Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Из собрания Юрия Петухова
Станковая графика Аминадава Каневского
Продолжая сотрудничество с московскими коллекционерами, журнал «Наше наследие» открыл в своем выставочном зале экспозицию станковой графики выдающегося художника-иллюстратора и карикатуриста Аминадава Моисеевича Каневского (1898 – 1976) из собрания Юрия Петухова. Выставка посвящена 120-летию со дня рождения художника.
Выходец из бедной многодетной семьи Аминадав с 12 лет вынужден был зарабатывать на жизнь и брался за любую работу, успел повоевать в Первую мировую войну, в 1920-м ушел добровольцем в Красную Армию, откуда в 1921 году был командирован в Москву во ВХУТЕМАС. Его яркий талант рисовальщика смогли оценить уже тогда.
На графическом факультете ВХУТЕМАСа преподавали Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Павел Павлинов. Особые отношения у студента Каневского сложились с Дмитрием Стахиевичем Моором, автором легендарных плакатов «Помоги!» и «Ты записался добровольцем?». Каневский станет одним из его любимых учеников, а в дальнейшем и коллегой по цеху художников, работающих в печатной графике.
Рассказывает коллекционер и издатель Юрий Петухов:
«Судьба была благосклонна к художнику. Он прожил долгую жизнь, его творчество оказалось востребованным в полной мере. Каневский получил почти все возможные для советского времени награды и звания, стал академиком. Тиражи книг с его иллюстрациями исчислялись миллионами и многократно переиздавались, несколько поколений советских людей искали его рисунки, открывая журнал «Крокодил». Художник по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной книжной иллюстрации, виртуозным мастером сатирической графики и «отцом» Мурзилки.
Природная наблюдательность, верная рука и потрясающая работоспособность, – вот составляющие успеха художника Каневского. Привычка точно изображать то, что подмечал его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня политической агитки, ни до сентиментального бытописания. Возможно, благодаря этому качеству Каневский и не стал официозным, морализирующим художником.
Станковая графика Каневского, представленная в экспозиции, лирична и наполнена авторской теплотой к изображаемым им людям и пейзажам. Хотя и в этих работах нет-нет, да и проскочит наработанная многолетним рисованием для сатирических журналов способность художника двумя-тремя линиями или мазками создать яркий, острый, характерный образ. Своими виртуозными, наполненными добротой и неистребимым жизнелюбием рисунками и акварелями Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности».
Среди многочисленных гостей вернисажа: Е.Грибоносова-Гребнева, Н.Реброва, К.Сутягин, И.Камянов, Н.Крестинина, О.Монина, В.Бабин, Г.Ваншенкина, М.Тихонов, В.Гаранина, С.Сафонов, И.Чувилин, Н.Бабушкин, Е.Вельчинский, В.Иванюк, Е.Утенкова-Тихонова, О.Амлинская, Жером Дюпей, Е.Ведененкова, Т.Карамян, Ю.Шибанов, Г. и Е.Хромченко, О.Торчинский, Т.Пелипейко, С.Маслова.
|
|