1 30 апреля 1921 г. Г.Блок писал А.Блоку: «Дорогой Александр Александрович. Только что вернулся от причастия. На душе хорошо, как давно не было, и хочется писать Вам. Третьего дня вечером, во время 12 Евангелий в церкви было как-то особенно прекрасно, по-новому. Наверху в куполе желтое солнышко, от которого электрический крест над иконостасом мерк и казался розовым, серебряный старичок в черной митре читал удивительные слова “о грехе, о правде, и о суде”, тенора пели про “разбойника благоразумного”, и все с ласковыми поклонами передавали друг другу огоньки. Во всем этом было что-то одно и ощущение этого одного вызывало слезы. Я стоял и думал о Вас, очень радостно. Вероятно, потому, что будь Вы на моем месте, Вы бы почувствовали то же, что я, только глубже, и сумели бы сказать это, как умеете только Вы. И я думал, какое счастие, что Вы это умеете, и теперь все только жду, когда Вы начнете снова говорить. Я уверен, что скоро, а все хочется поскорее.

Ездил в начале недели в наше бывшее имение и потому не был на Вашем вечере. Была моя жена и много мне рассказывала, с особенным восхищением, про то, как Вас слушали, как не аплодировали. И это как хорошо, и в этом опять одно» (РГАЛИ. Ф. 55 Оп. 1. Д. 168).

2 Владимир Алексеевич Пяст (наст. фам. Пестовский) (1886–1940) — поэт, переводчик, мемуарист. Знакомый Садовского по петербургскому литературному кругу с дореволюционных лет. О его попытках исполнить для Садовского роль «брачного агента» см. во вступительной статье. 21 ноября 1940 г. А.К.Гладков, в недавнем прошлом сотрудник Научно-исследовательской лаборатории при Театре им. Мейерхольда и в недалеком будущем автор знаменитой пьесы «Давным-давно» (она же «Питомцы славы», она же в экранизации Рязанова «Гусарская баллада»), записал в дневнике: «Умер Владимир Александрович Пяст, друг А.Блока, приятель Мейерхольда, автор интересных мемуаров, поэт и знаток стиха. Он принимал некоторое участие в работе над “Борисом Годуновым” в ГосТИМе <...>. Последние годы Пяст жил трудно, временами нищенскими гонорарами за переводы. Мне всегда казалось, что В.Э. <Мейерхольд> выдумал нужду в “ритмической партитуре” для “Бориса Годунова”, чтобы как-то поддержать Пяста. Но сам В.Э. относился к нему с любовной иронией и часто подсмеивался над пястовским непрактицизмом, витанием в облаках, его церемонной вежливостью и чопорностью и пр.» (РГАЛИ. Ф. 2590. Оп. 1. Д. 81).

Николай Авдеевич Оцуп (1894–1958, в эмиграции) — поэт, мемуарист.

Сергей Евгеньевич Нельдихен (Ауслендер) (1891–1942, умер в лагере) — поэт.

3 Борис Павлович Козьмин (1883–1958) — историк литературы.

4 Модест Людвигович Гофман (1887–1959, в эмиграции) — поэт, критик, литературовед, пушкинист. Не вернулся из командировки в 1922 г. в Париж, где организовывал отправку в Пушкинский Дом коллекции А.Ф.Онегина-Отто (об этом подробнее в: Файнштейн М. Ш. Из истории собрания А. Ф. Онегина в Пушкинском Доме // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993; Шумихин С. В. Практика пушкинизима (1887–1999) // Новое литературное обозрение. 2000. № 41. С. 131–140).

5 Вероятно, имеется в виду упомянутая в справочнике «Литературная жизнь России 1920-х годов» «...группа поэтов, критиков и беллетристов, ставящих целью создание единого фронта против “формализма” в литературе» (Литературная жизнь... С. 585). Впрочем, сам Б.М.Энгельгардт в числе членов группы не назван.

6 Фототипия К.Фишера, воспроизводящая фотографию Р.Бродовского (1891) при книге Фета «Ранние годы моей жизни». Этот известный фотопортрет помещен и в книге Садовского «Русская Камена» (М.: Мусагет, 1910).

7 Николай Васильевич Досекин (1863–1935) — художник-пейзажист, скульптор. Друг Фета, изваявший бюст поэта (1892), по мнению Садовского, «особенно ценимый знатоками» (см. «Фет в портретах» >>>).

8 В городе Верро (с 1917-го — эстонский Выру) с 1835 по 1837 гг. Фет обучался в немецком пансионе Крюммера. Блок писал: «9 октября 1784 года Екатерина подписала указ — и стали строить новый город. Строили на пахотной земле и в луговых угодьях барона Менгдена, между болотной речкой и лесным озером, недалеко от урочища, где в старину эсты-язычники приносили жертвы своим эстонским богам. По имени бывшей мызы и речонки с рыболовными запрудами городок стал называться Верро. Обзавелся базарной площадью, киркой, березовой аллеей и очень скоро заглох. Ко времени пребывания в нем Фета там не насчитывалось и тысячи жителей» (Рождение поэта... С. 14).

9 Константин Григорьевич Локс (1889–1956) — искусствовед, мемуарист. См. его воспоминания о встречах с Садовским в мемуарной «Повести об одном десятилетии (1907–1917)» (Минувшее: Исторический альманах. Т. 15. М.; СПб., 1994). Установить, кто такие Пагануцци и Худяков не удалось.

10 Помощь (букв. — подставленное плечо) (фр.).

11 Имеется в виду прошение Фета о возвращении ему фамилии Шеншина, на что последовал именной указ Александра II Cенату от 26 декабря 1873 г.

12 В воспоминаниях Я.П.Полонского говорится: «Помню, что в то время Фет еще восхищался не только Языковым, но и стихотворениями Бенедиктова, читал Гейне и Гете, так как немецкий язык был в совершенстве знаком ему (покойная мать его была немкой еврейского происхождения)» (Полонский Я. Мои студенческие воспоминания // Еженедельное литературное приложение к журналу «Нива». 1898. Декабрь. С. 643).

13 Речь идет о следующих воспоминаниях, написанных в виде письма к Блоку. >>>

14 Вероятно, «Фет в портретах» >>>.

15 Садовской привел в «Ледоходе» стихотворение, сочиненное товарищами Пети Борисова (см. примеч. 9 к письму № 28) по Московскому лицею цесаревича Николая:

 

Пахнет летом,

Пахнет Фетом,

Пахнет скошенной травой,

Пахнет всякой чепухой.

 

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) — художник и коллекционер, был женат на племяннице Марии Петровны Надежде Петровне Боткиной. Конспект воспоминаний и отдельные дневниковые записи Остроухова находятся в РГАЛИ (Ф. 822. Оп. 1. Д. 87-92). Остроухов владел экземпляром стихотворений Фета 1850 г. издания с многочисленными поправками и требованиями исправлений, сделанных Тургеневым в тексте и часто подробно мотивированных им на полях, собирался републиковать эту книгу с тургеневскими маргиналиями и своими комментариями; Блок предполагался в редакторы (намерение не осуществилось). Н.Колпакова писала Остроухову 20 декабря 1924 г.: «Я пользуюсь тем случаем, что одна из моих коллег, Лидия Яковлевна Гинзбург, едет на некоторое время в Москву, и прошу ее, во-первых, передать Вам это письмо, а во-вторых, если разрешите, бегло ознакомиться с интересующей меня книгой. <...> Что касается Г.П.Блока, то он в настоящее время находится здесь, в Ленинграде, работает в редакции “Времени” и недавно издал небольшую книжку о Фете “Рождение поэта”, биографического характера. Кроме того, во втором № “Начал” им помещена статья “Фет и Бржесская” (Правильное заглавие — “Фет и Бржеская”. — С.Ш.) такого же биографического характера. Работа его над Вашей книгой пока нигде не опубликована и о ней я ничего не знаю. <...> Статья Д.Благого в “Печати и революции” № 3, 1923 г. носит название “Тургенев — редактор Фета”. Автор ее все время ссылается на Вашу книгу и приводит много очень интересных примеров из нее, оговорив, тем не менее, что дает материал далеко не полный, т. к. его интересует гораздо больше фигура Тургенева, чем Фета» (ОР ГТГ. Ф. 10. Д. 3249. Л. 1 и об.). Последняя фраза относится к авторскому примечанию к статье Благого: «В нашей работе мы далеко не использовываем <так!> весь материал экземпляра И.С.Остроухова, ставя себе задачу дать не столько историю фетовского текста, сколько характеристику редакторской деятельности Тургенева» (Благой Д. Из прошлого русской литературы: Тургенев — редактор Фета // Печать и революция. 1923. № 3. С. 56).

Письма Блока к Остроухову, хранящиеся в ОР ГТГ, в настоящее время готовятся к публикации.

Позволим себе привести по этому поводу мнение Г.Д.Аслановой: «Тургенев бывал в Степановке в 1860-е гг., когда Фету было чуть за 40 лет. Вряд ли в таком возрасте можно заснуть за столом, сочиняя стихи, тем более что по его собственному признанию ему не нужно было для этого долго сидеть за столом. Дел у Фета в Степановке было столько, что удивительно, что он вообще успевал что-то писать. Тургенев же приезжал ненадолго, на пару дней, вместе поохотиться, причем чаще останавливался у Борисова, чем у Фета. Не исключено, что Остроухов записал чью-то сплетню, потому что от самого Тургенева он слышать этого не мог. Так что могу ответить Блоку: “Неправдоподобно”» (из письма Г.Д.Аслановой ко мне. — С.Ш.).

16 Константин Федорович Калайдович (1792–1832) — историк и археограф, член Московского общества истории и древностей российских. Его личный архивный фонд хранится в НИОР РГБ (ф. 328). Автограф стихотворения «Поверьте мне, с надеждой тайной…», датируемого исследователями 1842 г., ныне находится в РГАЛИ.

17 Г.Д.Асланова пишет: «Правильная транскрипция фамилии именно “Фёт”. Фетом он стал в 1842 г. В № 12 “Отечественных записок” было опубликовано его стихотворение “Посейдон” и подписано: “Фет”. Очевидно, это была ошибка наборщиков» (из письма Г.Д.Аслановой ко мне. — С.Ш.). Об этом же у Блока в примечании к главе V его «Рождения поэта…», где автор предполагает, что «…этой вторичной перемене фамилии помогли и наборщики и дурные корректорские способности Фета» («Рождение поэта…». С. 97-98).

18 В свою защиту (лат.).

19 Иван Львович Блок (1858–1906), действительный статский советник, вице-губернатор в Кишиневе, Уфе, Гродно, губернатор в Самаре, был убит эсеровским боевиком Г.Н.Фроловым. Осужденный к бессрочной каторге террорист, впоследствии так живописал свой «подвиг»: «Сам губернатор был буквально разорван в куски, экипаж тоже разорвало пополам. Части губернаторского тела находили на крыше высокого трехэтажного здания. Стекла многих домов потрескались и из среды прохожих оглохли одна или две женщины. Раненых и убитых из посторонних никого не было. Даже кучер отделался, каким-то чудом, легкой контузией спины и обмороком» (Фролов Г. Н. Террористический акт над самарским губернатором // Каторга и ссылка. 1924. № 1. С. 116).

20 Петр Львович Блок (1854–1916) — присяжный поверенный, служил по Министерству финансов.