Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»

Уникальное издание

Паоло Трубецкой. Из собрания Музея пейзажа Вербании

В конце 2017 г. впервые увидел свет уникальный Альбом-каталог произведений знаменитого итало-русского скульптора Паоло (Павла Петровича) Трубецкого (1866-1938) из собрания Музея пейзажа Вербании. На сегодняшний день именно здесь сконцентрирована самая большая в мире коллекция работ мастера, насчитывающая 344 предмета. Необходимость выхода подобного рода издания, наиболее полно освещающего творческий путь скульптора, была обусловлена нескончаемым потоком обращений в Музей пейзажа со стороны авторитетных итальянских и европейских учреждений культуры с просьбой об экспонировании работ Паоло Трубецкого и предоставлении всесторонней информации о его жизни и творчестве.

Сын князя Петра Петровича Трубецкого (1822-1892) и пианистки и певицы Ады Винанс (1835-1917) Паоло Трубецкой родился и вырос в Италии. Несмотря на то, что именно в этой стране, под влиянием атмосферы царящей в аристократической семье Трубецких, с присущим ей творческим окружением происходило становление великого скульптура, родина его предков – Россия – в свое время также станет неисчерпаемым источником вдохновения для мастера. Художник Божией милостью, решительно отрицавший всякую науку в своем творчестве: «Уловить и воспроизвести жизнь – вот единственная задача художника, которую он признавал», * – так характеризовал Паоло его двоюродный брат, известный общественный и политический деятель, дипломат, князь Григорий Николаевич Трубецкой (1873-1930).

В 1897 г. по приглашению князя А.Е. Львова Паоло Трубецкой приезжает в Россию, с 1898 г. - он преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В России моделями скульптора становятся известные художники и литераторы, блестящие представители артистической среды, члены видных аристократических семей, со многими из которых князя Трубецкого связывали родственные или дружеские узы.  Мастер неоднократно обращается к образу Льва Толстого, в его работах запечатлены, Великие Князья Павел Александрович и Андрей Владимирович, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, княгиня М.Н. Гагарина, княгиня К.И. Тенишева, Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Анна Павлова и многие-многие другие.  

Во время посещения усадьбы князей Трубецких «Узкое» (1897) Паоло Трубецкой создает свою знаменитую скульптурную композицию «Дети Трубецкие». Чудом сохранившееся, и в течение долгого времени находившееся в стенах Усадьбы (с 1922 г. санатория «Узкое») скульптурное изображение сыновей князя Сергея Николаевича Трубецкого Владимира и Николая, ныне занимает достойное место в экспозиции Русского музея. Однако для российской публики имя Паоло Трубецкого, прежде всего, ассоциируется с работой, которая стала знаковой не только для своего времени, но и для монументальной скульптуры последующих эпох - конный памятник российскому императору Александру III, торжественное открытие которого состоялось 23 мая 1909 г. на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) Санкт-Петербурга. Сам автор так определял основную мысль, заложенную в этом его творении: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь…», памятник монарху должен был стать «олицетворением не только одной конкретной личности, но и всей страны – громадной и суровой России» **.

На сегодняшний день большинство уникальных творений Паоло Трубецкого, хранящихся в Италии, являются достоянием итальянского Музея пейзажа и недоступны широкой российской аудитории. Более того, многие из них находятся в запасниках Музея. Восполнить эту лакуну в год 80-летия со дня смерти выдающегося мастера призвано издание русскоязычной версии уникального Альбома-каталога. В его создании приняли участие: известные итальянские ученые-искусствоведы, потомок итальянской ветви рода Трубецких Роберто Трубецкой-Хан, признанный историк «Русской Италии» Михаил Талалай, искусствовед Татьяна Седова, статья которой «“Дикий талант” Паоло Трубецкого» совсем недавно увидела свет на страницах журнала «Наше Наследие», и многие другие.

Это великолепное издание, станет прекрасным подарком для всех ценителей искусства. Выход альбома-каталога по времени совпал с открытием (21 июня 2018 г.) в Государственной Третьяковской галерее выставки «Скульптор Паоло Трубецкой».  Присутствовавший на нем Роберто Трубецкой-Хан, на следующий день посетил бывшую усадьбу князей Трубецких «Узкое», где сто лет назад гостил у своего двоюродного брата Петра Николаевича Трубецкого и создал впоследствии одну из своих прекраснейших работ его великий предок.

По вопросу приобретения альбома можно связаться с издателем  по адресу: horos64@yandex.ru

Наталья Ёхина,
 заместитель директора по научной работе усадьбы «Узкое» ФНКЦ РР

* Паоло Трубецкой: скульптура и генеалогия. К 150-летию со дня рождения / Редактор-составитель М.Г. Талалай. М., 2016. С. 124.

** Карпова Е.В. Скульптура в России: неизвестное наследие. XVIII – начало XX века. СПб., 2015. С. 418.

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru