Примечания

1 Большая, обстоятельная публикация Нины и Сергея Весниных «Русский художник Эрнест фон Липгарт», о его жизни и творчестве была помещена в «Нашем наследии»: Веснины Н. и С. Русский художник Липгарт // Наше наследие. 1999. №49. С. 2-17.

2 Архив ГЭ.Ф.23. Оп.1. Д. 71.

3 Там же.

4 Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельность художника А.П. Боголюбова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1988. С.68, 88.

5 Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1993. Т.I. С. 580.

6 Архив ГЭ. Ф23. Ед.хр. 68. Л.2.

7 Там же. Ед.хр. 107. Л.2

8 «В этом году я выставляю в парижском Салоне большой декоративный портрет, за который мне не заплатили. Он очень плохо исполнен в иллюстрированном каталоге. — Вновь появился после 43-х лет! 1886 г.», — пишет он в Эрмитаж в 1929 году.

9 Архив ГЭ. Ф.23. Оп. 1. Д. 65. Л.1.

10 Поскольку в тексте Петербург несколько раз упоминается как Ленинград, можно предположить, что он начал писать мемуары после переименовалия города в 1924 году.

11 Кокто Жан. Портеты-воспоминания. 1900–1914. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С.179.

12 Архив ГЭ. Ф.23. Оп.1. Д. 283. Л.9.

13 Архив ГЭ. Ф.40. Оп. 1. Д.7. Л.37.

14 В 1935 г., когда личный фонд Э.К.Липгарта поступил в Эрмитаж, сотрудник архива О.И.Бич, понимая всю ценность этих воспоминаний, обратилась к директору музея И.А.Орбели с предложением опубликовать их на французском и русском языках, но в то время это было не выполнимо.

15 Бенуа А.Н. «Салоны». Александр Бенуа. Художественные письма. 1930–1936. М.: Галарт, 1997. С.19.

16 Так на Салоне 1884 г. выставленная им картина «Взятие на небо Марии Магдалины» имела большой успех и была куплена правительством Франции за 2500 франков, а затем определена в музей Экс-ле-Бэн (Савойя). Archives nationale de France, F 21/4323, личные дела художников, чьи картины были куплены государством, F 21/2095, p.3 F 21/2203

17 Об одной только картине Липгарта «Взятие на небо Марии Магдалины» было написано около 100 заметок и статей.

18 Так, напр., в Салоне 1872 г. было выставлено 2 067 произведений, а в 1875 г. — 3 862.

19 Золя Э. Парижские письма. Выставки картин в Париже // Вестник Европы. 1875. Кн. 6. С.880.

20 Золя Э. Указ. соч. С.877.

21 Барон Николай Николаевич Врангель (1880–1915) — историк искусства, сотрудник журналов «Аполлон» и «Старые годы», один из учредителей «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины», так же как и Липгарт представитель древнего дворянского рода. Здесь уместно процитировать фрагмент из его дневника за январь 1910 г. о Липгарте: «Я легко могу предвидеть критику, которая выпадет на его долю со стороны будущих читателей, не знакомых с артистичностью его личности. Однако, должен сказать, что искренний энтузиазм, основанный на подлинной любви к искусству, действовал так заражающе, что, конечно, всегда превышал возможные ошибки, порожденные огнем увлечения».

22 Э.К. Липгарт. Краткий исторический обзор мер, принимаемых в деле надзора за пенсионерами Императорской Академии художеств, пребывающих за границей и выполнения ими положенных художественных занятий (РГАЛИ. Ф.904. Оп. 1. 1909. Д.243. Л. 24-28).

23 Так, напр, очень храктерна в этом отношении его ирония по поводу якобы дворянской фамили де Ниттиса и недоумение по поводу проникновения в аристократические салоны евреев.

24 Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. 5 марта 1872 г. ?., 1???. С.?

25 Так, напр., во вступ. статье к каталогу выставки картин из собрания вел. Кн. Марии Николаевны, он мог написать, как отец во Флоренции посылал его «обедать в маленькие харчевни, где за 35 сантимов давали обед с вином, что, впрочем, несколько плачевно отзывалось на его здоровье» (Липгарт Э.К. (фон). Как коллекционировала великая княгиня Мария Николаевна // Наследие великой княгини Марии Николаевны. СПб., [1912 ]. С.8.

26 Кокто Жан. Портреты-воспоминания. 1900–1914. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002. С. 179-181.