2011. Текстиль

Жених и невеста на синем коне. 2011. Текстиль

Баба Самоварная. 1998. Текстиль

Баба Самоварная. 1998. Текстиль

Меланхолия. 2010. Текстиль

Меланхолия. 2010. Текстиль

Полкан Весенний. 2011. Текстиль

Полкан Весенний. 2011. Текстиль

Птица Сирин. 2011. Текстиль

Птица Сирин. 2011. Текстиль

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru