Примечания
1 Большая, обстоятельная публикация Нины и Сергея
Весниных «Русский художник Эрнест фон Липгарт», о его
жизни и творчестве была помещена в «Нашем наследии»: Веснины Н. и С.
Русский художник Липгарт // Наше наследие. 1999. №49.
С. 2-17.
2 Архив ГЭ.Ф.23. Оп.1. Д. 71.
3 Там же.
4 Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельность
художника А.П. Боголюбова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1988.
С.68, 88.
5 Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1993. Т.I. С. 580.
6 Архив ГЭ. Ф23. Ед.хр. 68. Л.2.
7 Там же. Ед.хр. 107. Л.2
8 «В этом году я выставляю в парижском Салоне большой
декоративный портрет, за который мне не заплатили. Он очень плохо исполнен в
иллюстрированном каталоге. — Вновь появился после 43-х лет! 1886 г.», — пишет
он в Эрмитаж в 1929 году.
9 Архив ГЭ. Ф.23. Оп. 1. Д. 65. Л.1.
10 Поскольку в тексте Петербург несколько раз упоминается
как Ленинград, можно предположить, что он начал писать мемуары после переименовалия города в 1924 году.
11 Кокто Жан. Портеты-воспоминания. 1900–1914. СПб. :
Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С.179.
12 Архив ГЭ. Ф.23. Оп.1. Д. 283. Л.9.
13 Архив ГЭ. Ф.40. Оп. 1. Д.7. Л.37.
14 В 1935 г., когда личный фонд Э.К.Липгарта
поступил в Эрмитаж, сотрудник архива О.И.Бич, понимая всю ценность этих
воспоминаний, обратилась к директору музея И.А.Орбели с предложением
опубликовать их на французском и русском языках, но в то время это было не
выполнимо.
15 Бенуа А.Н. «Салоны». Александр Бенуа.
Художественные письма. 1930–1936. М.: Галарт, 1997.
С.19.
16 Так на Салоне 1884 г. выставленная им картина «Взятие
на небо Марии Магдалины» имела большой успех и была куплена правительством
Франции за 2500 франков, а затем определена в музей Экс-ле-Бэн
(Савойя). Archives nationale de France, F 21/4323, личные дела художников, чьи картины были куплены
государством, F 21/2095, p.3 F 21/2203
17 Об одной только картине Липгарта
«Взятие на небо Марии Магдалины» было написано около 100 заметок и статей.
18 Так, напр., в Салоне 1872 г. было выставлено 2 067
произведений, а в 1875 г. — 3 862.
19 Золя Э. Парижские письма. Выставки картин в
Париже // Вестник Европы. 1875. Кн. 6. С.880.
20 Золя Э. Указ. соч. С.877.
21 Барон Николай Николаевич Врангель (1880–1915)
— историк искусства, сотрудник журналов «Аполлон» и «Старые годы», один из
учредителей «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и
старины», так же как и Липгарт представитель древнего
дворянского рода. Здесь уместно процитировать фрагмент из его дневника за
январь 1910 г. о Липгарте: «Я легко могу предвидеть
критику, которая выпадет на его долю со стороны будущих читателей, не знакомых
с артистичностью его личности. Однако, должен сказать,
что искренний энтузиазм, основанный на подлинной любви к искусству, действовал
так заражающе, что, конечно, всегда превышал
возможные ошибки, порожденные огнем увлечения».
22 Э.К. Липгарт. Краткий исторический обзор мер, принимаемых в деле надзора за
пенсионерами Императорской Академии художеств, пребывающих за границей и
выполнения ими положенных художественных занятий (РГАЛИ. Ф.904. Оп. 1.
1909. Д.243. Л. 24-28).
23 Так, напр,
очень храктерна в этом отношении его ирония по поводу
якобы дворянской фамили де Ниттиса
и недоумение по поводу проникновения в аристократические салоны евреев.
24 Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. 5
марта 1872 г. ?., 1???. С.?
25 Так, напр., во вступ. статье к каталогу выставки картин
из собрания вел. Кн. Марии Николаевны, он мог написать, как
отец во Флоренции посылал его «обедать в маленькие харчевни, где за 35 сантимов
давали обед с вином, что, впрочем, несколько плачевно отзывалось на его
здоровье» (Липгарт Э.К. (фон).
Как коллекционировала великая княгиня Мария Николаевна // Наследие великой княгини Марии Николаевны.
СПб., [1912 ]. С.8.
26 Кокто Жан.
Портреты-воспоминания. 1900–1914. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха,
2002. С. 179-181.