ПРИМЕЧАНИЯ

Исходная страница примечаний: Художники Салона времен третьей республики. Mes memoires (Окончание) : [художественная жизнь французской столицы конца ХIХ века]

 

1 Общество взаимного вспомоществования и благотворительности русских художников в Париже (так оно официально называлось) открылось в январе 1878 г. и, как следует из письма Боголюбова Крамскому от 14 января 1878 г., первоначально включало 60 человек. Председателем общества был избран А.П.Боголюбов, секретарем

И.С.Тургенев, члены-учредители М.Антокольский, А.Беггров, А.Харламов и др. Сначала оно помещалось в мастерской умершего сына Горация Осиповича Гинцбурга (1833–1909), банкира, мецената, коллекционера, на улице Трецель, 17, затем на квартире Боголюбова на улице де Рома, 95. На улице Тильзит, 18, Общество окончательно обосновалось в 1880 г. Здесь разместились просторная мастерская для работы, библиотека, клубный зал. (Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельность художника

А.П.Боголюбова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. С.89).

2 Гораций Осипович Гинцбург (1833–1909) — банкир, меценат, коллекционер, автор известного письма к Александру III об ущемлении прав евреев в России.

3 Алексей Алексеевич Харламов (1842–1922) — живописец-портретист.

4 Юрий Яковлевич Леман (1834–1901) — живописец-портретист.

5 Конте — сведений об этом лице не обнаружено.

6 Александр Карлович Беггров (1841–1914) — живописец-маринист и морской баталист, считался самым талантливым учеником А.П. Боголюбова.

7 Алексей Александрович, великий князь (1852–1908) — сын Александра II, генерал-адмирал, главный начальник флота и морского ведомства с 1881 по 1885 г.

8 Фелия Васильевна Литвин (настоящие имя и фамилия Франсуаза Жанна Шютц, по мужу Литвинова) (1861–1936) — русская певица, драматическое сопрано, прославившаяся как одна из лучших исполнительниц главных партий в операх Вагнера: Эльзы в «Лоэнгрине», Брунгильды в «Валькирии», «Зигфриде» и «Гибели богов», Кундри

в «Парсифале».

9 Коллекция Александра Дюма-сына была выставлена на продажу после его смерти в галерее Жоржа Пти 2-3 марта 1896 г. Дюма собирал, в основном, современных ему художников. В его коллекции (всего 222 номеров, среди них 85 картин) были полотна Буланже, Коро, Дюпре, Жерико, Лефевра, Тройона, Делакруа, Тассара, которого он особенно любил. Картин Г. Лемана в каталоге продажи не значится.

10 Жак Леон Жером (1824–1904) — французский живописец, рисовальщик, скульптор.

11 Шарль Эмиль Огюст Карлюс-Дюран (1838–1917) — французский живописец.

12 9 апреля 1875 г. А.П.Боголюбов, в частности, пишет наследнику цесаревичу Александру, что Добиньи вышлет картину к 1 мая, Жером свою «Марокканскую баню» — тоже. Сообщает, что Гупиль предлагает выслать картину «Зима» для знакомства и если не понравится, то бесплатно возвратить…» (Огарева Н.В. Указ. соч. С.76).

13 Сведений об этом художнике не обнаружено.

14 Из письма К.А.Савицкого И.Н.Крамскому от 18 сентября 1974 г: «Всяких добрых дел за ним <Боголюбовым> и не перечтешь; за это последнее время сыплет заказами и всевозможными пенсионами от выше чем влиятельных лиц...» (Огарева Н.В. Указ. соч. С.70).

15 «Салон Боголюбова, — вспоминала мать В.А.Серова, — служил центром всему русскому миру в Париже. Среди просторной комнаты стоял во всю ее длину огромный стол, на котором натянута была ватманская бумага. Все присутствующие художники занимали места у стола и усердно рисовали. Помнится, что большей частью рисунки были вольные импровизации на любые темы, избранные самими художниками» (Ограрева Н.В. Указ. соч. С.68).

16 В одном из писем П.М.Третьякову от 15 апреля 1875 г. сам Боголюбов так писал об этом: «И хотя моя коллекция ничтожна перед Вашей, но все-таки я ее завещал уже городу Саратову, где хочу устроить музей, отдавая свою утварь, что у меня в доме, чтобы обессмертить забытое, но славное имя моего деда — Александра Николаевича Радищева — первого освободителя русского народа, за что он и был сослан в Сибирь...» (Огарева Н.В. Указ. соч. С. 76-77).

17 По-видимому, рисунок был подарен в 1883 г. на Новый год, который праздновали в Обществе традиционной елкой. На празднике был и больной уже тогда И.С.Тургенев. Портрет его Липгарт исполнил в начале января этого года и подарил Боголюбову с дарственной надписью: «Основателю Саратовского музея господину Боголюбову признательный Э. де Липгарт» ( Огарева Н.В. Указ. соч. С.113).

18 Иван Павлович Похитонов (1850–1904) — живописец-пейзажист, ученик А.П.Боголюбова.

19 Жорж Пти — владелец картинной галереи, основанной в 1846 г. Франсисом Пти.

20 Михаил Яковлевич Вилье (Виллие) (1838–1910) — живописец-пейзажист, акварелист. С 1857 по 1862 г. — офицер л.-гв. Преображенского полка. Учился живописи у Л.О.Премацци, затем ушел в отставку, чтобы полностью посвятить себя живописи. В 1863 г. за виды

городов получил звание художника, а в 1868 г. за работы на академической выставке — звание академика живописи. Жил за границей,

в основном в Париже. В 1886 г. вернулся в Санкт-Петербург, занимался изучением памятников древнерусского искусства, участвуя

в движении «за русский стиль».

21 Людвиг Осипович Премацци (1818–1891) — перспективный живописец и пейзажист, работавший почти исключительно акварелью. Много работал как преподаватель,

в том числе и в Академии художеств.

22 Яков Васильевич Виллие (1765–1854) — баронет (Липгарт ошибочно называет его Михаилом). С 1808 по 1838 г. — президент Медико-хирургической академии. Сопровождал императора Александра I во всех походах, главный инспектор медчасти Российской армии.

23 Расположенное на улице Нотр-Дам де Лоретт, кафе было местом встречи художников, композиторов, писателей.

24 Анри Жервекс (1852–1929) — художник.

25 Эдгар Дега (1834–1917) — художник-живописец, рисовальщик, скульптор. Дега был в дружеских отношениях с Жервексом, который в большой степени находился под влиянием его живописи.

26 Картина, посвященная перевороту 1851 г. и установлению Второй империи, была выставлена на Салоне 1880 г. Она послужила причиной ссоры Жервекса с принцессой Матильдой.

27 Роман (Роберт) Федорович Романн (1845–1893) — художник.

28 Асфальт — темно-коричневая краска на основе природной каменноугольной сланцевой смолы. В XIX в. ее часто использовали в качестве грунта, т.к. она придавала золотистый колорит живописи. Но со временем картины приобретали черно-серый оттенок.

29 Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1838–1898) — жанровый и баталический живописец, прибавивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, эпитет Оренбургский. Окончил Академию художеств в Петербурге по классу Ф.И. Бруни. В 1868 г. получил звание академика. С 1871 г. отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых В.Вотье и Л.Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Выставлял свои картины в годичных салонах и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий. Находясь в Париже, получил заказ от императора на несколько картин на сюжеты из Восточной войны 1877–1878 гг. За две из них («Бой на Систовских высотах конвоя имп. Александра II» и «Въезд императора в г. Плоэшты») Академия присудила ему профессорское звание.

30 Жан-Батист Эдуард Детайль (1848–1912) — французский художник-баталист. Учился живописи у Мейссонье. В Салоне 1869 г. получил медаль за картину «Отдых на маневрах». Написал много батальных сцен. Для придания достоверности своим картинам использовал оригинальные форму и оружие.

31 Сохранились интересные свидетельства об истории создания Н.Д.Дмитриевым-Оренбургским этюда «Тургенев на охоте» в 1879 г. В мастерскую художника был отправлен охотничий костюм и все охотничье снаряжение Тургенева. Писатель долго и усердно позировал художнику. Если по каким-либо причинам сеанс переносился или отменялся, Тургенев предупреждал художника заранее и вновь тщательно согласовывал время встречи. И, наверное, не случайно «тургеневский этюд», который должен был стать составной частью большого сюжетного полотна об охоте русских под Парижем, приобрел широкую известность и самостоятельное историческое и художественное значение.

32 Рено Франц (Роман Эрнестович) Липгарт (1880–1942) — морской офицер. Окончил Морской кадетский корпус и школу подводного плавания. После революции 1917 г. был избран командиром Петроградского военного порта, затем перешел на гражданскую службу в качестве инженера на Монетном дворе и заводе «Пневматика». Умер в Ленинграде во время блокады.

33 Вероятно, речь идет о дворце Трокадеро, построенном в 1878 г.

В центре дворца располагался зал на 6000 мест с органом.

34 Николай Алексеевич Орлов (1827–1885) — русский посол в Париже.

35 Артур Павлович Моренгейм (1824–?) — русский посол в Париже

в 1884–1897 гг.

36 Луиза Константиновна Липгарт (урожд. Жуан) (1854–1931) — была натурщицей Липгарта. Этот неравный брак был, в частности, причиной временного разрыва Липгарта с отцом, который лишил его вследствие этого права наследования майоратом в Дерпте.

37 Готтард Лионель Липгарт (1804–1885) — брат отца Карла Эдуарда Липгарта.

38 Мария Константиновна Башкирцева (1860–1884) — художник.

С 1877 г. жила в Париже, где училась в частной академии Жулиана. В 1887 г. Шарпантье издал «Дневник Марии Башкирцевой». Вероятно, встреча произошла 8 июня 1884 г. М.Башкирцева описывает

вечер в русском посольстве в своем дневнике (Башкирцева М. Дневник. М.: Захаров,1999. С. 432-433).

39 По-видимому, речь идет о картине М. Башкирцевой «Митинг», которая была выставлена в Салоне 1884 г. и имела большой успех. Медаль за эту картину Бащкирцева не получила, о чем она пишет в своем дневнике от 27 мая 1884 г. Картина была приобретена для Люксембургского музея. Вероятно, Липгарт по ошибке пишет о медали, которую Башкирцева получила годом раньше за портрет пастелью (Башкирцева М. Указ. соч. С.395).

40 Владимир Александрович, великий князь (1847–1909) — сын Александра II, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, член Государственного Совета, сенатор, президент Академии художеств в 1876–1909 гг. и председатель Общества поощрения художеств в 1867–1909 гг.

41 Густав Рихтер (1823–1884) — немецкий живописец и график, писал жанровые картины и портреты.

42 Шарль Наррей — актер.

43 Анри Мейлак (Мельяк) (1837–1891) — драматург.

44 Людовик Галеви (1834–1908) — писатель, драматург, романист. Сын романиста Леона Галеви и племянник композитора Якоба Галеви. В сотрудничестве с А.Мейлаком создал новый жанр — оперетту.

45 Альфред Гревен (1827–1892) — рисовальщик, карикатурист, гравер, художник по костюму.

46 Жак Оффенбах (1819–1880) — композитор.

47 Эрнест-Анж Дуэ (1843–1896) — художник-портретист.

48 Эммануэлла Потоцкая (урожд. Пиньятелли) (1845–1921) — дочь неаполитанского посла в России и супруга Николая Потоцкого.

49 Cведений об этом лице не обнаружено.

50 Для маленького салона особняка Потоцких Липгарт выполнил плафон «Ночь» и оформил десюдепорты аллегорическими женскими фигурами. В настоящее время в этой комнате находится кабинет президента Торговой палаты Франции, которая с 1924 г. занимает этот особняк.

51 Отклики в печати о работе «Звезда пастуха», собранные Липгартом:

Газета «Journal de Paris» поместила несколько статей. В одной из них она писала: «Художник русской национальности, портреты пером которого мы уже знаем, господин Липгарт только что взял реванш над своим неуспехом в живописи в предшествующих выставках. Лучшего мы не можем ему пожелать, несмотря на то, что его творчество дает повод к критике по нескольким аспектам, впрочем легко исправимым. Все это позволяет предсказывать этому изысканному художнику благоприятное будущее. Господин Липгарт получил возможность исполнить две аллегорические и декоративные композиции: плафон и панно в прекрасном особняке, построенном графом Потоцким на авеню Фридланд. Первая из них называется “Первая звезда”. Прекрасная девушка с гибким телом с элегантными формами, прекрасного сложения, чистым колоритом олицетворяет мысль поэта. Эта фигура очень удачно концентрирует всю композицию, она лучезарна! Но, чтобы получить такой результат, было ли необходимо отнять у небес, которые занимают половину пространства, всякую прозрачность, легкость, тонкость, сделать их туманными и тяжелыми? Мы этого не думаем. Следует заметить, что Амур, который сопровождает ночную богиню, и сычи, которые влекут ее колесницу, остаются незамеченными в этом обширном пространстве». В этой же газете: «Декоративные панно, предназначенные украшению плафонов, много теряют из-за нарушения законов перспективы и из-за того, что их нельзя увидеть такими, как они будут вне Салонов, то есть горизонтально. Поэтому приятная и очень грациозная декоративная композиция господина Эрнеста Липгарта, названная “Первая звезда”, намного выиграет в гостиной особняка, которому она предназначена. В этом большом полотне есть прекрасные детали, в особенности пастух. Пастушка очень привлекательна и, кажется, расположена дать себя очаровать, Амуры, которые порхают вокруг, не сомневаются в победе, и богиня, летающая в воздухе над этой грациозной пасторалью в костюмах а la Watto, сама отдает Купидону решающую стрелу. Этот плафон является только фрагментом очень интересного и богатого декоративного ансамбля, предназначенного для того же особняка. Необходимо сказать о серьезном прогрессе, сделанном господином Липгартом в последнее время. Настойчивые поиски и вкус в этой элегантной декорации достойны поддержки знатоков».

В «Revue des Deux Mondes»: «Является ли эта обнаженная женщина, которая пересекает небо на колеснице, как можно было бы подумать, Утренней звездой, устремленной к розовому цвету восхода? Является ли она, как говорит нам господин Липгарт, Вечерней звездой, которая направляется к багряному цвету заката? Маленький гений, который цепляется за колесо колесницы, старается ли он ее толкать или ее остановить? Это неважно. Но надо сказать, что эта изолированная фигура в бескрайнем небе производит большой эффект. Это даже больше, чем эффект. Есть глубина в небе, легкость в облаках, тональность волос и черная вуаль правильны, точны, торс женщины прекрасно написан, и не менее виден прекрасный характер рисунка».

В «Siиcle»: «Я меньше люблю плафон, который господин Липгарт окрестил “Звездой пастуха” (Венера). Не то что это менее свежо, но это чересчур пусто. Кроме этого, архитектура ужасно бедна и есть некая несопоставимость в том, что на такой высоте рядом с пастушкой, очень одетой, помещен пастух, абсолютно обнаженный».

В «Rйpublique francaise»: “Первая звезда” господина Липгарта предназначена для частной обсерватории. Это вполне светская пастораль, которая поет на стенах, это прекрасная пара, и я подозреваю, что это тенор и сопрано, что это городские жители

в сельских костюмах, и вместо пастушьей овчарки не вижу ли

я прекрасного спаниеля? Этот плафон должен освещать роскошь хорошего вкуса». В «Officiel artiste»: «Господин Липгарт выставляет плафон в совершенно другом жанре и совсем другой гамме. Это “Первая звезда”. На первом плане пастух и пастушка шепчут друг другу на ухо нежные слова, окруженные амурами, голубками и цветами. Рядом в углу полотна возвышается портик и исчезающие в глубине, в волнах цвета мечты, женщина и Амур в капризных позах ждут Первую звезду; перспектива смотрится хорошо, но эта картина намного выиграла бы, если ее увидеть на месте; цвет мягкий, и вообще произведение исключительно декоративное».

52 Г-жа де Канизи — известна тем, что состояла в связи с принцем Наполеоном.

53 В парке Монсо в 1770-х гг. герцог Шартрский, будущий Филипп Эгалите, по моде того времени создал «сад развлечений» с пирамидой, пагодой, руинами и оборонительными укреплениями.

54 Жан Беро (1849–1936) — художник, ученик Бонна.

55 Родольф Жулиан (1839–1907) — живописец, ученик Кабанеля, выставлялся в Салоне с 1865 г., но успеха не имел. Оказался талантливым администратором: основав в 1868 г. свою Свободную академию живописи, смог привлечь самых видных тогда художников в качестве преподавателей, благодаря чему его академия сразу приобрела широкую известность. В ней учились в основном художники-иностранцы, по преимуществу американцы. Академия имела официальный статус, так как ей была дана привилегия представлять некоторых художников на конкурс для получения Римской премии. В академии имелся также класс для женщин.

56 Карл Теодор Пилоти (1826–1886) — исторический живописец.

С 1874 г. — директор Академии художеств в Мюнхене.

57 Позднее, когда это помещение стало уже недостаточным из-за большого количества учеников, Академия стала снимать два ателье

на улице Вивьен и на улице Берри для женского класса и два ателье на улице Фромантен на Монмартре для мужского класса, а с 1890 г. на улице Драгон в Сен-Жермен-де-Пре.

58 Поль Луи Серафен Женуде (1853–1886) — жанровый живописец, учился в Школе изящных искусств в Лионе, затем у Ж.Лефевра

и П.Буланже в Париже.

59 Валер (от фр. valeur, букв. — ценность) — в живописи и графике оттенок тона, выражающий (во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени. Применение системы валеров позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде и подчеркнуть их объем.

60 Леон Жозеф Флорентен Бонна (1834–1922) — живописец, работал во всех жанрах, но в 1870-е гг. имел огромный успех как портретист.

61 Жук — сведений об этом лице найти не удалось.

62 Сиккатив — вещество, ускоряющее высыхание масел, красок, лаков.

63 На Салоне 1875 г. был выставлен портрет Бетси, который Жаке назвал «Мечта» («La Rкve»).

64 Гюстав Готши сотрудничал в журналах «Le siиcle», «Voltaire»

65 Приспешник — лат.

66 Эстелла Бержера (1847–?) — вышла замуж за Бержера в 1872 г.

67 Джудит Готье (1850–1917) — вторая дочь Т.Готье, вышла замуж за Катулла Мендеса в 1866 г., разошлась с ним в 1878 г., развелась —

в 1896 г., автор восточных романов, мемуарист.

68 Эрнеста Гризи — певица, выступала в Париже в 1838–1853 гг., сожительница Т. Готье.

69 Карлотта Гризи (1808–1869) — знаменитая итальянская танцовщица (Липгарт ошибочно называет ее певицей), в которую был влюблен Готье.

70 Виктор-Теофиль Готье (1836–?) — сын Т.Готье от Эжени Фор, прессекретарь Министерства иностранных дел (1868), личный секретарь Руера (с 1870).

71 Эжен Руер (1814–1884) — государственный деятель времен Второй империи; в 1863-м — президент Государственного Совета, в 1869-м — президент Сената. После 1871 г. возглавлял бонапартистскую партию в Палате депутатов.

72 Эмиль Оливье (1825–?) — политический и государственный деятель при Людовике-Наполеоне. В отличие от Руера считал, что можно спасти империю уступками либерализму. Вместо последнего был приглашен сформировать кабинет министров и провести реформы.

73 Шарль Эмманюэль Жаден — жанровый живописец, Липгарт называет его Эммануюль. Писал сцены охот и, главным образом, портреты собак на фоне сцен охот и этим очень прославился.

74 Габриэль Форе (1845–1924) — французский композитор, органист, педагог. Крупнейший во Франции автор романсов, которых в его наследии около сотни, наиболее интересные написаны на стихи Леконта де Лиля, Верлена и Ван Лерберге. Автор сочинений для фортепиано.

75 Отто Эрнест Карл Липгарт — родился в Париже в 1875 г., утонул в Финском заливе в 1888 г.

76 «Современная жизнь».

77 Жорж Шарпантье (1846–1905) — издатель и писатель-натуралист, сын Жерве Шарпантье (1805–1871), издателя знаменитой Библиотеки Шарпантье. В 1885 г. получил орден Почетного легиона.

78 Эмиль Бержера (1845–1923) — поэт, драматург, корреспондент «Voltere» и «Figaro», где он писал под псевдонимом Калибан. Зять

Т.Готье.

79 На улице Гренель находилось издательство Ж.Шарпантье.

80 Маргарита Шарпантье, урожд. Лемонье (1848–1904). Имеется в виду портрет мадам Шарпантье с дочерьми, который О.Ренуар написал в 1878 г.

81 Арман Сильвестр (1837–1901) — прозаик, поэт.

82 Гюстав Доре (1833–1883) — график и книжный иллюстратор. В начале 1850-х гг. стал заниматься живописью и скульптурой. Систематического образования не получил. С 1848 г. выставлялся в Салоне. Писал пейзажи, картины на античные и бытовые сюжеты.

83 Л.Доде в своих воспоминаниях тоже пишет, что полный воодушевления и очень веселый Бержера, тем не менее, создавал вокруг себя меланхолическую атмосферу, он был фантазером и настолько в конце концов запутался в собственных парадоксах, что его никто больше не понимал. (Daudet L. Souvenirs littereraires. Paris, 1968. P.43.)

84 Антуан Воллон (1833–1900) — французский живописец, писал натюрморты.

85 Тома Кутюр (1815–1879) — французский живописец салонного направления, был очень популярен между 1847 и 1855 гг.

86 Цикл иллюстраций к Рабле, выполненный Доре в 1854 г., был первым его трудом к классическим произведениям.

87 Александр Калам (1810–1864) — самый значительный швейцарский пейзажист. С 1835 г. писал горные пейзажи. Ездил по всей Европе, изучая горные ландшафты. В этой области считался лучшим мастером, несмотря на некоторую декоративность и театральность его работ.

88 Очевидно, Липгарт имеет в виду картину Г.Доре «Ущелье в горах», которая поступила в Эрмитаж в 1920 г. из ГМФ.

89 Даниель Вьерж (1851–1904) — испанский рисовальщик, жил в Париже с 1869 г.

 

Для журнала «La vie moderne»  Э.К.Липгарт выполнил следующие портреты:

1. Верещагин Василий (Vereschagin Basil). 1880. №2. P.17.

2. Греви Жюль (Grevy Jules). 1880. №7. P.99.

3. Фавр Жюль (Favre Jules). 1880. №7. P.112.

4. Гюго Виктор (Hugo Victor). 1880. №9 (обложка).

5. Гюго Виктор в 1861.1880. №9. P.132.

6. Гюго Виктор в 1818. 1880. №9. P.132.

7. Пати Аделина (Patti Adelina). 1880. №10 (обложка).

8. Делиб Лео (Delibes Leo). 1880. №11 (обложка).

9. Верди Джузеппе (Verdi Giuseppe). 1880. №12 (обложка).

10. Краус (m-lle Krauss). 1880. №13 (обложка).

11. Вогль г-жа и г-н в ролях Изольды и Тристана (Vogl). 1880. №15. P. 226, 227.

12. Вагнер Рихард (Wagner Richard). 1880. №15. P.227.

13. Сильвестр Арман (Silvestre Armand). 1880. №15. P.238.

14. Норденскьольд (Nordenskjold). 1880. №16. P.256.

15. Богран (m-lle Beaugrand), танцовщица в «Гранд-опера». 1880. №17 (обложка).

16. Пюви де Шаванн (Puvis de Chavannes). 1880. №19 (обложка).

17. Флобер Гюстав (Flaubert Gustave). 1880. №20 (обложка).

18. Бонна Леон (Bonnat Leon). 1880. №21. P.321.

19. Коро Камиль (Corot J.-B.-C.). 1880. №23. P.363.

20. Мария Александровна, императрица всероссийская. 1880. №24. P.369.

21. Барбей д’ Оревилли (Barbey d’Aurevilly), писатель. 1880. №24. P.384.

22. Девойо (m-lle Devoyod), актриса. 1880. №25. P.390.

23. Бернар Сара (Bernardt Sarah), актриса. 1880. №25. P.391.

24. Девинтр (m-lle Dewintre), актриса. 1880. №25. P.391.

25. Трен (m. Train), актер. 1880. №25. P.391.

26. Бертон Пьер (Berton Pier), актер. 1880. №25. P.391.

27. Дьедоне (m. Dieudonne), актер. 1880. №25. P.391.

28. Бернар Жанна (Bernardt Jeanne), актриса. 1880. №25. P.394.

29. Тальбо (m. Talbot), актер. 1880. №25. P.394.

30. Жюльен (m-lle Jullien), актриса. 1880. №25. P.394.

31. Бретон Жюль (Breton Jules), художник, поэт. 1880. №28. P.433.

32. Бастьен-Лепаж Жюль (Bastien-Lepage Jules), художник. 1880. №29 (обложка).

33. Перейр Исаак (Pereire Isaac), финансист. 1880. №32. P.497.

34. Бернар Сара (Bernardt Sarah), актриса. 1880. №40 (обложка).

35. Жакмар Жюль (Jaquemart Jules). 1880. №41 (обложка).

36. Оффенбах (Offenbach). 1880. №42 (обложка).

37. Вормс (Worms). 1880. №43. P.677.

38. Провост-Поссен (m-lle Provost-Possen). 1880. №43. P.678.

39. Тирон (Thiron). 1880. №43. P.679.

40. Делоне (Delaunay). 1880. №43. P.680.

41. Круазетт (m-lle Croizette). 1880. №43. P.680.

42. Муне-Сюлли (Mounet-Sully). 1880. №43. P.681.

43. Мобан (Maubant). 1880. №43. P.682.

44. Фавар (m-lle Favart). 1880. №44. P.690.

45. Броон Мадлен (Brohon Madelaine). 1880. №44. P.693.

46. Ларош (Laroche). 1880. №44. P.698.

47. Бруаза (m-lle Broisat). 1880. №44. P.700.

48. Барре (Barre). 1880. №44. P.690.

49. Лойд (m-lle Loyd). 1880. №44. P.704.

50. Рейшамбер (m-lle Reichemberg). 1880. №45. P.717.

51. Феликс Дина (Felix Dinah). 1880. №45. P.720.

52. Брадло (Bradlaugh). 1880. №46. P.736.

53. Лабиш Эжен (Labiche Eugene). 1880. №49.

54. Жером Леон (Gerome Leon). 1880. №50 (обложка).

55. Дю Камп Максим (Du Camp Maxime). 1880. №53. P.832.

56. Альбони Мариетта (Alboni Marrietta). 1881. №1. P.8.

57. Паска (Pasca), актриса. 1881. №2. P.20.

58. Монталан Селин (Montaland), актриса. 1881. №4. P.52.

59. Массен Леонтина (Massin Leontine), актриса. 1881. №6. P.81.

60. Гунгл Йозеф (Gung’l Joseph). 1881. №10. P.157.

61. Кремье Адольф (Cremieux Adolphe), гос.деятель. 1881. №12. P.181.

62. Александр I. 1881. №12. P.188.

63. Александр II. 1881. №12. P.189.

64. Клиншан (Clinchant), генерал. 1881. №14. P.221.

65. Рус (Rousse vie mo). 1881. №15. P.227.

66. Каус Габриель (Kauss Gabrielle), актриса из Вены. 1881. №15. P.228.

67. Беконсфилд (Beaconsfield). 1881. №18. P.285.

68. Дизраэли Бенджамин (Disraeli Benjamin). 1881. №18. P.285.

69. Жирарден Эмиль де (Girardin Emile de). 1881. №19. P.301.

70. Гамбетта Леон (Gambetta Leon). 1881. №21. P.321.

71. Эдмон Гонкур в кружке L’Union artistique. Рис. Липгарта с пастели Ниттиса. 1881. №22.

72. Сара Бернар в рабочем костюме в мастерской 1881. №22. P.349.

73. Литре Эмиль (Littre Emile). 1881. №24. P.379.

74. Фабр Фердинан (Fabre Ferdinand). 1881. №26. P.413.

75. Сен-Виктор Поль де (Saint-Victor Paul de). 1881. №29. P.460.

76. Шнейдер Гортензия (Schneider Hortense), актриса водевиля, певица оперы-буф, куртизанка. 1881. №34. P.541.

77. Ришпен Жан (Richepin Jean), писатель. 1881. №41. P.621.