1 Имеется в виду статья «Фет в портретах», помещаемая здесь впервые. >>>

2 «Ильин день» — рассказ Садовского, вошедший в сборник «Морозные узоры». «Барон» — стихотворение, которое Садовской позднее под названием «Белая ночь» пытался выдать за произведение Александра Блока, но безуспешно. См. нашу статью «Мнимый Блок?» (ЛН. М., 1986. Т. 92. Кн. 4. С. 736–751). >>>

3 Илья Владимирович Вольфсон (1882–1953) — владелец главного пая кооперативного издательства «Время». В 1930 г. арестовывался по «делу Академии наук», после освобождения к издательской деятельности не возвращался.

4 Вероятно, та же статья Садовского «Фет в портретах». Опубликовать ее Блоку не удалось.

5 После Октябрьской революции Садовской дал зарок не печататься. Снял он его только в 1922 г., но одновременно занялся литературными мистификациями, к чему испытывал склонность с детства.

6 Ср. запись в дневнике Садовского 8 ноября 1932 г.: «Прежде всего я сознаю, что прошлое навеки кончилось, что Русь погребена безвозвратно, причем на ее могиле не крест даже вбит, а осиновый кол» (Знамя. 1992. № 7. С. 183). По-видимому, в недошедшем до нас письме Садовской высказывал Блоку подобные же мысли. О священнике, который, идя служить молебен о дожде, захватывал кожан, рассказывает дьякон в повести Чехова «Дуэль».

7 Вильгельм Александрович Зоргенфрей (1882–1938, расстрелян) — поэт.

«Он наш» здесь следует понимать в специфическом значении: В.А.Зоргенфрей, сын лифляндского немца и армянки, был яростным антисемитом.