Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»

Среди коллекционеров.

Старообрядческая рукописная книга в собрании М.Максимова

Раскол русской церкви в XVII в. был вызван реформами, проводимыми патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Раскольниками стали называть приверженцев старой дореформенной традиции, тех, кто отказался от унификации и исправления богослужебных книг. Старые книги изымались и заменялись исправленными по греческим образцам, что привело к резкой нехватке в среде староверов дониконовских книг. Это послужило активному развитию рукописной книги, которая, в отличие от печатной, в слабой степени подвергалась церковному контролю. Она стала особым типом книги, сформировала свои традиции, опираясь как на древнерусское книгописание, так и на отечественное книгоиздание. Старообрядческая книга - это масса оригинальных сочинений, выполненных в разных литературных жанрах, она охватывает широкий спектр тем, однако значительную ее часть составляют богослужебные книги, сборники сочинений отцов церкви, памятники эсхатологической нестарообрядческой литературы и т.п. Именно эти рукописи преобладали у староверов в XVIII-XX вв., и они стали основой фондов старообрядческой рукописной книги в крупнейших собраниях. Практически все эти коллекции сегодня принадлежат музеям или библиотекам. Частные же собрания рукописной книги, появляются все реже. Полевая археографическая работа, существенно пополнявшая книжные хранилища и частные коллекции, фактически себя исчерпала.

Появление собрания М.Максимова, исследователя, художника, каллиграфа и коллекционера, явилось неожиданностью и говорит о новых открытиях в среде книжных памятников церковно-славянской письменности. Коллекция стала самой крупной частной на северо-западе России, но ценность ее определяется в первую очередь качеством, достигнутым кропотливым отбором редких рукописей, представляющих художественную, культурную и научную ценность.

Книги приобретались в основном у населения и торговцев антиквариатом, в частности более 20 попали из наследия известного Каргопольского старовера М.Ю.Орловского, собрание которого было разрознено: части его находятся в Государственном Историческом Музее в Москве, в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук и личных коллекциях, а некоторые памятники утрачены.

В составе коллекции М.Максимова рукописи как староверов поповского так и беспоповского толка, различных согласий, в числе которых и странники. Для научной деятельности собирателя большое значение имеют рукописи поморского, Северного происхождения, в частности Выговского общежительства, и Каргопольские. Они представлены многочисленными списками полемической, духовно-нравственной и житийной литературы, а также певческими крюковыми рукописями.

Основную часть коллекции составляют памятники литературного содержания: оригинальные старообрядческие апокрифические и эсхатологические сочинения. Сборники: литературно-публицистические, богословско-учительские, догматические, полемические, и богослужебные.

Среди житийных списков следует отметить жития Александра Ошевенского, (список середины XVIII в. северного письма), житие Алексея митрополита, (рукопись XVII в.), житие и чудеса Зосимы и Савватия Соловецких, (два полных списка середины XVIII в., один из которых Соловецкого письма), и многих других святых.

В состав сборников страннической литературы вошли такие сочинения как «Ответы к миру и Петру первому», «Повесть о картофеле», различные сочинения против бытовых нововведений: кофе, чая, картофеля, табака, самовара, которые рассматривались как посягательство на русскую душу, «Слово о видении Андрея Юродивого», «о трех женах» и многие другие сочинения. Некоторые сборники содержат более двух тысяч страниц.

Полемическая литература представлена многочисленными списками посланий, статей, увещаний и извещений, вопросно-ответных сочинений, писем. Содержание их составляет дискуссия старообрядцев различных согласий и толков между собой или с приверженцами никонианских реформ.

Много рукописей, относящихся к народному творчеству. Это духовные стихи (псальмы, канты), покаянные стихи, подобные тексты представлены как в составе сборников, так и отдельными кодексами (преимущественно северными списками XVIII-XIX веков). Некоторые из них нотированы и богато украшены миниатюрами.

Собрание богато и апокрифической литературой: «Сказание о двенадцати пятницах», «Беседа трех святителей», «Свиток иерусалимского знамения», «Страсти христовы» и множество других сочинений, относящихся к различным толкам и согласиям староверия, многие из них в большом количестве списков и разных редакций.

Среди текстов духовно-нравственной литературы и поучений святых отцов особо следует отметить редкой красоты сборник сочинений Исаака Сирина. Списки с челобитных и текст так называемой «челобитной Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия».

Есть богослужебные и священнослужительские книги: молитвенники, помянники, синодики, кормчая книга, устав о христианском житие, скитское покаяние, псалтири и др. Множество певчих рукописей со знаками нотации: демественник, трезвон, ирмологии, обиходы, октоихи, праздники, азбуку знаменного пения. Некоторые богато оформлены. Особо ценны демественник гуслицкого письма с миниатюрами жития преподобного Романа Певца, роскошные гуслицкие и Выговские праздники, октоихи. Праздники Ветковского письма, трезвоны, сборник нотированных покаянных стихов.

Своеобразие коллекции определяется не только литературными и филологическими находками, но и личными пристрастиями коллекционера – каллиграфа. Поиск шедевров каллиграфии, миниатюр и украшений, в которых ярко отражен колорит жизни староверов Русского севера всегда был приоритетом. На основе коллекции можно проследить влияние различных писцовых школ друг на друга, их особенности, и оригинальность, широту охвата культурных традиций старообрядчества вплоть до первой четверти XX века. Рукописи лицевые с заставками и маргинальными украшениями представляют почти все основные книгописные центры старообрядчества, но прежде всего северного письма: Выговского и Лексинского общежительств, Соловецкие, а также Гуслицкие, Ветковские. Некоторые миниатюры являются шедеврами, ясно характеризующими направления книжного искусства староверов различных школ и течений. Особо можно отметить лицевой апокалипсис толковый Андрея Кесарийского, содержащий 73 миниатюры. Лицевой сборник, повествующий о странствии души с 14 миниатюрами и ряд других книг. Встречаются рукописи с оригинальными переплетами, выполненными в лучших традициях книжных центров старообрядцев. Общекультурный контекст включает в себя все аспекты изготовления рукописных книг от переплета до колофона, что в сочетании с редкими литературными сочинениями воссоздает уникальную книжную культуру старообрядчества.

Коллекция насчитывает множество редких книг: «луцидариус» (златый бисер) в списках XVIII и XIX веков, «звезда пресветлая», «просветитель» Иосифа Волоцкого два допечатных списка XVIII-XIX в. «гранограф», «соборник» конца XVII в., «летописец», «стоглав», «зонар» в разных редакциях – и уникальных памятников: «Повесть о бесноватой жене Соломонии» (список XVII в.), «Повесть о избытии во ад посадника Шила», «Повесть о бражнике», «Повесть о царице и львице» (в нескольких списках XVIII и XIX веков), «Повесть о царе Агее». Многие книги датированы и имеют записи с именами писцов, сроками создания книги и данными обещаниями перед богом об окончании той или иной рукописи.

Большое внимание собиратель уделяет сохранности памятников, регулярно привлекая лучших специалистов по реставрации книг и их консервации. Многие книги были спасены от разрушения и безвозвратной утраты.

Собрание рукописей М.Максимова хранит множество еще не открытых литературных памятников, поскольку введение его в научный оборот только начинается, и ни одна из рукописей ранее не была объектом внимания археографов.

Уникальное собрание требует исключительного отношения и изучения. Коллекционер готовит к изданию каталог и планирует представить собрание во временной экспозиции одного из музеев Санкт-Петербурга.

Г. Комарова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

Рукописные книги из собрания М.Максимова

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru