Примечания

1 Литература вопроса обширна, укажем несколько основных публикаций главным образом последних лет, см. в них также библиографию: Мартынов А.Я., Сошина А.А. Музей Соловков как материализованная память о соловецких лагерях особого назначения // Русское подвижничество: Сб. статей / Сост. Т.Б.Князевская. М., 1996. С. 301–309; Соловецкий монастырь: Из архива архитектора-реставратора П.Д.Барановского / Сост. В.А.Буров, У.А.Черновол. М., 2000. Т. 1; Тутова Т.А. История поступления Соловецкого собрания в Оружейную палату // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. С. 10–42; Сошина А. Музей Соловецкого общества краеведения (1925–1937 гг.) // Соловецкое море. Ист.-лит. альманах. 2004. № 3. С. 130.

2 Сошина А. Указ. соч. С. 131–132. 

3 Там же. С. 133. Пока нет сведений о том, как долго эти экспозиции просуществовали.

4 Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет» // Наше наследие (далее — НН). 1993. № 26. С. 55.

5 Лихачев Д.С. Соловки. Записки // Он же. Статьи ранних лет. Тверь, 1993. С. 35–36.

6 Лихачев Д.С. Соловецкие записи. 1928–1930 // Он же. Статьи ранних лет. Тверь, 1993. С. 33.

7 Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет». С. 51. Во многих воспоминаниях соловчан читаем, что собор выгорел, что там не было икон и т.д., — это ошибка; ср.: Он же. Соловки. Записки. С. 33. Кроме того, в музее было тепло.

8 Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 2004. Переиздавалось неоднократно. На  обороте страниц копии книги Д.С.Лихачев в 1988 г. сделал несколько рукописных поправок. Так, на с. 269 читаем: «Вечная путаница у автора: не Преображенский собор, а Троицкая церковь, вплотную построенная с одним общим входом». Эту копию книги с автографом Ю.А.Бродский передал в Фонд имени Д.С.Лихачева (СПб.).

9 Никонов (Смородин) М. Красная каторга. (Записки соловчанина). София, 1938. Книга издана по старому правописанию, которое в цитатах изменено нами.

10 В галерее крепостной стены были размещены старинные предметы из металла, дерева, оружие и природные коллекции, см.: Сошина А. Указ. соч. С. 134.

11 Благовещенская церковь (1596–1600) над Святыми воротами (устроены в западной стене крепости, обращенной к бухте), небольшая «домовая» церковь настоятеля, к ней примыкали два корпуса. Церковь бесстолпная, безапсидная, перекрыта сомкнутым сводом, который венчает глухой барабан с куполом; перестраивалась в XVII–XIX вв., см.: Кольцова Т.М. Историческая справка «Интерьер Благовещенской церкви». Соловки, 1981. Рукопись (благодарю автора, познакомившего нас с текстом); Она же. Интерьер Благовещенской церкви Соловецкого монастыря // Изв. Вологодского общества изучения Северного края. Вологда, 1999. Вып. VII. С. 61–67; Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках: История, архитектура, оформление храмовых интерьеров. Ярославль, 2000. С. 107–124, 178; Кольцова Т.М. Иконы Соловецкого монастыря // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: Каталог / Сост. Т.М.Кольцова. М., 2006. С. 17–18.

12 В древнерусских письменных источниках «Царскими вратами» назывались главные двери храма, а ведущие в алтарь —  райскими или святыми.

13 Вопрос о том, какие из поздних, не дошедших до нас рак имеются в виду, не ясен, т.к. в XIX в. они переделывались несколько раз, см.: Соколова И.М. О резных раках соловецких чудотворцев // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. Сб. статей / Ред.-сост. А.В.Рындина. М., 1991. С. 83. До закрытия тюрьмы в 1939 г. мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа хранились в алтаре Благовещенской церкви, см.: Волков О.Г. Соловецкий лагерь особого назначения // Воспоминания соловецких узников /  Отв. ред. иерей В.Умнягин; Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. муж. монастырь, 2013. [Т. 1]. С. 35. Позднее мощи находились в ГМИР, ныне вновь покоятся в Благовещенской церкви. 

14 Описана икона «Богоматерь Неопалимая Купина», хотя часть деталей мемуарист не разглядел из-за записей и недостаточного освещения или забыл. Икона из местного ряда главного иконостаса Преображенского собора, конец XVI в., 164Ч135, вывезена в 1939 г., ныне в МГОМЗ, см.: Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI–XIX веков. Московский государственный объединенный музей-заповедник. М., 2010. Кат. 2. Соловчане могли получить сведения об этой иконе по: Никольский В.П. Иконографическое собрание Соловецкого музея // Соловецкие острова. 1926. № 2–3. С. 146; Он же. Обозрение отдела христианских древностей музея СОК. Отд. I: Иконы. Соловки, 1927. С. 54. (Материалы СОК. Вып. 11).

15 Полагаем, что это неточное описание иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная» из того же ряда иконостаса, 1560-е гг., Московская школа, 140Ч92, вывезена в 1939 г., ныне в МГОМЗ, см.: Полякова О.А. Указ. соч. Кат. 1; а также: Никольский В.П. Иконографическое собрание... С. 146–147; Он же. Обозрение отдела… С. 54–55.

16 П.И.Калнышевский (1691–1803), арестован в 1775 г. и вскоре стал узником на Соловках; известны его прижизненные иконы, канонизирован Украинской Православной церковью Московского патриархата в 2014 г.

17 Ковчег с мощами св. Германа не упомянут в: Иванов А.П. Памятники соловецкой древности до XVII века // Соловецкие острова. 1926. № 2–3. С. 131. Статья эта — краткий обзор памятников, взятых на учет музеем СОАОК, ее автор арестован в 1924 г.; антирелигиозный лектор, заведующий историко-археологическим отделом музея, председатель комиссии по вскрытию мощей святых Зосимы и Савватия, см. о нем, например: Резникова И. Православие на Соловках: материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. Примеч. 14 на с. 85–86.

18 Кийский крест сделан по заказу патриарха Никона для Кий-островского Крестного монастыря. Крест-реликварий изготовлен из кипариса в Палестине в меру креста Христова (310Ч192), его декоративное оформление завершено в России; согласно надписи на подножии освящен 1 августа 1656 г.; стал образцом для многих копий. С обеих сторон креста в него вложено более 300 святынь; большинство частиц мощей восточнохристианских и русских святых находятся под 104 серебряными пластинами, а 14 камней с мест библейских событий обрамлены восьмиконечными звездами; в центре креста раньше находились два серебряных ковчежца с частью Ризы Христовой, частицей Животворящего Креста и другими реликвиями. Крест украшен пятью (ранее шестью) малыми афонскими деревянными крестами и резьбой с клеймами праздников и евангелистов. Художественная программа креста не имеет аналогов, он считался главной святыней своего монастыря и пользовался большим почитанием в царской семье.

В начале 1920-х гг. крест был передан в музей в Соловках, после вывоза оттуда хранился в фондах ГИМ, с 1991 г. находится в церкви преп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.  

19 В музее были скульптуры «Христос в темнице», см., например, кадры фильма 1927–1928 гг. «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)»; Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого Назначения. М., 2008. С. 295; см. ниже план-схему Д.С.Лихачева.

20 Возможно, это «Распятие в духе Боровиковского», см. план-схему Д.С.Лихачева.

21 Никонов (Смородин) М. Указ. соч. С. 135–137. Ср. иную версию сходного текста: Бродский Ю.А. Указ. соч. С. 295. 

22 Наиболее детальную краткую биографию А.И.Анисимова и подробную историографическую сводку см.: Кызласова И.Л. Новые материалы к биографии А.И.Анисимова: Москва, Ярославль, Кострома // Новгородский архивный вестник. Великий Новгород, 2013. Вып. 11. С. 109–132.

23 Н.Н.Виноградов (1876–1938, расстрелян), осужден в 1926 г., по-видимому за кражи из музеев и архивов, на три года лагерей (Соловки), но освобожден примерно в конце 1927 г., остался работать как вольнонаемный, был сотрудником ОГПУ, заведующим музея и ученым секретарем СОК. Весной 1932 г., когда музей был частично разорен, уехал в Петрозаводск, работал в Карельском НИИ, арестован в 1937 г., см.: Сизинцева Л.И. Николай Виноградов: парадоксы судьбы // Русское подвижничество: Сб. статей / Сост. Т.Б.Князевская. М., 1996. С. 383–387; Бродский Ю.А. Указ. соч. С. 287; Сошина А. Указ. соч. С. 136–137. Также о нем: «блестящий исследователь-универсал» (Сизинцева Л.И. Указ. соч. С. 383); «замечательный человек и ученый» (Лихачев Д.С. Личное свидетельство // Советская культура. 1990. 19 мая. С. 5). 

24 Распечатка рабочей записи комментария Д.С.Лихачева к фильму «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы» М.Голдовской, по сценарию В.Листова и Д.Чуковского (Мосфильм, 1988 г.). Рукопись из архива Ю.А.Бродского (л. 14–15, конец первой кассеты), которому мы приносим искреннюю благодарность за возможность познакомиться с нею.

25 Напрестольная сень Преображенского собора 1677 г. работы северных резчиков, ныне в МГОМЗ, см.: Левина Т.В. Напрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С. 123–130. (Материалы и исследования / Федерал. гос. учреждение «Московский Кремль». Вып. 17).

26 «В ж. “Соловецкие острова” (1926, № 2–3) напечатана статья В.Никольского “Иконографическое собрание Соловецкого монастыря”. Из нее ясно: в алтаре Благовещенского собора <…> было более 500 икон» (Лихачев Д.С. Избранное: Воспоминания. СПб., 1997. С. 264). Ср. также: «...в алтарной комнате сосредоточено до 500 экспонатов, имеющих наибольшую ценность» (Иванов А.П. Указ. соч. С. 131). Трудно объяснить размещение столь значительного числа икон в небольшой апсиде (7,5Ч5 м), если иметь в виду, что они были развешаны по стенам и находились только в одной, пусть и вместительной, витрине (см. план-схему Д.С.Лихачева). Здесь же стояла старинная печь-голландка, а в восточной стене было три окна. Реальность приведенной цифры объяснила Т.М.Кольцова: южная стена апсиды занята высоким и глубоким дубовым шкафом с полками — центральная его часть явно использовалась как витрина. Кроме того, иконостас был зашит с алтарной стороны и даже сейчас представляет собой деревянную стенку, которая также, скорее всего, использовалась для музейной развески.

27 Икона типа «Богоматери Корсунской», аналойного размера, явленная в начале XVII в. в 14 верстах от Соловецкого кремля на сосне, написана мастером московской школы, с «хорошего оригинала» «византийской школы», см.: Никольский В.П. Иконографическое собрание... С. 147; почти то же, см.: Он же. Обозрение отдела... С. 55. Заключенные могли прочитать, что ранее икона находилась в Преображенском соборе, в пристолпном иконостасе 1830 г., под резным балдахином, но одновременно (!), что икона хранится в церкви-музее, см.: Иванов А.П. Указ. соч. С. 130, 132. Сосновская икона считается утраченной.

28 Икона «Богоматерь Умиление», середина XVI в., 47,5Ч37,7, Московская школа.; на обороте поздняя надпись, вероятно, повторяющая древнюю: «Моление игумена Филиппа»; следы крепления басменного оклада и венцов, при реставрации сняты три слоя записей; вывезена в 1939 г.; ГИМ. См.: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 167 (черно-бел. ил.) (то же в изд.: СПб., 1891. Т. 7. Кн. 2); Кызласова И.Л. Русская икона ХIV–ХVI веков. Государственный Исторический музей, Москва. Л., 1988. Табл. 48, 49 (цв.); Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: Каталог. С. 314, 315; Макарий (Веретенников), архимандрит. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006 (раздел «Иконы святителя Филиппа»). Икона долго хранилась в Преображенском соборе монастыря. Иногда икону называют «Словенской» (и совсем неточно «Славенской»), но та была явлена уже в 1628 г. Д.С.Лихачев взял из статьи В.П.Никольского 1926 г. название иконы и ее размеры, см.: Никольский В.П. Иконографическое собрание… С. 146.

29 Уникальные царские врата 1633 г., воссоздающие очень сложный по формам своих деталей глубокий перспективный портал (с сенью и коруной), покрытый растительным орнаментом, выполненный плоскорельефной резьбой по дереву. Сведения о вкладчике и резчике содержатся в надписи на столбцах врат. Булатников был постриженником Соловецкого монастыря, откуда в 1622 г. переведен в Троице-Сергиев монастырь. В 1633 г. он дал вкладом двое царских врат, см.: Кольцова Т.М. Историческая справка… Л. 61; Левина Т.В., Кольцова Т.М. Деревянные резные врата 1633 г. мастера Льва Иванова // ПКНО. Ежегодник 1993. М., 1994. С. 299–307. 

30 О «постепенном закрытии» музея с 1932 г. см.: Резникова И. Указ. соч. Примеч. 2 на с. 19. Царские врата хранятся в МГОМЗ, см. предыдущее примеч. 

31 Вскрытие состоялось в конце сентября 1925 г., см., например: Резникова И. Указ. соч. С. 21.

32 Ср.: «Появился в нашей камере и А.И.Анисимов, занимавшийся под покровительством Николая Николаевича Виноградова в Музее расчисткой икон…», см.: Лихачев Д.С. Я вспоминаю… // Он же. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М., 1991. С. 141. Издано также в других книгах мемуариста, но в обобщающем тексте 2006 г. имени А.И.Анисимова нет, см.: Лихачев Д.С. Воспоминания. М., 2006. Т. 2.

33 Документально эти сведения еще не получили подтверждения. Ясно, что основа собрания музея оставалась на месте. По сведениям Т.М.Кольцовой, в это время несколько десятков предметов из драгоценных металлов вывезли в Госфонд из Соловков, а также из Северного краевого музея в Архангельске.

34 Александр Николаевич Колосов. Д.С.Лихачев писал о нем: «бывший царский прокурор», «заведующий Криминологическим кабинетом» на Соловках (о кабинете см.: Резникова И. Указ. соч. Примеч. 3 на с. 18). Имя Колосова Лихачев не раз с благодарностью приводит и в других своих воспоминаниях. 

35 См. выше примеч. 15. Имеется в виду: Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. I–II. СПб., 1906.

36 Икона «Спас Нерукотворный». В левом нижнем углу, видимо, поновленная надпись: «7184 го писал Симон Ушаков со учеником». 1676 г. 53,5Ч42,7. ГИМ, см.: Симон Ушаков — царский изограф. [Каталог выставки] / ГТГ; Музей Русской иконы. М., 2015. Кат. № 36 (автор Л.А.Корнюкова).

37 Ср.: Лихачев Д.С. Личное свидетельство. С. 5. Так опровергалась дата 16 апреля 1931 г., указанная в характеристике, составленной на Анисимова в лагере, см.: Бродский Ю.А. Указ. соч. С. 301.

38 А.И.Анисимов осуществлял научное руководство работой реставраторов, ведущим мастером являлся Г.О.Чириков. Поэма М.А.Волошина, посвященная Анисимову (1929), до конца 1980-х гг. была известна лишь по спискам. Приведем фрагмент: «Посыл — А.И.Анисимову. Верный страж и ревностный блюститель / Матушки Владимирской, — тебе — / Два ключа: златой — в Ее обитель, / Ржавый — к нашей горестной судьбе».

39 А.И.Анисимов был официальным экспертом. Эта деятельность не выходила за пределы принятой в то время практики.

40 Мемуарист прав, хотя А.И.Анисимову инкриминировали и другие «грехи».

41 Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет». С. 51–54. Близкий вариант текста см.: Он же. Избранное: Воспоминания. С. 271–276.

42 См.: Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920–1930 годы: по материалам архивов. М., 2000. С. 239; Она же. Александр Иванович Анисимов (1877–1937). М., 2000. С. 23.

43 Чирков Ю.И. А было всё так… / Предисл. А.Приставкина. М., 1991. С. 13, 131. Ю.И.Чирков (1919–1988) был арестован в 1935 г. в пятнадцать лет, на Соловках (в конце срока в Соловецкой тюрьме) находился до июля 1938 г., некоторое время работал в библиотеке и хранилище редких книг; переведен в Ухтижемлаг, позднее в ссылке; метеоролог, профессор.

44 Все деревянные детали иконостаса 1882 г. были покрыты лепным позолоченным левкасом со стилизованными под резьбу врат 1633 г. узорами. 

45 Иконостас имел три основных ряда, четвертый — дополнительный и трехчастное навершие, которое мемуарист мог легко принять за пятый ряд, см.: Там же. Почти все древние иконы находились под записями, что объясняет сомнение в их древности.

46 Сень хранится в фондах Соловецкого музея-заповедника, см.: Кольцова Т.М.

Историческая справка… Л. 16–17.

47 Чирков Ю.И. Указ. соч. С. 131, 132. 

48 Там же.

49 Примечания Д.С.Лихачева приведены далее как основной текст, угловые скобки с номерами и указаниями места примечаний на плане-схеме введены нами. Явные описки исправлены без оговорок. Подписи соотнесены с местами расположения музейных экспонатов. Западная часть храма была пристроена к первоначальной церкви в XVII–XIX вв., в верхней зоне (на уровне хор) это пространство имело три очень крупных полукруглых окна на всех трех фасадах, но рабочее место А.И.Анисимова могло находиться только на небольшой площадке хор у окна, смотревшего на запад, в сторону моря. Полагаем, что там всегда было холодно — утеплить такие окна едва ли было возможно.

50 Д.И.Абрамович (1873–1955) — филолог-славист, палеограф, источниковед, член-корреспондент РАН с 1921 г.; арестован в 1927 г., на Соловках, видимо, с 1928 г., пробыл в заключении пять лет. У него Д.С.Лихачев писал «дипломную работу по повестям о патриархе Никоне», см.: Лихачев Д.С. «Беседы прежних лет». С. 53.

51 Чтение этого слова предположительное.

52 О.Э.Браз (1873–1936) — академик Императорской академии художеств с 1914 г., известный педагог, сотрудник Эрмитажа, коллекционер, член «Мира искусства»; арестован в 1924 г., получил три года лагерей, отбывал их на Соловках, где какое-то время работал в музее, в январе 1926 г. часть срока ему была заменена ссылкой в Новгород, в конце того же года вернулся в Ленинград, эмигрировал в 1928 г. Д.С.Лихачев не раз писал о нем. Сейчас известны только четыре акварели с видами Соловков, см.: Бродский Ю.А. Указ. соч. С. 260–261, 300; Басова М.В. Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии. М., 2006. С. 290–291; Кызласова И.Л. О Соловецком монастыре, художнике Осипе Бразе и искусствоведе Александре Анисимове // Вестн. ПСТГУ. Сер. V. 2010. № 3. С. 112–129.

53 Общая площадь церкви — 102 м2. В 1926 г. здесь находились «половина каменного колокола времен Зосимы <…> било железное, в которое по преданию клепал сам Зосима <…> Возглавие Филиппа из дикого темного камня длиною 9 вершков» (Иванов А.П. Указ. соч. С. 131).

54 Здесь и далее произведения, которые не удается точно идентифицировать, отмечены звездочкой.

55 См.  примеч. 18.

56 В МГОМЗ хранятся десять икон праздничного ряда конца XVI в., написанных Федором Трифоновым из Каргополя: Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982. С. 56, ил. 45–54; Щенникова Л.А. Вопросы изучения соловецких икон XVI–XVII вв. // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 269, 272–274.

57 Не ясно, какая икона имеется в виду, т.к. в МГОМЗ хранятся иконы «Онуфрий Великий» 1670-х гг. и «Онуфрий Великий в житии» первой четверти XVIII в. Мнения исследователей о первоначальном местонахождении этих икон расходятся.  

58 См. примеч. 29.

59 Возможно, что имеются в виду фонари, указанные в: Мартынов А.Я., Сошина А.А. Указ. соч. С. 302.

60 См. примеч. 15.

61 По-видимому, это икона, созданная неизвестным иконописцем, см. примеч. 14.

62 См. примеч. 36.

63 Никольский В.П. Иконографическое собрание… С. 49.

 

Список сокращений

ГМИР — Государственный музей истории религии.

МГОМЗ — Московский государственный объединенный музей-заповедник (бывш. ГМЗ «Коломенское»).

ПКНО — Памятники культуры. Новые открытия.