Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Научная конференция к 100-летию драмы Александра Блока
«Роза и Крест»
В 1912 году Александр Блок написал драму «Роза и Крест», которую мечтал увидеть на сцене Художественного театра в постановке К.С.Станиславского. «Если коснется пьесы его гений…», – говорил А.Блок. Но МХТ, несмотря на многие месяцы репетиций, не справился с лучшей пьесой Блока, имеющей много смыслов, тайн и подтекстов. Пьесой, действие которой перенесено в средневековую Нормандию и Прованс, автор стремился прикоснуться к проблемам современной ему России, неминуемым психологическим коллизиям, которые поэт-пророк определял простыми словами: радость-страдание, роза и крест… «Всюду беда и утраты, что тебя ждет впереди?» – вот вечный и безответный вопрос поэта. Неслучайно рыцарь-несчастье Бертран стал главным героем драмы о всепоглощающем подвижничестве.
С 10 по 12 октября в Институте мировой литературы РАН (ИМЛИ) в Москве и Государственном мемориальном музее-заповеднике Д.И.Менделеева и А.А.Блока в Подмосковье состоялась Международная научная конференция, посвященная 100-летию драмы «Роза и Крест». В работе конференции приняли участие научные работники из Великобритании, США, Польши, Италии, Венгрии, Армении, Чехии, Словакии, Беларуси, из университетов и институтов Москвы, Комсомольска-на-Амуре, Владимира, Иванова, Перми, Шуи, Воронежа, Саратова. Участники конференции стремились приблизить к сегодняшнему дню глубинные идеи драмы Блока, проникнуть в её символику, характеры героев, показать её связи с классическими произведениями русской и мировой литературы, определить место драмы в творческом пути самого Блока. Особый интерес вызвала тема «”Роза и Крест” в свете розенкрейцерских традиций». Именно так назывался доклад венгерско-итальянской исследовательницы Лены Силард, развитый в сообщении А.Л.Рычкова из Москвы, изящно проанализировавшего пометы А.Блока на страницах учебников истории, книг из библиотеки поэта, относящихся к французскому средневековью, показавшего достаточно ранний интерес поэта к духовному миру и учению катаров.
Эти учёные штудии очень любопытны и «питательны». Но Александра Блока, человека, безусловно, хорошо образованного, любившего и умевшего работать с источниками, проблема масонства и розенкрейцерства занимала не первую очередь. Об этом, в частности, говорил С.Лесневский в своем сообщении «“Роза и Крест“ и “Стихи о Прекрасной Даме“».
Была затронута на конференции также тема «“Роза и Крест“ и художники». Исследовательница русского символизма, автор классической биографии Александра Блока, доктор Аврил Пайман из Великобритании рассказала о работах своего мужа, известного русского художника Кирилла Соколова над иллюстрациями к «Розе и Кресту». Эти эстампы мастера, посвятившего многие работы творчеству Блока, пока ещё малоизвестны. Впервые они будут опубликованы в новом издании «Розы и Креста» и сопроводительных к драме материалов, которые готовит «Центр книги Рудомино» ВГБИЛ.
В заключительный день конференции, проходившей в музее-заповеднике А.А.Блока Шахматово главный редактор «Нашего наследия» В.П.Енишерлов сделал доклад об уникальном издании «Розы и Креста», выполненным в 1915 году молодым художником Н.Н.Купреяновым. Рассуждая о воплощении «Розы и Креста» на сцене, В.Енишерлов высказал предположение, что причины неудачи кроятся в том, что замысел автора за время работы над темой, заказанной для императорских театров меценатом, известным масоном Терещенко, претерпел значительные изменения – от либретто для балета, затем текста для оперы, трансформировавшегося в драму. Изысканно переписанный от руки Николаем Купреяновым томик с текстом пьесы Блока, иллюминированный стилизованными под средневековый манускрипт буквицами, заставками, концовками, остается, быть может, единственным адекватным визуальным воплощением драмы А.Блока.
Во время конференции скульптор Иван Коржев представил рельеф «Роза и Крест», оригинальное произведение, выполненное с точным соблюдением традиций и духа французского средневековья. Композитор Иван Шумелов, живущий в Стокгольме, познакомил участников конференции с написанной им музыкой к драме «Роза и Крест», которую исполнил ансамбль средневековой европейской музыки “Avis Dei” (Москва).
В заключительный день конференции организатору и руководителю конференции доктору филологии, профессору И.С.Приходько была вручена учрежденная журналом серебряная медаль Александра Блока – за многолетнее верное служение исследованию жизни и творчества Блока, выпуск ежегодника «Шахматовский вестник», организацию ежегодных научных симпозиумов, посвященных творчеству поэта.
Замечательно, что в наше время в Москве ещё можно найти места, где собираются умные, неброско одетые люди, которым интересны классические тексты, высокие философские проблемы, тайны истории, красота настоящих стихов. Увы, даже в столице мест таких все меньше, и тем ценнее событие, которое вершилось три золотых осенних дня в Москве и Подмосковье.
Символично, что вслед за блоковской конференцией в ИМЛИ и Шахматове во ВГБИЛ им. М.И.Рудомино открылась международная научная конференция, посвященная русскому просветителю XVIII века Н.И.Новикову, на которой выступили несколько участников конференции по «Розе и Кресту». Это вполне объяснимо, ведь своё университетское сочинение, неоднократно теперь опубликованное, Блок посвятил теме «Болотов и Новиков».
Борис Егоров
Москва-Шахматово