Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
Псковская галерея
Феномен старой фотографии
IV осенний фестиваль художников «Псковская галерея» в Псковском центре народного творчества открылся 20 сентября выставкой «По Пскову с фотоаппаратом»
(сюжеты 1950 – 1960-х годов) столичного мастера Александра Потресова (1902 – 1972). Представлял выставку сын фотографа, редактор отдела журнала «Наше
Наследие» Владимир ПОТРЕСОВ
Почему мы вглядываемся в старые фото? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Скорее всего, поколение, которое галантные французы называют «третьим
возрастом», пытается увидеть в них приметы того времени, когда они были молоды, счастливы, когда казалось, все впереди… Словом, хотя бы на краткое время
оседлать машину времени. А новое поколение, со свойственной ему рациональной пытливостью вглядываясь в старые сюжеты, стремится понять: что же там такое
находят предки?
Черно-белая авторская фотография никогда не уходила, что называется, со сцены, десятилетиями оставаясь графическим украшением интерьеров. XXI век с его
огромными техническими возможностями дал современную жизнь старым фото, обретшим новое художественное звучание. Черно-белые фотографии стали
уравновешивающей альтернативой яркой крикливой рекламе, бесконечным многоцветным экранам, преследующих нас повсеместно.
Эти изображения давно перестали быть модным элементом дизайна, прочно заняв нишу в эстетических пространствах оформления жилищ, учреждений, кафе,
ресторанов. Сегодня как-то не comme il faut, если на стенах достойного офиса нет старой фотографии. Она придает интерьеру уверенную солидность, намекает на
то, что вы пришли не в контору-однодневку.
Фотографии Пскова 50 – 60-х годов прошлого века выполнены известным московским фотохудожником Александром Сергеевичем Потресовым. Впервые ему довелось
оказаться в древнем городе, когда он работал в составе экспедиции АН СССР, возглавляемой Г.Н. Караевым, по уточнению места Ледового побоища. Тогда-то и
появились первые снимки Пскова, который произвел на фотографа огромное впечатление. Позже А.С. Потресов бывал в этом городе многократно, в разное время
года, он оставил фотолетопись не только Пскова, но и его окрестностей, а также памятников малодоступных в те годы мест, где проводились работы экспедиции.
Сюжеты фотографий включают жанровые сцены середины прошлого века, городской пейзаж, памятники архитектуры и их деталей. Увы, за прошедшие десятилетия ряд
этих памятников, особенно в Псковской области, либо исчез с лица Земли, либо перестроен или «зареставрирован» до неузнаваемости. Городские же сюжеты,
лишенные прежних видовых точек, нынче воспринимаются совершенно иначе.
Известно, фотографом можно только родиться, научиться этому нельзя. Удается, конечно, овладевать техникой съемки как ремеслом, получать качественные
снимки, но человек либо видит, точнее, предчувствует, что у него получится на отпечатке, либо – нет. И тут уж ничего не поделаешь. В фотографиях А.С.
Потресова всегда прочитывается настроение, пластика объекта, то есть, величины, которые не поддаются линейным измерениям.
Впервые фотоаппарат Александру подарил его отец сто лет назад, в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Дома Романовых. С тех пор А.С. Потресов с ним не
расставался, оставив огромное творческое наследие. Он – автор двадцати персональных фотовыставок, возглавлял секцию пейзажа в легендарном Московском
фотоклубе «Новатор». Его работы вошли во многие фотоальбомы, книги, журналы и другие печатные издания, среди которых альбомы серии «Память России», повести
«Сказание о белых камнях», «Загадка Чудского озера», «Путем Александра Невского», журналы «Огонек», «Наше Наследие» и другие.
Некоторым дополнением к выставке явилась коллекция фотоаппаратов ХХ века, в числе которых были и те, которыми выполнены представленные фотографии.
Нынешняя экспозиция в Пскове – не первая выставка работ А.С. Потресова в этом городе. В 2003 году в галерее «Герцена, 6» состоялась выставка, посвященная
выходу в свет его фотоальбома «Обаяние Пскова», выпущенного издательством Псковской областной типографии.