Примечания к публикации: Маркетри и петербургские краснодеревщики Х. Мейер и Н. Васильев

1. Маркетри принадлежит к разновидности мозаики и художественной обработки изделий из дерева, когда вся поверхность деревянного предмета покрывается набором из тонких фигурных пластинок фанеровки, вырезанных в соответствии с задуманным рисунком и подобранных по цвету и текстуре древесины (Ботт И.К., Канева М.А. Русская мебель. История. Стили. СПб., 2003. С.91).

2. Интарсия . Эта техника заключалась в том, что узор на деревянном изделии создавался путем врезания в поверхность предмета кусочков дерева, контрастирующих с основой по цвету.

3. Фомин Ю.В. Русское наборное дерево XVIII века. М., 1989; Ботт И.К., Канева М.А. Русская мебель. СПб., 2003. С. 95-100.

4. Ботт И.К., Канева М.А. Русская мебель… С.93

5. Ботт И.К., Канева М.А. Русская мебель… С.406.

6. Наиболее полное описание личных покоев, сделанное на основе архивных документов и воспоминаний, приведено в статье Г.Н.Комеловой: Комелова Г.Н. Апартаменты Екатерины II в Зимнем дворце // Зимний дворец / Под ред. Г.Н.Комеловой и А.Г.Побединской. СПб., 2000. С. 44-73.

7. Комелова Г.Н. Указ. соч. С.71.

8. Примером того, как старую мебель использовали в новых интерьерах, являются открывшиеся в 1852 г. музейные залы Нового Эрмитажа, обставленные гарнитурами, созданными гораздо раньше по проектам К.Росси и О.Р.Монферрана для обстановки членов императорской семьи в Зимнем дворце.

9. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1989. С.117.

10. Опись вещам, находившимся в комнатах Эрмитажа. Ф.1. Оп. 6-к. Д.71846. 1889. Т.49.

11. Теперь этот столик находится в коллекции Павловского дворца-музея.

12. Древняя техника росписи по стеклу, при которой обратная сторона стекла полностью покрывается сусальным золотом, создающим фон для последующего рисунка.

13. Christie’s Review of the Season 1985. P. 260; Sotheby’s. 12.6.2002.

14. Герес Б. Творчество Давида Рентгена для России и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII – начала XIX века: Диссертация. Л., 1979. Т. С.103.

15. Соколова Т.М., Орлова К.А. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. Л., 1973; Герес Б. Творчество Давида Рентгена для России и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII – начала XIX века: Диссертация. Л., 1979; Фомин Ю.В. Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989; Ботт И.К., Канева М.А. Русская мебель… С.463; Герес Б. Христиан Мейер — главный придворный поставщик Екатерины II // Материалы X Царскосельской научной конференции. СПб., 2004. С.128; Алексеева А.В. К биографии Христиана Мейера // Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. СПб., 2004. С.55; Алексеева А.В. Дорожное бюро из приданого великих княжон // Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. СПб., 2005. С.95.

16. Алексеева А.В. К биографии Христиана Мейера. С.55.

17. Екатерина II в переписке с Гриммом. СПб., 1884. С.107

18. Герес Б. Х.Мейер — главный придворный поставщик Екатерины II. С. 120-127.

19. Фомин Ю.В. Русское наборное дерево восемнадцатого века. С.19; Герес Б. Творчество Давида Рентгена для России и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII — начала XIX века. Т.1. С.96.

20. Фомин Ю.В. Русское наборное дерево восемнадцатого века. С.19.

21. Соколова Т.М. Два шкафчика работы Христиана Мейера // Сообщения Государственного Эрмитажа. №30. Л., 1969, С.26.

22. Герес Б. Творчество Давида Рентгена для России и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII – начала XIX века. [Диссертация. Л. 1979]

23. Документы любезно предоставлены А.В.Алексеевой.

24. Каган Ю.О. Кабинет слепков Джеймса Тасси // Труды Государственного Эрмитажа. Т.XIV. Л., 1973. С.93; Каган Ю.О. Камеи уральских мастеров. СПб., 1994; Каган Ю.О. Класс резного художества. Екатеринбург, 2002. С. 159-172; Каган Ю.О. «Камейное художество» на императорских камнерезных фабриках. СПб., 2003; The Hermitage English art. Leningrad, 1979. С. 241, 244.

25. Информация была любезно предоставлена Ю.О.Каган.

26. Герес Б. Х.Мейер — главный придворный поставщик Екатерины II. С.124.

27. Русский художественный паркет XVIII – начала XX в.: Энциклопедия. М., 2003. С. 306-308.

28. Фомин Ю.В. Русское наборное дерево восемнадцатого века. С. 14-15.

29. Никулин Н.Н. Людвиг Филипп Тишбейн: Каталог выставки. СПб., 1993. С. 6-10.

30. Там же.

31. Бюро поступило в коллекцию  в 1967 г. из Государственного литературного музея на Пречистенке. Благодарю хранителя музея Ольгу Фролову за оказанную помощь.

32. Фомин Ю.В. Русское наборное дерево восемнадцатого века. С.169.