Памяти Станислава Лесневского
Рыцарь серебряного века
|
С.С.Лесневский в блоковском Шахматове |
В Крещенский сочельник 2014 года не стало Станислава Лесневского, удивительно яркого человека, литературоведа, публициста, критика, издателя, друга и автора нашего журнала. Ему шел 84-й год.
Совсем недавно, 28 ноября 2013 года, мы выступали со Станиславом Стефановичем в Москве, на Спиридоновке, у памятника Александру Блоку в день рождения
поэта. Как всегда он говорил страстно, прекрасно читал стихи любимого поэта, вспоминал, как на открытии этого памятника, выполненного скульптором
О.Комовым, тогда говорили о любви к Блоку поэты и писатели, среди которых – Б.Ахмадулина и В.Соколов. Их нет уже с нами. Не стало этими днями и Станислава
Лесневского. Поверить в это трудно. Да, в последние годы он немало болел, но всегда был бодр, деятелен, полон планов и замыслов. За несколько дней до его
рокового часа мы говорили с ним по телефону. Голос Стасика был слаб, буквально шелестел, но, тем не менее, он приглашал меня на очередной вечер его
издательства «Прогресс-Плеяда», говорил о готовом томе «Труды и дни О.Мандельштама», который вот-вот должен появиться в свет.
В русской культуре есть несколько пик, на которых растянулось полотно жизни выпускника филфака МГУ Станислава Стефановича Лесневского. Более сорока лет
тому назад он, литературовед и критик, влюбленный в творчество Александра Блока, побывал в благоуханной глуши уничтоженного в первые послереволюционные
годы дедовского имения поэта Шахматово, где Блок провел многие и лучшие лета своей жизни, написал великие стихи, провидческую публицистику, где он постигал
Россию деревенскую, полевую, холмистую, окруженную дебрями и лесами. И тогда же С.Лесневский поставил своей целью возродить усадьбу, восстановить
шахматовский дом, чей фундамент было трудно даже разыскать в разросшемся разнолесье. Времена были глухие. Понадобилась вся энергия созидания,
целеустремленность и уверенность в правоте своего дела, чтобы преодолеть вал инерции, равнодушия и невежества, которые препятствовали восстановлению
Шахматова. С.Лесневский с друзьями-экскурсоводами организовал паломничество в блоковское Подмосковье. Это были вдохновенные путешествия, исполненные
поэзии, любви, глубокого знания жизни и творчества Блока, которые передавал паломникам в блоковских местах С.С.Лесневский. В этих удивительных бескрайних
далях, богатырских, в темных еловых лесах холмах, светлых болотцах, поросших любимыми Блоком купальницами, мокрых глиняных отвалах осенних дорог – истоки
его великой поэзии, рождавшейся на этой земле. Лесневский блестяще доказывал своим спутникам и слушателям верность слов Андрея Белого, называвшего
окрестности Шахматова «стенами рабочего кабинета Блока».
А как он читал любимые стихи! Он как бы погружался в стихию поэзии, вдохновлялся ею. И удивительно звучали в его устах строки, в которых оживали
шахматовские окрестности, возникала глубинная Россия.
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Более четырех десятилетий тому назад С.С.Лесневский сумел организовать в Шахматове первые блоковские поэтические праздники. Дату выбрали в конце лета, в
первое воскресенье августа, приурочив ее к дням памяти А.Блока. Только благодаря С. Лесневскому, его умению убеждать, увлекать, влюблять и объяснять, в том
числе и власть имущим, блоковские дни поэзии на «возлюбленной поляне», у холма, на котором когда-то высился дом поэта, стали в один ряд с пушкинскими,
лермонтовскими, некрасовскими поэтическими праздниками. Станислав Стефанович сумел открыть блоковское Шахматово для К.Симонова, М.Шагинян, П.Антокольского,
Л.Либединской, Е.Евтушенко, для поэтов, художников, ученых, студентов и многих любителей поэзии. Именно рожденные Лесневским блоковские праздники поэзии
стали предвестником и фундаментом возрождения Шахматова. В самом деле, что это за праздник, собирающий тысячи людей на развалинах? Постановление о
восстановлении усадьбы поэта было принято Советом министров после того, как С.С.Лесневский сумел организовать и передать руководству советского государства
письмо о необходимости вернуть жизнь Шахматову, подписанное десятью лауреатами Ленинской премии.
Прошло еще около тридцати лет, и восстановленное Шахматово, замечательный музей-заповедник А.А.Блока, дом поэта, его соловьиный сад, усадебные постройки
приняли первых посетителей. Отцом-основателем этого чуда мы по праву считаем С.С.Лесневского. Он всегда стремился к тому, чтобы за музейной обыденной
жизнью не исчезла романтика и поэзия блоковского Подмосковья, чтобы заповедник как зеницу ока берег виды и дали, воспетые поэтом, который так хорошо знал
эти окрестности, что мог свободно ночью или с закрытыми глазами пройти по ним. В этом своему герою мог следовать и С.Лесневский.
Он много и интересно писал о Блоке, человеке и художнике, о Шахматове, умея искусно сопрячь жизнь и творчество поэта, что придавало его книгам особый
интерес и глубину, порой, и полемичность. Достаточно вспомнить его книги «Завещанное заветное», «Путь открытый взорам. Московская земля в жизни
Александра Блока», «Русская даль. Шахматово». Особо следует сказать о публикациях С.Лесневского неизвестных и не печатавшихся ранее материалов о Блоке и
его семье – Бекетовых. Среди них, конечно, выделяется напечатанная в блоковском томе «Литнаследства» работа М.А.Бекетовой «Шахматово. Семейная хроника» –
основополагающий труд об усадебной жизни поэта.
В последние перестроечные годы не терпящий конъюнктуры Лесневский, поработав немного в модном тогда «Огоньке» и вдрызг разругавшись с его главным редактором сверхосторожным В.Коротичем, основал небольшое издательство «Прогресс-Плеяда», превратившееся со временем в лучшее в России издательство интеллектуальной литературы. Создавая «Прогресс-Плеяду», С.Лесневский, конечно, вспоминал петроградское издательство «Алконост», которое его основатель С.М.Алянский предназначал для издания книг Александра Блока и близких ему поэтов, в основном, символистов. И Лесневский начал с А.Блока. Можно вспомнить, например, факсимильное издание «Стихов о Прекрасной Даме» – этого первого блоковского сборника стихов-молитв, обращенных к его невесте –Л.Д.Менделеевой, давно ставшего библиографическим раритетом. После его переиздания в «Прогресс-Плеяде» в почти аутентичном виде он стал доступен библиофилам. И это лишь один пример необычных изданий «Прогресс-Плеяды». С.Лесневский часто сопровождал издаваемые им книги своими статьями и комментариями, демонстрируя высочайший класс литературоведения. Произведения Александра Блока издавались Лесневским в неожиданном и очень интересном составе. Например, трехтомник поэта был издан «Прогресс-Плеядой» таким образом, что все стихи были расположены в хронологическом порядке их написания – и это придало новое прочтение блоковской «трилогии вочеловечения». Конечно, не случайно С.С.Лесневский, вместе с академиком А.В.Лавровым из Пушкинского дома РАН, первыми были удостоены премии им. Александра Блока журнала «Наше наследие» за издание переписки Андрея Белого и Александра Блока. Выдающимся событием в блоковедении и российской историографии, безусловно, можно считать огромный том труда А.Блока «Последние дни императорской власти», дополненный большим количеством хранившихся в архивах и никем доселе не востребованных материалов. Достоверно, что С.С.Лесневский не издал в «Прогресс-Плеяде» ни одной конъюнктурной, проходной,
«непитательной» (по выражению А.Блока) книги. И это издательское чудо жило в наш дикий, «рыночный», насквозь политизированный век-перевертыш! И еще одно
достоинство книг, изданных С.Лесневским в «Прогресс-Плеяде», – они напечатаны с большим вкусом, скромно, достойно, без так любимой нашими «королями
экономики» и авторитетными политиками всех лагерей мещанской роскоши, золотых обрезов, помпезных инкрустаций, телячьих кож и т.п.
Руководимое Лесневским издательство «Прогресс-Плеяда», мне кажется, единственное, которое достойно и постоянно поддерживало «искусство книги», неумолимо
уходящее в небытие. В политике издательства на самом высоком уровне слились содержание и форма. Лишь короткий, далеко не полный перечень авторов, которых
издавал Лесневский, находя новые воплощения и толкования их текстов, заслуживает уважения: Андрей Белый, Н.Клюев, В.Маяковский, В.Хлебников, Г.Иванов,
М.Кузмин, О.Мандельштам, В.Розанов, Ф.Соллогуб, М.Горький... В его издательстве печатались и книги пушкинской поры – «Медный всадник» с великолепными
иллюстрациями А.Бенуа, «Россети черноокая» об А.О.Смирновой-Россет, и произведения наших недавних предшественников и современников – Н.Заболоцкого,
В.Некрасова, В.Белова, Е.Евтушенко, И.Дедкова, В.Шенталинского, Ю.Галаниной о Л.Д.Блок, мемуары великого библиотекаря М.И.Рудомино, этюды и разыскания
А.В.Лаврова. Перечислять можно еще долго. И во все эти издания С.С.Лесневский вкладывал свою душу, интеллект, энергию.
Мы прощаемся в эти дни со Станиславом Стефановичем Лесневским, замечательным человеком – страстным, талантливым, честным, верным другом и товарищем.
Постепенно уходят последние энтузиасты-просветители, и остается интеллектуальная и духовная пустыня. В пучину времени погружается Атлантида русской
культуры. Будем надеяться, что о наших несчастных временах когда-нибудь будут судить всё же не по оголтелой политиканской журналистике, дурным фальшивым
кинофильмам, телепрограммам и так называемому «актуальному» изобразительному искусству, а по таким делам, которые вершил С.С.Лесневский, восстанавливая
Шахматово, издавая настоящие книги, публикуя собственные работы о русской литературе XIX-XX веков. Мы потеряли истинного рыцаря Серебряного века, Бертрана
русской культуры. Закончу это слово о Станиславе Лесневском ранним стихотворением Александра Блока:
Неведомому Богу
Не ты ли душу оживишь?
Не ты ли ей откроешь тайны?
Не ты ли песни окрылишь,
Что так безумны, так случайны?
О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!
Не ты ли в дальнюю страну,
В страну неведомую ныне,
Введешь меня — я вдаль взгляну
И вскрикну: «Бог! Конец пустыне!»
Владимир Енишерлов