1 Речь идет о статье К.Чуковского «Ахматова и Маяковский» и рассказе Е.Замятина «Мамай» в № 1 альманаха «Дом Искусств». По мнению А.Луначарского «Дом Искусств»: «…производит впечатление абсолютной ненужности, совершенно безразлично, вышел ли этот журнал или не вышел, написаны эти стихи, повести или не написаны…» (Печать и революция. 1921. № 2. С. 224).

2 Слова из письма Л.Н.Толстого Фету от 28 июня 1867 г. (см.: Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями Т. I. М.: Художественная литература, 1978. С. 387). >>>

3 Из стихотворения Гумилева «Заблудившийся трамвай» в № 1 «Дома Искусств»:

 

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, — конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

 

4 Речь идет о названной выше книге А.Блока «За гранью прошлых дней» (1920).

5 Сергей Федорович Ольденбург (1863–1934) — востоковед, непременный секретарь Российской Академии Наук в 1904–1929 гг. Входил в ЦК партии кадетов. В июле-августе 1917 г. был министром народного просвещения Временного правительства.

6 Два письма Александра Блока от 22 ноября и 10 декабря 1920 г. Георгий Блок опубликовал в своих воспоминаниях «Герои “Возмездия”» (Русский современник. 1924. .№ 3. С. 181, 185). Оригиналы неизвестны, машинописные копии хранятся в Пушкинском Доме. Письма Георгия Блока к Александру Блоку сохранились в фонде последнего и прежде не публиковались. Приводим четыре из них с небольшими сокращениями. >>>

7 Имеются в виду книги: Ремизов А. Заветные сказы: Царь Додон; Что есть табак; Чудесный урожай; Султанский финик. Пб.: Алконост, 1920. (Ранее, в 1919 г., «Заветные сказы» запрещались цензурой.) «Занавешенные картинки» М.Кузмина с рисунками В.Милашевского были изданы петроградским издательством «Петрополис» на правах рукописи, без цензурного разрешения (в то время, конечно, невозможного). На титуле стояло фиктивное место издания — Амстердам. Книга в открытую продажу не поступала; время от времени Кузмин или Ю.Юркун брали в книжной лавке «Петрополиса» экземпляры, реализуя их среди знакомых букинистов и библиофилов. Отвечая на появившуюся много позже в еженедельнике «Жизнь искусства» (1924. № 5) рецензию «Амстердамская порнография», подписанную С.Э. (т.е. Старый Энтузиаст), Кузмин писал ее автору Акиму Волынскому: «Книга, изданная 5 лет назад на правах рукописи, официально в продажу не поступавшая, ни юридически, ни этически не может быть объектом печатного обсуждения, как дневник, частные письма, случайно найденные у антиквара или собирателя автографов» (Цит. по: Богомолов Н.А., ДжЭ. Малмстад. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М., 1996. С. 227).

8 Николай Осипович Лернер (1877–1934) — литературовед, критик, драматург, пушкинист.

9 Названы книги издательства З.И.Гржебина: Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения в одном томе. 1814–1841 / Ред., вступ. ст. и примеч. А. Блока. Берлин; Пб., 1921; Некрасов Н. А. 1821–1877. Избранные стихотворения / Ред., вступ. ст. и примеч. К.Чуковского. Берлин; Пб., 1921; Лернер Н. О. Белинский: Критико-биографический очерк. Берлин; Пб., 1921.