Памяти Д.В. Сарабьянова
«Я провожаю взглядом облака…»
|
Дмитрий Владимирович Сарабьянов 1923 - 2013 гг. |
Всего немного не дожив до 90-летия умер выдающийся русский искусствовед, академик РАН, член редакционного совета журнала «Наше наследие» Д.В.Сарабьянов. На самой заре существования нашего журнала Дмитрия Владимировича просил войти в редакционный совет нового издания Дмитрий Сергеевич Лихачев, высоко ценивший работы Сарабьянова, его честный, глубокий и оригинальный взгляд на историю русского искусства, и безупречный литературный дар, выразившийся в стиле его искусствоведческих работ.
То было время, когда как бы из небытия возвращались бывшие в “опале” поэты, писатели, художники рубежа XIX-XX веков и первых десятилетий советской власти. Это была одна из программных задач «Нашего наследия», а для Д.В.Сарабьянова идея возвращения и высвобождения из “небытия художников, считавшихся формалистами”, стала одной из важных целей его научных работ и принципиальной гражданской позицией ученого-искусствоведа. К.Петров-Водкин, П.Кузнецов, Р.Фальк, В.Татлин, К.Малевич, В.Кандинский и, конечно, Л.Попова – их и других русских художников, чьё искусство было гонимо и незаслуженно отодвинуто на периферию художественной жизни, Д.В.Сарабьянов в своих работах возвращал на свои места в истории русского и мирового искусства. Он был непревзойденным экспертом по искусству русского авангарда. Мы помним, как более двадцати лет назад ходили вместе с Дмитрием Владимировичем по залам предаукционной выставки в Лондоне, где готовилась большая продажа картин русских художников-авангардистов начала XX века. Увы, многие из них оказались фальшивками. И установил это Д.В.Сарабьянов, предупредив большой конфуз, который мог ожидать устроителей аукциона, если бы он состоялся.
Конечно, искусством русского авангарда рубежа веков не ограничивался круг работ и научных интересов Д.В.Сарабьянова. Проблемы взаимоотношения живописи, литературы, философии, взаимодействия русского искусства с искусством Западной Европы, искусство модерна – это, конечно, весьма поверхностная схема его искусствоведческих штудий. Это подтверждает самый краткий, выборочный список его статей и книг: «Образы века», «Русские живописцы начала XX века», «Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов», «Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII – нач. ХХ вв.», Монографии о И.Репине, В.Серове, П.Федотове, Р.Фальке, П.Кузнецове, М.Врубеле, О.Кипренском, Л.Поповой (совместно с Н.Адаскиной), К.Малевиче (совместно с А.Шатских).
В послесловии к одной из важнейших книг Д.В.Сарабьянова «Русская живопись. Пробуждение памяти» его ученик Г.Ревзин пишет: «Желает того Сарабьянов или нет, сегодня его роль в изучении русского искусства – роль патриарха. Если судить по данной книге – нет, не желает. Патриарх – в силу опыта ведающий все известные пути и следящий, чтобы по ним правильно ходили. Книгу можно принять за творчество молодого человека, сбежавшего от академической дисциплины в “даль свободной монографии”».
То, что отличает настоящего ученого от начетчика в том числе и в науках гуманитарных – это постоянное развитие и умение “уйти в сторону”, взглянув на сферу своих интересов “сбоку”. Д.В. Сарабьянов был одним из не многих наших искусствоведов, который не боялся это делать, и потому его книги и статьи так актуальны и интересны.
В последние годы Д.В.Сарабьянов издал несколько поэтических сборников. Он присылал их нам, и мы с удовольствием читали стихи мэтра искусствоведения, фронтовика, прошедшего войну и смотревшего в лицо смерти. Как-то в «Нашем наследии» на одной из открывающихся выставок мы говорили с Дмитрием Владимировичем о его стихах и на слове о том, что в них ощущается какая-то хрупкость и в то же время достоинство и сила мысли, он сказал, что, конечно, он не поэт в самом высоком значении этого слова, т.е не пророк, как например Блок, но именно в поэзии он стремится выразить свою житейскую, человеческую позицию. – Я ведь и на войне стихи писал, – как-то смущенно сказал Сарабьянов.
Вот несколько строк, написанных старшиной Сарабьяновым в 1943 году:
<…> Мы воевали так:
Мешок на плечи –
И по грязи не сохнувших дорог
Шагали мы под утро, в ночь и в вечер,
Не ощущая перетертых ног.
Нас дождь мочил, нас осыпало градом
Свинцовых пуль, окутывало в дым…
Друзья со стоном умирали рядом,
И плакать было некогда по ним…
Так воевали мы… Не вечны войны.
Мы так вернемся:
В дверь не постучав,
В свой дом войдем по-прежнему спокойно
И скинем скатку с правого плеча.
И совсем в другой тональности и в другое время мира (но так же искренне) написано одно из концептуальных итоговых стихотворений Д.Сарабьянова, датированное августом 2008 года, где поэт прощается с нашим миром:
Когда уходит летняя пора
За горизонт, в другую точку света –
По строгим правилам календаря,
Определившего границу лета,
Я провожаю взглядом облака
И меркнувшее блеклое светило
И не прошу, чтоб лето возвратилось
Из бесконечности, издалека
Благодарю за теплое вчера,
За свет, да и за грозы и ненастье
Хоть мне, наверное, давно пора
В другом углу искать уют и счастье.
Мы скорбим об уходе Д.В.Сарабьянова и склоняем головы перед его памятью.
«Наше наследие»