Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Среди коллекционеров.
Старообрядческая рукописная книга в собрании М.Максимова
Раскол русской церкви в XVII в. был вызван реформами, проводимыми патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Раскольниками стали называть приверженцев старой дореформенной традиции, тех, кто отказался от унификации и исправления богослужебных книг. Старые книги изымались и заменялись исправленными по греческим образцам, что привело к резкой нехватке в среде староверов дониконовских книг. Это послужило активному развитию рукописной книги, которая, в отличие от печатной, в слабой степени подвергалась церковному контролю. Она стала особым типом книги, сформировала свои традиции, опираясь как на древнерусское книгописание, так и на отечественное книгоиздание. Старообрядческая книга - это масса оригинальных сочинений, выполненных в разных литературных жанрах, она охватывает широкий спектр тем, однако значительную ее часть составляют богослужебные книги, сборники сочинений отцов церкви, памятники эсхатологической нестарообрядческой литературы и т.п. Именно эти рукописи преобладали у староверов в XVIII-XX вв., и они стали основой фондов старообрядческой рукописной книги в крупнейших собраниях. Практически все эти коллекции сегодня принадлежат музеям или библиотекам. Частные же собрания рукописной книги, появляются все реже. Полевая археографическая работа, существенно пополнявшая книжные хранилища и частные коллекции, фактически себя исчерпала.
Появление собрания М.Максимова, исследователя, художника, каллиграфа и коллекционера, явилось неожиданностью и говорит о новых открытиях в среде книжных памятников церковно-славянской письменности. Коллекция стала самой крупной частной на северо-западе России, но ценность ее определяется в первую очередь качеством, достигнутым кропотливым отбором редких рукописей, представляющих художественную, культурную и научную ценность.
Книги приобретались в основном у населения и торговцев антиквариатом, в частности более 20 попали из наследия известного Каргопольского старовера М.Ю.Орловского, собрание которого было разрознено: части его находятся в Государственном Историческом Музее в Москве, в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук и личных коллекциях, а некоторые памятники утрачены.
В составе коллекции М.Максимова рукописи как староверов поповского так и беспоповского толка, различных согласий, в числе которых и странники. Для научной деятельности собирателя большое значение имеют рукописи поморского, Северного происхождения, в частности Выговского общежительства, и Каргопольские. Они представлены многочисленными списками полемической, духовно-нравственной и житийной литературы, а также певческими крюковыми рукописями.
Основную часть коллекции составляют памятники литературного содержания: оригинальные старообрядческие апокрифические и эсхатологические сочинения. Сборники: литературно-публицистические, богословско-учительские, догматические, полемические, и богослужебные.
Среди житийных списков следует отметить жития Александра Ошевенского, (список середины XVIII в. северного письма), житие Алексея митрополита, (рукопись XVII в.), житие и чудеса Зосимы и Савватия Соловецких, (два полных списка середины XVIII в., один из которых Соловецкого письма), и многих других святых.
В состав сборников страннической литературы вошли такие сочинения как «Ответы к миру и Петру первому», «Повесть о картофеле», различные сочинения против бытовых нововведений: кофе, чая, картофеля, табака, самовара, которые рассматривались как посягательство на русскую душу, «Слово о видении Андрея Юродивого», «о трех женах» и многие другие сочинения. Некоторые сборники содержат более двух тысяч страниц.
Полемическая литература представлена многочисленными списками посланий, статей, увещаний и извещений, вопросно-ответных сочинений, писем. Содержание их составляет дискуссия старообрядцев различных согласий и толков между собой или с приверженцами никонианских реформ.
Много рукописей, относящихся к народному творчеству. Это духовные стихи (псальмы, канты), покаянные стихи, подобные тексты представлены как в составе сборников, так и отдельными кодексами (преимущественно северными списками XVIII-XIX веков). Некоторые из них нотированы и богато украшены миниатюрами.
Собрание богато и апокрифической литературой: «Сказание о двенадцати пятницах», «Беседа трех святителей», «Свиток иерусалимского знамения», «Страсти христовы» и множество других сочинений, относящихся к различным толкам и согласиям староверия, многие из них в большом количестве списков и разных редакций.
Среди текстов духовно-нравственной литературы и поучений святых отцов особо следует отметить редкой красоты сборник сочинений Исаака Сирина. Списки с челобитных и текст так называемой «челобитной Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия».
Есть богослужебные и священнослужительские книги: молитвенники, помянники, синодики, кормчая книга, устав о христианском житие, скитское покаяние, псалтири и др. Множество певчих рукописей со знаками нотации: демественник, трезвон, ирмологии, обиходы, октоихи, праздники, азбуку знаменного пения. Некоторые богато оформлены. Особо ценны демественник гуслицкого письма с миниатюрами жития преподобного Романа Певца, роскошные гуслицкие и Выговские праздники, октоихи. Праздники Ветковского письма, трезвоны, сборник нотированных покаянных стихов.
Своеобразие коллекции определяется не только литературными и филологическими находками, но и личными пристрастиями коллекционера – каллиграфа. Поиск шедевров каллиграфии, миниатюр и украшений, в которых ярко отражен колорит жизни староверов Русского севера всегда был приоритетом. На основе коллекции можно проследить влияние различных писцовых школ друг на друга, их особенности, и оригинальность, широту охвата культурных традиций старообрядчества вплоть до первой четверти XX века. Рукописи лицевые с заставками и маргинальными украшениями представляют почти все основные книгописные центры старообрядчества, но прежде всего северного письма: Выговского и Лексинского общежительств, Соловецкие, а также Гуслицкие, Ветковские. Некоторые миниатюры являются шедеврами, ясно характеризующими направления книжного искусства староверов различных школ и течений. Особо можно отметить лицевой апокалипсис толковый Андрея Кесарийского, содержащий 73 миниатюры. Лицевой сборник, повествующий о странствии души с 14 миниатюрами и ряд других книг. Встречаются рукописи с оригинальными переплетами, выполненными в лучших традициях книжных центров старообрядцев. Общекультурный контекст включает в себя все аспекты изготовления рукописных книг от переплета до колофона, что в сочетании с редкими литературными сочинениями воссоздает уникальную книжную культуру старообрядчества.
Коллекция насчитывает множество редких книг: «луцидариус» (златый бисер) в списках XVIII и XIX веков, «звезда пресветлая», «просветитель» Иосифа Волоцкого два допечатных списка XVIII-XIX в. «гранограф», «соборник» конца XVII в., «летописец», «стоглав», «зонар» в разных редакциях – и уникальных памятников: «Повесть о бесноватой жене Соломонии» (список XVII в.), «Повесть о избытии во ад посадника Шила», «Повесть о бражнике», «Повесть о царице и львице» (в нескольких списках XVIII и XIX веков), «Повесть о царе Агее». Многие книги датированы и имеют записи с именами писцов, сроками создания книги и данными обещаниями перед богом об окончании той или иной рукописи.
Большое внимание собиратель уделяет сохранности памятников, регулярно привлекая лучших специалистов по реставрации книг и их консервации. Многие книги были спасены от разрушения и безвозвратной утраты.
Собрание рукописей М.Максимова хранит множество еще не открытых литературных памятников, поскольку введение его в научный оборот только начинается, и ни одна из рукописей ранее не была объектом внимания археографов.
Уникальное собрание требует исключительного отношения и изучения. Коллекционер готовит к изданию каталог и планирует представить собрание во временной экспозиции одного из музеев Санкт-Петербурга.
Г. Комарова