1 Имеется в виду статья «Фет
в портретах», помещаемая здесь впервые. >>>
2 «Ильин день» — рассказ
Садовского, вошедший в сборник «Морозные узоры». «Барон» — стихотворение,
которое Садовской позднее под названием «Белая ночь» пытался выдать за
произведение Александра Блока, но безуспешно. См. нашу статью «Мнимый Блок?» (ЛН. М., 1986. Т. 92. Кн. 4. С. 736–751).
>>>
3 Илья Владимирович Вольфсон (1882–1953) —
владелец главного пая кооперативного издательства «Время». В 1930 г.
арестовывался по «делу Академии наук», после освобождения к издательской
деятельности не возвращался.
4 Вероятно, та же статья
Садовского «Фет в портретах». Опубликовать ее Блоку не удалось.
5 После Октябрьской революции
Садовской дал зарок не печататься. Снял он его только в 1922 г., но
одновременно занялся литературными мистификациями, к чему испытывал склонность
с детства.
6 Ср. запись в дневнике Садовского 8 ноября 1932 г.:
«Прежде всего я сознаю, что прошлое навеки кончилось, что Русь погребена
безвозвратно, причем на ее могиле не крест даже вбит, а осиновый кол» (Знамя.
1992. № 7. С. 183). По-видимому, в недошедшем до нас письме Садовской
высказывал Блоку подобные же мысли. О священнике, который, идя служить молебен
о дожде, захватывал кожан, рассказывает дьякон в повести Чехова «Дуэль».
7 Вильгельм Александрович Зоргенфрей
(1882–1938, расстрелян) — поэт.
«Он наш» здесь следует понимать в
специфическом значении: В.А.Зоргенфрей, сын лифляндского немца и армянки, был
яростным антисемитом.