Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Среди коллекционеров
Из собрания Ирины Грековой
Знакомство с частными коллекциями — одно из важных направлений выставочной деятельности журнала «Наше наследие». На протяжении двух десятилетий в зале редакции были представлены коллекции В.Пушкарева, А. и С. Венгеровых, В.Алексеева-Набокова, А.Кусакина, М.Алшибая, Е.Нутовича, И.Ковальской и А.Стребулаева, М. и Г. Красилиных, И.Стежка, Н. и А. Кириковых, С. и Т. Подстаницких, М.Цапкина, Ю.Шибанова, Ю.Петухова и других. Ирина Грекова, с чьей коллекцией журнал «Наше наследие» знакомит сегодня, принадлежит к новому поколению коллекционеров. Основу ее собрания составляют произведения современных художников.
Вот что рассказала о своей коллекции Ирина Грекова накануне открытия выставки:
Мое увлечение собирательством произведений живописи и графики началось в 1998 году. Судьба свела меня с замечательной женщиной Соней Дешалыт, прекрасной акварелисткой, человеком тонким и глубоким, любящим искусство и художников. Она стала для меня проводником в мир современного искусства, познакомила со многими художниками, работы которых теперь находятся у меня в собрании. Научила не просто смотреть картины, а видеть. С ее помощью я постепенно обретала опыт глубже воспринимать искусство, чувствовать не только душой, но и понимать, какие художественные средства использованы автором, чтобы передать волнующую его мысль, эмоцию.
Мне интересно собирать работы художников-современников, с которыми я лично знакома и у которых (или у их родственников) я могу приобретать картины, почувствовать их мир, быть благодарной за общение с ними.
В моей коллекции есть работы П.Никонова, М.Митурича-Хлебникова, Ю.Ларина, А.Каменского, Ю.Перевезенцева, П.Дика, З., В. и А. Бабиных и художников, входивших в группу «Куст» — Ю.Рыжика, Л.Саксонова, Е.Гинзбурга, Б.Бомштейна, Л.Жуховичер, Т.Петровой, К.Мамонова, Н.Веденеевой.
Очень важны для меня дружеские отношения с художниками: С.Жаворонковым, И.Камяновым, Н.Крестининой, К. и С. Сутягиными, М.Тихоновым, Е.Утенковой, А.Шевченко и Н.Лаптевой. Они дают возможность понимать творческий процесс изнутри, беседы с ними формируют мое собственное мнение и вкус.
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», — вот принцип, по которому я выбираю работы. Хотя иногда кажется, что это они выбирают меня.
На вернисаже Ирина Грекова услышала немало добрых слов о своей собирательской деятельности. И от художников, чьи произведения вошли в экспозицию. И от давних своих друзей, вовлеченных в круг ее художественных интересов. И от коллег-коллекционеров, впервые познакомившихся с ее собранием.
София Дешалыт:
— Я знакома со многими коллекционерами и знаю, что в основном они, как например, Рене Герра, любят, прежде всего, свои коллекции. Ирина, конечно, тоже любит свою коллекцию. Но еще больше ей интересно искусство вообще. И особое удовольствие она получает от человеческого общения с художниками. Она знает предмет своего собирательства, разговаривая с художниками на одном языке, хорошо разбираясь в особенностях художнического замысла и специфике формотворчества.
Валерий Бабин:
— Художники благодарны Ирине за тот интерес и внимание, что она проявляет к их работе. Она толковый собеседник. За годы, что мы знакомы она выросла в знатока, разбирающегося в тонкостях искусства. Художнику небезразлична судьба вещей, с которыми он расстается. Как коллекционер Ирина Грекова вызывает расположение, доверие и уважение.
Наталия Лаптева:
— Любовь Ирины к искусству в конечном итоге вылилась в то, что она сама решила попробовать что-то делать в материале. Она занялась керамикой, регулярно отдавая ей свободное время. И надо сказать, что ее вкус и чувство формы позволяют ей сегодня создавать вещи выставочного уровня. Ее авторская керамика без всяких скидок отвечает критериям настоящего профессионализма
Александр Рюмин:
— Мне не раз доводилось быть свидетелем абсолютно снайперского вкуса Ирины Грековой. Из множества вещей, показанных каким-либо художником, заинтересовавшим ее, выбиралась та единственная, порой эскизная или камерная по размерам, которая с одной стороны могла быть ей реально доступна, с другой — отражала особенности индивидуальности автора. При всем разнообразии имен ее коллекция очень цельна по мироощущению. Ей интересна, прежде всего, живопись чувства, не агрессивная по отношению к предмету изображения, то есть живопись осторожного распознавания, а не громко артикулированного предъявления. Ее влечет живопись «тихая», повествующая о таких движениях души, которые не всегда могут быть озвучены словами.
|
|