Примечания
1 Литература вопроса обширна, укажем несколько основных публикаций главным образом последних лет, см. в них также библиографию: Мартынов А.Я., Сошина А.А. Музей Соловков как материализованная память о соловецких лагерях особого назначения // Русское подвижничество: Сб. статей / Сост. Т.Б.Князевская. М., 1996. С. 301–309; Соловецкий монастырь: Из архива архитектора-реставратора П.Д.Барановского / Сост. В.А.Буров, У.А.Черновол. М., 2000. Т. 1; Тутова Т.А. История поступления Соловецкого собрания в Оружейную палату // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. С. 10–42; Сошина А. Музей Соловецкого общества краеведения (1925–1937 гг.) // Соловецкое море. Ист.-лит. альманах. 2004. № 3. С. 130.
2 Сошина А. Указ. соч. С. 131–132.
3 Там же. С. 133. Пока нет сведений о том, как долго эти экспозиции просуществовали.
4 Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет» // Наше наследие (далее — НН). 1993. № 26. С. 55.
5 Лихачев Д.С. Соловки. Записки // Он же. Статьи ранних лет. Тверь, 1993. С. 35–36.
6 Лихачев Д.С. Соловецкие записи. 1928–1930 // Он же. Статьи ранних лет. Тверь, 1993. С. 33.
7 Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет». С. 51. Во многих воспоминаниях соловчан читаем, что собор выгорел, что там не было икон и т.д., — это ошибка; ср.: Он же. Соловки. Записки. С. 33. Кроме того, в музее было тепло.
8 Ширяев Б. Неугасимая
лампада. М., 2004. Переиздавалось неоднократно. На обороте страниц копии книги Д.С.Лихачев в
9 Никонов (Смородин) М. Красная каторга. (Записки соловчанина). София, 1938. Книга издана по старому правописанию, которое в цитатах изменено нами.
10 В галерее крепостной стены были размещены старинные предметы из металла, дерева, оружие и природные коллекции, см.: Сошина А. Указ. соч. С. 134.
11 Благовещенская церковь (1596–1600) над Святыми воротами (устроены в западной стене крепости, обращенной к бухте), небольшая «домовая» церковь настоятеля, к ней примыкали два корпуса. Церковь бесстолпная, безапсидная, перекрыта сомкнутым сводом, который венчает глухой барабан с куполом; перестраивалась в XVII–XIX вв., см.: Кольцова Т.М. Историческая справка «Интерьер Благовещенской церкви». Соловки, 1981. Рукопись (благодарю автора, познакомившего нас с текстом); Она же. Интерьер Благовещенской церкви Соловецкого монастыря // Изв. Вологодского общества изучения Северного края. Вологда, 1999. Вып. VII. С. 61–67; Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках: История, архитектура, оформление храмовых интерьеров. Ярославль, 2000. С. 107–124, 178; Кольцова Т.М. Иконы Соловецкого монастыря // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: Каталог / Сост. Т.М.Кольцова. М., 2006. С. 17–18.
12 В древнерусских письменных источниках «Царскими вратами» назывались главные двери храма, а ведущие в алтарь — райскими или святыми.
13 Вопрос о том, какие из
поздних, не дошедших до нас рак имеются в виду, не ясен, т.к. в XIX в. они
переделывались несколько раз, см.: Соколова И.М. О резных раках соловецких чудотворцев // Древнерусская скульптура.
Проблемы и атрибуции. Сб. статей / Ред.-сост.
А.В.Рындина. М., 1991. С. 83. До закрытия тюрьмы в
14 Описана икона
«Богоматерь Неопалимая Купина», хотя часть деталей мемуарист не разглядел из-за
записей и недостаточного освещения или забыл. Икона из местного ряда главного
иконостаса Преображенского собора, конец XVI в., 164Ч135, вывезена в
15 Полагаем, что это
неточное описание иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная»
из того же ряда иконостаса, 1560-е гг., Московская школа, 140Ч92, вывезена в
16 П.И.Калнышевский
(1691–1803), арестован в
17 Ковчег с мощами св.
Германа не упомянут в: Иванов А.П. Памятники соловецкой
древности до XVII века // Соловецкие острова. 1926. № 2–3. С. 131. Статья эта —
краткий обзор памятников, взятых на учет музеем СОАОК, ее автор арестован в
18 Кийский
крест сделан по заказу патриарха Никона для Кий-островского Крестного монастыря. Крест-реликварий изготовлен из кипариса в Палестине в меру
креста Христова (310Ч192), его декоративное оформление завершено в России;
согласно надписи на подножии освящен 1 августа
В начале 1920-х гг. крест
был передан в музей в Соловках, после вывоза оттуда хранился в фондах ГИМ, с
19 В музее были скульптуры «Христос в темнице», см., например, кадры фильма 1927–1928 гг. «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)»; Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого Назначения. М., 2008. С. 295; см. ниже план-схему Д.С.Лихачева.
20 Возможно, это «Распятие в духе Боровиковского», см. план-схему Д.С.Лихачева.
21 Никонов (Смородин) М. Указ. соч. С. 135–137. Ср. иную версию сходного текста: Бродский Ю.А. Указ. соч. С. 295.
22 Наиболее детальную краткую биографию А.И.Анисимова и подробную историографическую сводку см.: Кызласова И.Л. Новые материалы к биографии А.И.Анисимова: Москва, Ярославль, Кострома // Новгородский архивный вестник. Великий Новгород, 2013. Вып. 11. С. 109–132.
23 Н.Н.Виноградов
(1876–1938, расстрелян), осужден в
24 Распечатка рабочей
записи комментария Д.С.Лихачева к фильму «Власть Соловецкая.
Свидетельства и документы» М.Голдовской, по сценарию В.Листова и Д.Чуковского (Мосфильм,
25 Напрестольная сень
Преображенского собора
26 «В ж. “Соловецкие острова” (1926, № 2–3) напечатана статья В.Никольского “Иконографическое собрание Соловецкого монастыря”. Из нее ясно: в алтаре Благовещенского собора <…> было более 500 икон» (Лихачев Д.С. Избранное: Воспоминания. СПб., 1997. С. 264). Ср. также: «...в алтарной комнате сосредоточено до 500 экспонатов, имеющих наибольшую ценность» (Иванов А.П. Указ. соч. С. 131). Трудно объяснить размещение столь значительного числа икон в небольшой апсиде (7,5Ч5 м), если иметь в виду, что они были развешаны по стенам и находились только в одной, пусть и вместительной, витрине (см. план-схему Д.С.Лихачева). Здесь же стояла старинная печь-голландка, а в восточной стене было три окна. Реальность приведенной цифры объяснила Т.М.Кольцова: южная стена апсиды занята высоким и глубоким дубовым шкафом с полками — центральная его часть явно использовалась как витрина. Кроме того, иконостас был зашит с алтарной стороны и даже сейчас представляет собой деревянную стенку, которая также, скорее всего, использовалась для музейной развески.
27 Икона типа «Богоматери
Корсунской», аналойного размера, явленная в начале XVII в. в 14 верстах от
Соловецкого кремля на сосне, написана мастером московской школы, с «хорошего
оригинала» «византийской школы», см.: Никольский В.П. Иконографическое
собрание... С. 147; почти то же, см.: Он же. Обозрение отдела... С. 55.
Заключенные могли прочитать, что ранее икона находилась в Преображенском
соборе, в пристолпном иконостасе
28 Икона «Богоматерь
Умиление», середина XVI в., 47,5Ч37,7, Московская школа.; на
обороте поздняя надпись, вероятно, повторяющая древнюю: «Моление игумена
Филиппа»; следы крепления басменного оклада и венцов,
при реставрации сняты три слоя записей; вывезена в
29 Уникальные царские
врата
30 О «постепенном
закрытии» музея с
31 Вскрытие состоялось в
конце сентября
32 Ср.:
«Появился в нашей камере и А.И.Анисимов, занимавшийся под покровительством
Николая Николаевича Виноградова в Музее расчисткой икон…», см.: Лихачев Д.С. Я
вспоминаю… // Он же. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М., 1991.
С. 141. Издано также в других книгах мемуариста, но в обобщающем тексте
33 Документально эти сведения еще не получили подтверждения. Ясно, что основа собрания музея оставалась на месте. По сведениям Т.М.Кольцовой, в это время несколько десятков предметов из драгоценных металлов вывезли в Госфонд из Соловков, а также из Северного краевого музея в Архангельске.
34 Александр Николаевич Колосов. Д.С.Лихачев писал о нем: «бывший царский прокурор», «заведующий Криминологическим кабинетом» на Соловках (о кабинете см.: Резникова И. Указ. соч. Примеч. 3 на с. 18). Имя Колосова Лихачев не раз с благодарностью приводит и в других своих воспоминаниях.
35 См. выше примеч. 15. Имеется в виду: Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. I–II. СПб., 1906.
36 Икона «Спас
Нерукотворный». В левом нижнем углу, видимо, поновленная надпись: «7184 го
писал Симон Ушаков со
учеником».
37 Ср.:
Лихачев Д.С. Личное свидетельство. С. 5. Так опровергалась дата 16 апреля
38 А.И.Анисимов осуществлял научное руководство работой реставраторов, ведущим мастером являлся Г.О.Чириков. Поэма М.А.Волошина, посвященная Анисимову (1929), до конца 1980-х гг. была известна лишь по спискам. Приведем фрагмент: «Посыл — А.И.Анисимову. Верный страж и ревностный блюститель / Матушки Владимирской, — тебе — / Два ключа: златой — в Ее обитель, / Ржавый — к нашей горестной судьбе».
39 А.И.Анисимов был официальным экспертом. Эта деятельность не выходила за пределы принятой в то время практики.
40 Мемуарист прав, хотя А.И.Анисимову инкриминировали и другие «грехи».
41 Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет». С. 51–54. Близкий вариант текста см.: Он же. Избранное: Воспоминания. С. 271–276.
42 См.: Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920–1930 годы: по материалам архивов. М., 2000. С. 239; Она же. Александр Иванович Анисимов (1877–1937). М., 2000. С. 23.
43 Чирков Ю.И. А было всё
так… / Предисл. А.Приставкина. М., 1991. С. 13, 131.
Ю.И.Чирков (1919–1988) был арестован в
44 Все
деревянные детали иконостаса
45 Иконостас имел три основных ряда, четвертый — дополнительный и трехчастное навершие, которое мемуарист мог легко принять за пятый ряд, см.: Там же. Почти все древние иконы находились под записями, что объясняет сомнение в их древности.
46 Сень хранится в фондах Соловецкого музея-заповедника, см.: Кольцова Т.М.
Историческая справка… Л. 16–17.
47 Чирков Ю.И. Указ. соч. С. 131, 132.
48 Там же.
49 Примечания Д.С.Лихачева приведены далее как основной текст, угловые скобки с номерами и указаниями места примечаний на плане-схеме введены нами. Явные описки исправлены без оговорок. Подписи соотнесены с местами расположения музейных экспонатов. Западная часть храма была пристроена к первоначальной церкви в XVII–XIX вв., в верхней зоне (на уровне хор) это пространство имело три очень крупных полукруглых окна на всех трех фасадах, но рабочее место А.И.Анисимова могло находиться только на небольшой площадке хор у окна, смотревшего на запад, в сторону моря. Полагаем, что там всегда было холодно — утеплить такие окна едва ли было возможно.
50 Д.И.Абрамович
(1873–1955) — филолог-славист, палеограф, источниковед,
член-корреспондент РАН с
51 Чтение этого слова предположительное.
52 О.Э.Браз
(1873–1936) — академик Императорской академии художеств с
53 Общая площадь церкви —
54 Здесь и далее произведения, которые не удается точно идентифицировать, отмечены звездочкой.
55 См. примеч. 18.
56 В МГОМЗ хранятся десять икон праздничного ряда конца XVI в., написанных Федором Трифоновым из Каргополя: Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982. С. 56, ил. 45–54; Щенникова Л.А. Вопросы изучения соловецких икон XVI–XVII вв. // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 269, 272–274.
57 Не ясно, какая икона имеется в виду, т.к. в МГОМЗ хранятся иконы «Онуфрий Великий» 1670-х гг. и «Онуфрий Великий в житии» первой четверти XVIII в. Мнения исследователей о первоначальном местонахождении этих икон расходятся.
58 См. примеч. 29.
59 Возможно, что имеются в виду фонари, указанные в: Мартынов А.Я., Сошина А.А. Указ. соч. С. 302.
60 См. примеч. 15.
61 По-видимому, это икона, созданная неизвестным иконописцем, см. примеч. 14.
62 См. примеч. 36.
63 Никольский В.П. Иконографическое собрание… С. 49.
Список сокращений
ГМИР — Государственный музей истории религии.
МГОМЗ — Московский государственный объединенный музей-заповедник (бывш. ГМЗ «Коломенское»).
ПКНО — Памятники культуры. Новые открытия.