Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Из частных собраний
Графика Антонины Софроновой
В цикле показов произведений «Из частных собраний» в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» развернута экспозиция книжной и журнальной графики 1920 – 1930-х годов художницы Антонины Софроновой (1892 - 1966) – нового обретения московского коллекционера Юрия Петухова.
Блистательный мастер лирического портрета, пейзажа и натюрморта Антонина Софронова впервые была представлена публике малоизвестной гранью своих творческих устремлений, которые во многом расширяют представление о ее художественных формотворческих интересах.
Значительная часть экспозиции занята работами беспредметного и конструктивистского направления. Лишенные рационализма, более похожие на экспериментальные импровизации, изысканные и артистичные в своем графическом воплощении, они дают основание рассматривать это художественное наследие в контексте русского классического авангарда.
Открывая выставку, Юрий Петухов сказал:
— Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с совершенно иной Антониной Софроновой. Если в книжных иллюстрациях, экспонируемых на выставке, художница предстает привычной и узнаваемой, то в журнальной графике перед нами совершенно иной художник. После начавшейся в стране борьбы с формалистическим искусством в 1930-е годы, Софронова, как и многие, «получила» за свои беспредметные и конструктивистские изыски. Однако художница нашла для себя выход и продолжила опыты в этой области, работая по заказам для издательств. Книжная обложка или форзац стали своеобразной творческой лабораторией. Хотелось бы обратить внимание на небольшие по формату декоративные композиции для книжных обложек. В них Софронова продолжает линию, начатую Казимиром Малевичем, Александром Родченко, Варварой Степановой, Николаем Суетиным, Ильей Чашником, Павлом Мансуровым и другими художниками. В книге это еще было отчасти возможным, любые другие формы творческих поисков пресекались моментально. Удивительным образом эти работы Софроновой предвосхитили пластические решения, к которым в 1960-е придут Юло Соостер, Евгений Михнов-Войтенко и многие другие художники, так называемой, «второй волны русского авангарда». В них она намного ближе к тем героиням русского изобразительного искусства, которых принято называть амазонками русского авангарда — Любовь Попова, Александра Экстер, Наталья Гончарова, Надежда Удальцова, Варвара Степанова, Ольга Розанова. Место Антонины Софроновой в этом ряду, с моей точки зрения, абсолютно закономерно и вполне оправдано.
Среди многочисленных гостей вернисажа были искусствоведы и галеристы Ю. и Е. Герчук, Г.Вздорнов, Г.Ельшевская, Е.Грибоносова-Гребнева, Е.Осотина, Н.Реброва, С.Сафонов, М.Нащокина; художники - И.Камянов, Н.Крестинина, К.Сутягин, В.Бабин, С.Жаворонков, В.Гаранина, В.Костина, Ф.Бух, А.Замула, И.Юдина, Т.Маркова, А.Антонов, Н.Бабушкин, а также внуки Антонины Софроновой Нина Сергеевна и Евгений Сергеевич Евстафьевы.
Стоит особо отметить, что к открытию этой выставки коллекционер Юрий Петухов подготовил и издал каталог книжной и журнальной графики Антонины Софроновой со вступительной статьей Галины Ельшевской.
|
|