Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Открылась выставка графики Юрия Беззубова
Драгоценность повседневного
В выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» открылась выставка произведений Муромского художника Юрия Ивановича Беззубова (1937 – 2006), сформированная из графического наследия автора.
Ю.Беззубов принадлежал к поколению художников, на формирование взглядов которого влияло время «оттепельных» перемен, предоставившего возможности для творческого самоопределения вне установленных ранее догматов метода социалистического реализма. Ю.Беззубов не был в искусстве радикалом. Он не увлекся исканиями художников-шестидесятников в направлении, определившемся как «суровый стиль». И ему чужды были интересы художников «андеграунда». Лирическая природа его дарования искала опору в достижениях художников периода расцвета русской графики 1920-х — начала 1930-х годов, которым свойственен был артистизм индивидуального авторского подчерка. Его интересовали способы виртуозной графической скорописи, выражающей личное эмоциональное состояние в передаче изобразительного сюжета.
Вот что говорит исследователь творчества Ю.Беззубова Ольга Сухова:
— Поиск в творчестве Юрий Иванович вел всю жизнь, преодолевая суету и превращая «повседневность» в неповторимый и значимый факт искусства. Самые непритязательные предметы и скромные мотивы в его работах становились драгоценными.
Муром стал городом Судьбы в жизни и творчестве Юрия Беззубова. А сам художник стал для города «гением места», добрым, мудрым и внимательным. Сотни работ мастера — многочисленные отражения привычного и изменчивого лика древнего и уютного Mурома.
Юрий Иванович говорил, что ему всегда были особенно близки художники-графики группы «Тринадцать», открывшие первую выставку в 1929 году. Среди них В.А.Милашевский, Н.В.Кузьмин, Т.А.Маврина. Он разделял их художественные принципы — не придерживаться никаких направлений, не вгонять себя в рамки определенных канонов, вырабатывать пластический язык, который они видели в широком использовании возможностей быстрого, свободного рисунка, основанного на непосредственных впечатлениях, полученных от натуры. Собственно, так он и поступал, когда бродил по городу и быстро-быстро набрасывал пейзаж или сценку, фигуры девушек, детей, старушек. Позже он подкрашивал их акварелью, откладывал в сторону. И они становились листами его бесконечной «графической сюиты», рассказывающей о городе, который он любил, о людях, к которым он не был равнодушен, о тишине скромной русской природы. Как страницы дневника или нескончаемого письма к близкому другу его листы полны глубоких размышлений о красоте и хрупкости бытия.
Сам же Юрий Иванович определял интерес к искусству как неиссякаемую страсть: «Любовь к рисованию была во мне как болезнь… Для меня натура — только повод для радостной работы, и, в общем-то неважно, что писать — лицо человека или яблоко… В момент работы у меня зрение, что у ребенка. Ведь детство глядит восхищенно и бескорыстно…».
На вернисаже с яркими воспоминаниями о Ю.Беззубове поделились знавшие его — профессор МГУП Ю.Чувашев, реставратор Т.Мосунова, о творческом наследии художника рассказали заведующая выставочным отделом Муромского историко-художественного музея В.Чумакова и искусствовед А.Горчакова. Присутствовавшие тепло приветствовали приехавших на открытие выставки вдову художника Валентину Анатольевну Беззубову, его дочь Татьяну Юрьевну Мальцеву, внуков Петра, Егора и Софью Мальцевых, а также Елену Синицыну.
Среди многочисленных гостей вернисажа художники, искусствоведы, галеристы: В.Бабин, С.Жаворонков, В.Гаранина, Е. и О. Вельчинские, А. и И. Антоновы, Н.Бабушкин, Т.Добровинская, Т.Маркова, И.Юдина, Л.Агафонова, Ю.Шибанов, В. и И. Горчаковы, М.Безлепкин, Н.Царева, Л.Сдобнова.
Стоит отметить, что в настоящее время большое собрание произведений Ю.Беззубова находится в Муромском историко-художественном музее, а также в частных собраниях в России, Франции и США.
|
|