Дни памяти А.А.Блока
В дни памяти А.А.Блока в первую декаду августа 2011 года в выставочном зале журнала «Наше наследие» были открыты две выставки, вызвавшие интерес у московской общественности. На приеме в редакции оживленно обменивались мнениями об увиденном литературовед С.Лесневский и ректор Литературного института Б.Тарасов, поэт М.Синельников и общественный деятель, издатель А.Дегтярев, искусствовед Ю.Герчук и доктор искусствоведения М.Нащокина, заместитель директора Гослитмузея А.Невский, литературовед Е.Ц.Чуковская и многие другие друзья журнала.
Директор Государственного музея-заповедника А.А.Блока Шахматово С.М.Мисочник открыла выставку «Старый дом глянет в сердце моё…» (Фотографии и документы из Шахматова).
Фотовыставка рассказывает о жизни главного дома усадьбы Шахматово со дня открытия в 2001 году — виды экспозиции 2001 и 2011 годов, музыкально-литературные вечера в голубой гостиной, детские елки, научные заседания, афиши вечеров, посвященных поэту, книги воспоминаний. Выставка включает в себя «древо истории шахматовского дома» — экспонат с портретами наиболее известных деятелей культуры нашего времени, посетивших музей-заповедник А.А.Блока за 10 лет после восстановления дома поэта.
С уникальными материалами экспозиции «И палачи, и жертвы» (Юрий Анненков. 17 портретов) собравшихся познакомил известный собиратель, библиофил, доктор технических наук А.А.Венгеров.
Ю.П.Анненков – один из талантливейших художников левого искусства, замечательный график, автор классических иллюстраций к поэме Блока «Двенадцать». На выставке представлены портреты руководителей страны и советской культуры в послереволюционную эпоху, которую успел застать А.Блок. Среди них есть изображения и тех, кто впрямую виновен в гибели поэта (Г.Зиновьев) и тех, кто стремился помочь смертельно больному Блоку выехать за границу на лечение (А.Луначарский).
Единственная, по-видимому, сохранившаяся в России папка содержит литографированные портреты Л.Троцкого, Г.Зиновьева, Вс.Мейерхольда, К.Радека, Л.Каменева, В.Антонова-Овсеенко, А.Луначарского… Нарком просвещения в 1926 году писал в статье, предпосланной изданию этих литографированных портретов: «Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят и не одному только нашему поколению такой прекрасный подарок». А.В.Луначарский жестоко ошибся — сталинская мясорубка перемолола большинство героев портретов Анненкова, успевшего укрыться в эмиграции и поселившегося в Париже. Следующим поколениям портреты эти остались практически неизвестны, а их «модели» были почти поголовно расстреляны или погибли в гулаговских застенках. Портреты, вошедшие в этот альбом, были изъяты из музеев, библиотек, частных собраний и тотально уничтожены по личному приказу Сталина. Посетители выставки в «Нашем наследии» впервые увидели эти графические шедевры – портреты «и палачей, и жертв», находящиеся в коллекции А.А.и С.А. Венгеровых. В настоящее время готовится факсимильное, в ограниченном количестве экземпляров, издание этого уникума.