Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»

В овальном зале ВГБИЛ им. М.И. Рудомино

Поклонение «Розе и Кресту»

Необычное научное издание драмы Александра Блока «Роза и Крест», отметившей недавно вековой юбилей, предпринял Центр книги Рудомино Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ). Впервые драму Блока, о постановке которой К.С.Станиславским в МХТ тот мечтал, но так и не увидел на сцене, опубликовали на двух языках – русском и английском (билингва – что характерно для изданий ВГБИЛ) в изящном томе, в сопровождении эстампов к пьесе художника К.Соколова, выполненных в Англии.

Поразительно, что в XXI веке на периферии США, в жарком и пустынном штате Аризона вдруг появился человек, не просто переведший «Розу и Крест», но и увлеченный ее сценическим прочтением. Университетский профессор Ланц Гарави сумел, по мнению англоязычных исследователей русского символизма, в частности творчества А.Блока, создать адекватный перевод сложнейшего текста, достойный публикации параллельно с каноническим текстом русского классика.

Только что вышедший том обладает целым рядом достоинств – он содержит не только саму драму, но и примечания, подготовленные самим Блоком, а так же пояснения автора к постановке «Розы и Креста» в Художественном театре. Поэту нужен был режиссерский гений Станиславского, чтобы вслед за Чеховым проникнуть на сцене в тайны русской души и русской жизни. Не случайно в заметке «К постановке <Pозы и Креста> в Художественном театре» Блок в первых же строках заявил: «Первое, что я хочу подчеркнуть, это то, что “Роза и Крест” – не историческая драма. Дело не в том, что действие происходит в южной и северной провинции Франции в начале XIII столетия, а в том, что помещичья жизнь и помещичьи нравы любого века и любого народа ничем не отличаются один от другого».

Тем не менее, исторический план пьесы тщательно проработан Блоком, и потому «Роза и Крест» скрывает многие глубины и тайны эпохи альбигойско-катарских ересей во Франции XIII века. Очень интересную и «питательную» (Блок) статью об историческом фоне «Розы и Креста» опубликовал в этой книге А.Л.Рычков, затронув и религиозный подтекст драмы Блока. Более того, он составил карту странствий Бертрана, рыцаря-несчастье, проследив его путь в Бретань через главнейшие «очаги катарской культуры». Карта эта оказалась неожиданным и весьма существенным дополнением к опубликованным текстам.

Инициатор и главный исполнитель проекта двуязычного научного издания «Розы и Креста» профессор ИМЛИ И.С.Приходько в своей статье рассказала об истории драмы Блока и коснулась духовной исторической характеристики ее персонажей. Без этой статьи современному читателю было бы трудно приблизиться к поэтической , психологической и философско-мистической глубине драмы Блока.

Представление нового издания «Розы и Креста» во ВГБИЛ им. М.И. Рудомино сопровождалось выставкой эстампов художника Кирилла Соколова по мотивам «Розы и Креста». Они так же впервые напечатаны в этой замечательной книге. Соколов работал над листами в Англии. «Художника занимали, – пишет вдова Соколова, крупнейший западный исследователь русского символизма и творчества А.Блока, доктор филологии Аврил Пайман, – мотивы Средневековья, здесь он непосредственно обыгрывал английские и французские впечатления от ранней готики и от Даремского романского собора, где он много рисовал».

Работы К.Соколова очень сложны по технике, они напоминают коллаж, в котором «следующие одна за другой сцены перекликаются как во сне, не сливаясь, но сосуществуя на листе в том же художественном, но не сценическом пространстве, как и лики поэта и смерти».

Представление книги «Роза и Крест» в прекрасном Овальном зале ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, прошедшее под председательством Е.Ю.Гениевой, еще раз показало всем присутствующим, что драма А.Блока хранит много тайн и загадок, ей ещё предстоит путь к достойному сценическому воплощению, и вышедший том – один из шагов на этом непростом интеллектуальном пути. В создании этого тома счастливо сочетались именно те самые воля и вкус, о которых писал А.Блок в одном из писем: «Пьесу эту надо или играть на сцене, или читать про себя по книге. Никакой середины я не вижу <…> Есть во всех делах своя мистика, и отношение к «Розе и Кресту» у меня сложное, и, как во всем для меня важном, такое, что я предпочитаю не делать опытов и прятать, пока не найду действительного (или хоть приблизительного) согласия воль и вкусов, и темпераментов и т.д., и т.д.»

Н.Сазонов

Обложка книги «Александр Блок. Роза и Крест = The Rose and the Cross». Москва, Центр книги Рудомино, 2013

Обложка книги «Александр Блок. Роза и Крест = The Rose and the Cross». Москва, Центр книги Рудомино, 2013

Книгу представляют Генеральный директор ВГБИЛ Е.Ю.Гениева, британская исследовательница русского символизма Аврил Пайман и главный редактор журнала Наше наследие» В.П.Енишерлов

Книгу представляют Генеральный директор ВГБИЛ Е.Ю.Гениева, британская исследовательница русского символизма Аврил Пайман и главный редактор журнала Наше наследие» В.П.Енишерлов

Фрагмент выставки, посвященной выходу двуязычного издания  драмы А.Блока «Роза и Крест»

Фрагмент выставки, посвященной выходу двуязычного издания драмы А.Блока «Роза и Крест»

Витрина с книгами Аврил Пайман.

Витрина с книгами Аврил Пайман.

Аврил Пайман, заместитель директора ИМЛИ РАН В.В.Полонский и председатель Блоковской комиссии РАН И.С.Приходько

Аврил Пайман, заместитель директора ИМЛИ РАН В.В.Полонский и председатель Блоковской комиссии РАН И.С.Приходько

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru