1 См. примеч. 1 к письму №
11.
2 «Кукольник», «Екатерина»,
«Гоголь», — стихотворения Садовского, все три написаны в 1917 г. Опубликованы в
НБП.
3 По нашему предположению,
речь идет о стихотворении «Раскинув пред образом руки…» 1916 г. (НБП. С. 102), где говорится о
Г.Е.Распутине («старец» прямо в стихах не назван).
4 См.: Гроссман Л. П. Плеяда. Цикл сонетов. Одесса: Фиаметта, 1919. Второе
издание вышло три года спустя в Москве, в издательстве «Костры».
5 «Дельвиг» повторен в тексте
письма дважды (С.Ш.).
6 Возможно, имеется в виду
стихотворение «Душный туман заплели…» (НБП.
С. 110–111), переделанное Садовским с учетом замечания Блока.
7 Стихотворение Садовского
«17 мая» до нас не дошло. Заметим, что и в венке сонетов «Императорский венок»
(НБП. С. 125–133) отсутствует
заключительный сонет («Николай Второй») и магистрал; предполагаем, что
стихотворения, посвященные последнему царю, были сознательно уничтожены автором
в 1920-е гг. Название «17 мая», вероятно, связано с представлением Садовского
царю с депутацией нижегородского дворянства (см. в следующем примеч.).
8 Отношение убежденного
монархиста Садовского к последнему царю не было неизменным. Так, в письме от 10
июля 1913 г. из Нижнего к А.И.Тинякову (поэту, «прославившемуся», между прочим,
своим зоологическим антисемитизмом), находим следующие пафосные строки: «17-го
мая имел счастье представляться Государю Императору в Дворянском собрании.
Прилагаю портрет мой в летней дворянской форме. Государь имеет вид свежий и
цветущий. И Он, и Августейшее семейство очаровали всех; многие не могли
удержаться от слез. Государь наследник обаятельно прекрасен и вполне здоров.
Его Величество изволил пить за здоровье нижегородских дворян; мы отвечали
нескончаемым “ура” и многократным пением гимна. Знаю, что Вы понимаете меня и
разделяете высокие чувства подлинного патриотизма. Ибо, как молвил Фет:
В
Элизии цари, герои и поэты,
А
темной черни нет»
(ГПБ.
Ф. 774. № 36).
Но
перед революцией, после распутинщины и военных неудач, все изменилось.
В.Ф.Ходасевич в статье «Памяти Б.А.Садовского» (напечатанной в парижских
«Последних новостях» 3 мая 1925 г. после дошедших в эмиграцию ложных слухов о
смерти писателя) вспоминал: «Никогда не забуду, как встретились мы однажды в
“Летучей Мыши” на репетиции. Кажется, было это осенью 1916 года. Вдребезги
больной, едва передвигающий ноги, обутые в валенки (башмаков уже не мог
носить), поминутно оступающийся, падающий, Садовской увел меня в еле освещенный
угол пустой столовой, сел за длинный, дубовый, ничем не покрытый стол — и под
звуки какой-то “Катеньки”, доносящейся из зрительного зала — заговорил. С
болью, с отчаянием говорил о войне, со злобной ненавистью — о Николае II».
Мученическая
гибель царской семьи и внутренний перелом в самом Садовском заставили его вновь
пересмотреть свое отношение к Николаю. В конце романа «Шестой час» один из
персонажей, Вадим Зарницын, идет по Невскому:
«Перед
Казанским собором Вадим остановился.
Прямо
на него спускалась с неба бледно-пурпуровая полоса. Начинаясь за
Александро-Невской лаврой, она кончалась у самых его ног.
Впереди,
в красном тумане, семья. Изуродованный отец, с пробитым лбом, кротко улыбаясь,
гладит усы окровавленной рукой. Мать, истерзанная, с вытекшими глазами,
радостно прижимает обезглавленного сына к расстрелянной груди. Четыре дочери в
кровавых лохмотьях держатся за руки, ликуя; сияют счастьем.
Багровая
полоса вся шевелится от призраков: нет им конца.
А с
лазурного креста в небесах склоняется к ним в терновом венце Распятый».
9 В коллекции автографов Садовского были рескрипты
Екатерины Великой и Николая I. 1-2 февраля
1929 г. при обыске, проведенном Нижегородским губернским отделом ОГПУ, они были
изъяты вместе с рядом других предметов: трехцветным знаменем, печатью с
двуглавым орлом и др. (протокол обыска сохранился: РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 3.
Д. 9).
10 «Н.Н.Пушкина» (позднейшее
название «Жена Пушкина») — стихотворение Садовского 1917 г. (НБП. С. 108). Впервые опубликовано
только десять лет спустя, в сборнике «Всероссийский союз поэтов. Новые стихи.
Сборник второй» (М., 1927). За год до того, в 1926 г. В.В.Вересаев писал
Садовскому: «Года полтора назад Гершензон покойный читал мне Ваше великолепное
стихотворение о Нат. Ник. Пушкиной. Напечатано оно или нет? Если нет, альманах
“Недра” с радостью бы напечатал его». Однако по получении стихотворения он был
вынужден смущенно оправдываться: «…насчет “Н.Н.Пушкиной” я очень сконфужен:
когда слушал стихи в чтении, не заметил, что там все Бог и Господь. А этих слов
нынешние редакции боятся больше, чем в прежние времена черт — ладана» (РГАЛИ.
Ф. 464. Оп. 1. Д. 37. Л. 1-2).
«Гоголь»
— стихотворение Садовского 1917 г., где описан случай, когда карета графа
Бенкендорфа сбивает «франтика в атласном жилете» (НБП. С. 106–107).
11 Садовской подарил Блоку
несколько фетовских автографов, опубликованных им в книге «Ледоход». «В архиве
Блока хранятся шесть автографов Фета, которые, как пометил сам Георгий
Петрович, были подарены ему Б.А.Садовским. Это рукописи двух стихотворений “Ивы
и березы” и “Последнее слово” и 4 письма поэта к О.М.Соловьевой (9 окт. –7 дек.
1884 г.)», — пишет обследовавшая фонд Г.П.Блока в Пушкинском Доме (РО ИРЛИ. Ф.
645) Е.М.Аксененко (Аксененко. С.
303). Как говорилось выше, Блок согласился в ответ отыскать для Садовского
«Четьи-Минеи» и «Добротолюбие».
12 Речь идет об упоминавшемся
выше романе «Шестой час». Вещь, абсолютно цензурно непроходимая в те, да и
позднейшие годы, повествование о революции с сильнейшими антисемитскими
коннотациями. Характерно первое появление романа в печати в таких специфических
изданиях, как альманах «Волшебная гора» (1996. № 6) и в книге «Русские писатели
о евреях» (М., 2005). Посвящение Георгию Блоку в хранящейся в НИОР РГБ рукописи
отсутствует.
13 В уже цитированных
интересных записках кн. С.Д.Урусова немало места уделено «еврейскому вопросу»,
который приходилось ему разрешать в Бессарабии во время своего годичного
губернаторства. Князь пишет: «В течение первых двух месяцев я потерял в весе
около десяти фунтов. В августе месяце приехал из Уфы новый вице-губернатор
Блок, незабвенный товарищ, верный помощник мой и единомышленник, с которым мы
дружно жили и работали до моего отъезда из Кишинева в Тверь. Шальная бомба
террориста прекратила жизнь этого честнейшего деятеля в 1906 г., когда он был
самарским губернатором» (Урусов С. Д.
Записки губернатора. Берлин, 1908. С. 39); «Много потребовалось энергии и труда
со стороны нового вице-губернатора Блока, чтобы ввести деятельность
бессарабского губернского правления в рамки закона. Умы делопроизводителей,
натасканных на травле евреев, не сразу могли придти в равновесие, и бедный
И.Л., по многу раз, собственноручно переделывал проекты их журналов, забросив
для этого даже игру на виолончели — единственное свое развлечение» (Там же. С.
48).
Писал
об И.Л.Блоке в своих воспоминаниях самарский вице-губернатор, а затем
пензенский губернатор Иван Францевич Кошко (брат известного начальника
уголовной полиции и тоже автора полицейских воспоминаний, подвергшихся даже
экранизации, Аркадия Кошко). См.: Кошко
И.Ф. Воспоминания губернатора (1905–1914 гг.). Новгород — Самара — Пенза.
Пг., 1916. Портрет И.Л.Блока дан на странице 49: «… человек лет под 50, со
свежим лицом, обрамленным порядочно седой бородой. Волосы тоже с сединой,
серого цвета, зачесанные назад, шевелюра обильная, никакого признака лысины.
Одет он был в китель суровой английской рогожки, с орденом на шее. Замечались
выхоленные руки с тщательно блиставшими розовыми слегка заостренными ногтями.
Впечатление очень симпатичное, хотя лицо усталое и неподвижно серьезное».
Подробно описывает И.Кошко покушение на губернатора, напряжение на похоронах
(подметное письмо сулило взрыв новой бомбы), положение осиротевшей семьи.
А.Н.Толстой
в очерке «Непостижимое», напечатанном в газете «Голос Москвы» 6 января
1913 г., вспоминал: «…я на перекрестке услышал какой-то странный удар. Я пошел
на звук и вот что увидел: разбитые дрожки, две лошади бьются в агонии, и кучер
валяется, запутавшись в вожжах. Близ дрожек лежит тело в черном мундире, одна
рука в белой перчатке, вместо другой руки — кость, вместо ног — кости. Головы
нет.
Это
был губернатор Блок» (цит. по: Алексей Толстой и Самара. Куйбышев, 1982. С.
33–34).
Террорист,
убивший И.Л.Блока, вспоминал: «Что за человек был самарский губернатор и каково
было его служебное поприще, я не знал; да это в то время было неважно: он был
бы, вероятно, убит, если бы был даже самым лучшим губернатором» (Каторга и
ссылка. 1924. № 1. С. 114).
14 Имеется в виду Николай I,
которого Блок прямо не называет, вероятно, опасаясь перлюстрации.
15 Садовской, по-видимому, не
постеснялся мистифицировать Блока насчет своих якобы польских предков. В
биографической заметке для названного справочника Е.Ф.Никитиной «Русская
литература от символизма до наших дней» (М., 1926), безусловно, написанной
самим Садовским, говорится: «Родился 10 февраля
1881 г. в гор. Ардатове, Нижегородской г. Потомок литовца Александра-Яна
Садовского, въехавшего в Россию в 1606 г. в свите Марии <так!> Мнишек. В
числе предков по женским линиям — византийцы и выходцы из Золотой Орды, но
преобладающий элемент — великорусский» (Никитина
Е.Ф. Указ. соч. С. 385–386). Позднее, в дневнике 1933 г., Садовской
признавался: «Не знаю, откуда пошли слухи о моем якобы необычайно древнем
аристократическом происхождении. Родилась эта легенда в литературных кругах — и
там, где Кузмин считался великосветским dandy, прикащик Брюсов — магом и
волхвом, Бальмонт — джентльменом, а Феофилактов Бердслеем — и я мог сойти за
аристократа. Из глупого мальчишеского тщеславия я эти слухи поддерживал,
производя наш род от мифического литовского шляхтича, выехавшего на Русь при
Лжедмитрии в свите Марины Мнишек» (Знамя. 1992. № 7. С. 188. Публ.
И.Андреевой).
В
дневнике же 1933 года читаем: «На самом деле предком моим был протопоп
Нижегородского Спасо-Преображенского собора Борис Иванович, живший около
1750 г. <...>
Дворянство
было дано моему отцу только в 1898 г. по Владимирскому ордену.
Дед
со стороны матери Голов был простой лукояновский мужик. В 1812 г. 16-ти лет
попал в солдаты, дослужился до офицерского чина и вышел в отставку
подпоручиком. Тогда этот чин давал дворянство, и мать моя, дочь мужика и
поповны, кончила Петербургский Павловский институт.
Так
в моем лице слились три основные сословия. Этим объясняется многое. <…> И
что может быть чище и, прямо скажу, благороднее крови русского духовенства? Ни
малейшей примеси» (Знамя. 1992. № 7. С. 188–189. Публ. И.Андреевой).
16 Блок имеет в виду строки из
стихотворения Садовского 1919 г., посвященного В.Л.Комаровичу:
В
тебе слились два лика. Первый лик
Дней
пушкинских. Аи, чубук и тахта,
Гвардейский
строй, дуэли, гауптвахта
И
Германа полубезумный вскрик.
(НБП. С. 123).
17 См.: Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения в одном томе / Ред., вступ. ст.
и примеч. Александра Блока. Берлин; Пг.: Изд-во З. И. Гржебина, 1921.
Примечание А.Блока на с. 509 к повести «Вадим», действие которой происходит во
время пугачевского бунта, гласит: «Будучи дворянином по рождению, аристократом
по понятиям, Лермонтов, как свойственно большому художнику, относится к
революции без всякой излишней чувствительности, не закрывает глаза на ее темные
стороны, видит в ней историческую необходимость <…> Только под конец поэт
определяет освирепевших казаков точным и холодным словом “душегубцы”; но не из
чего не видно, чтобы отдельные преступления заставляли его забыть об
историческом смысле революции: признак высокой культуры».
18 Упомянутое выше гржебинское
издание «Избранных стихотворений» Н.А.Некрасова под ред. К.И.Чуковского.
19 Варнава (в миру Николай
Никанорович Беляев; 1887–1963) — епископ Васильсурский, викарий
Нижегородской епархии (с 16 февраля 1920 г.). «Летом 1922 г., потрясенный
тем, что правящий архиерей Нижегородской епархии архиепископ Евдоким
(Мещеряков) присоединился к обновленчеству <…>, епископ Варнава,
отвергнув компромисс с отступниками, решает уйти в затвор <…> 19 октября
ст. ст. он принимает подвиг юродства. Для властей он отныне — сумасшедший, а
сам, по благословению старцев, в домашнем уединении пишет книги и ищет пути
сохранения церковной культуры в условиях нарастающих гонений на религию» (Проценко П. Мысли одного старика // Экземплярский В.И., епископ Варнава
(Беляев). Дар ученичества: Сб. М., 1993. С. 22). Садовского с отцом
Варнавой в мае 1921 г. познакомил Рафаил Карелин, сам бывший спирит и
духовидец, обратившийся к православию. Епископ исповедовал его и помог
воцерковиться. Варнава записал в своем дневнике: «Позвали к одному больному,
уже второй раз. Это известный наш поэт и писатель N (Садовской, который написал
“Ледоход”). Прожил жизнь блудно и атеистом. Теперь расплачивается за прошлую
жизнь (впрочем, он молодой человек, лет 35–40), прикован к креслу и постели. Но
хотя с виду жалкий человек, душа его раскаялась во всех своих прегрешениях, а
болезнь его теперь является, с одной стороны, очищением от прежних грехов, а с
другой — пособием и возбуждением к духовной жизни. Господь не оставляет его
Своим утешением» (Проценко П. Г. Биография епископа Варнавы (Беляева)
// В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новгород, 1999. С. 274).
20 Интерес к творчеству Пильняка, несмотря на
критическое восприятие, у Блока сохранился. В 1923 г. «Простые рассказы» Пильняка
(сборник объединял рассказы 1915–16 и 1918 гг.) вышли в издательстве «Время» в
оформлении Д.И.Митрохина.