Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 99 2011

Одной из важных особенностей творчества Медведева является поиск иконографического организующего начала

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Михаил Красилин

 

Пейзаж – интерьер – натюрморт

 

Мне всегда нравилось, как работает Сергей Медведев, с его настойчивостью, устремленностью, самоограничением. Идет как бы процесс «очищения», Сергей Медведев любит «убирать». На холсте остается самое для него необходимое, самое нужное. Можно было бы упрекнуть художника в рационализме, но нет, не получается. В наше время всеобщего разгула серьезные, спокойные, выверенные работы его убеждают. Радует его вера в вертикаль. Он любит предмет, но цвет в его работах развивается как бы сам собой, и в этом есть какая-то интрига.

Илларион Голицын. Из откликов на выставку

 

Одной из важных особенностей творчества Медведева является поиск иконографического организующего начала. Обращаясь к его работам, можно сказать, что он в осуществлении искомого идет от общего к частному. Выстраивается интересная цепочка, ведущая к вполне определенному самоограничению – пейзаж – интерьер – натюрморт внутри интерьера – предмет. В каждом звене свой иконографический уклад. Что будет дальше? А пока … «Когда выстраивается иконография, тогда я могу «поиграть». То есть заняться углублением медитативного начала своих картин и их живописного содержания.

Работы первого периода посвящены теме леса, отнюдь не в шишкинском понимании этого слова. Вертикали стволов, образующие подобие чащи, как бы втягивают зрителя в некое условное пространство. Постепенно разрабатывая эти пейзажные элементы, художник вычленяет с их помощью некий лесной интерьер. Если «Тропинка в лесу» (1990–1993) превращает лес в некий торжественный портал, ведущий к Свету в глобальном значении этого слова, то уже в «Березах на склоне» (1991) появилась тенденция к замкнутости пространства, выявлению интерьерности самого пейзажа. И, наконец, в «Трех березах II» (1994) замкнутое пространство раскрылось на зрителя. Художник исчерпал возможности «лесных» композиций. Он как-то заметил: «Рисую, рисую и не могу понять в чем дело. Дошло! – пейзажная глубина пространства мне мешает». Его исследования сосредоточились на выявлении конструктивных и живописных возможностей интерьера как такового.

Осваивая новое пространство, Медведев вновь ищет в нем ограничительные мотивы. Изображенные им части комнат поражают своей отрешенной аскетичностью, которая в какой-то степени преодолевается колористической разработкой в рамках чисто медведевского «мохнатого» рисунка, вносящего невольное лирическое начало. Рафинированная чистота комнатных пространств, нарушаемая лишь некоторыми предельно необходимыми бытовыми предметами – стол, стул - отсылают нас к японской стилистике, определяемой характерной взвешенностью пространства и находящегося в нем предмета и художественно осмысленной простотой. Внимание художника постепенно фокусируется на более мелких деталях, образующих в том или ином месте маленькой комнаты изысканно построенный натюрморт.

По словам художника «то, что лежало на столе вытеснило интерьер». Эта интересная мысль находит подтверждение в исключительно плодотворном обращении художника к этому жанру. Медведев методично совершенствует иконографическую схему, добиваясь однозначной выразительности создаваемого образа. Он пристрастен в отборе предметов, их расположении. Концептуальная сторона вопроса явно доминирует над эмоциональной. Последняя становится ощутимой, только когда картина начинает жить самостоятельной жизнью. Автор деликатно разрабатывает соотношение живописных масс и света. Здесь уместно вспомнить строки японского поэта Кёси, нередко цитируемые Медведевым: «Ставлю вещи на свет / И смотрю как рождаются тени / В полдень осенний…». Компактно соединенные предметы образуют некое знаковое сообщество. Они словно сохраняют или скрывает нечто потаенное. Цвет фона задает общую тональность картине. Напряженно красный в «Неоконченном натюрморте» (2005), желтый в «Корзине и ракушке» (1999), бело-серебристый в «Керосиновой лампе и ракушке».

Постепенно внимание художника все больше сосредотачивается на каком-либо одном предмете. «Предмет членит пространство на какие-то зоны. И свет в них играет по-разному» - комментирует Медведев. Остальные словно отдвигаются на второй план. Сам объект как бы освобождается от плоти. Его форма угадывается в белом цвете грунта холста, как это можно видеть в ряде натюрмортов с сухой головкой мака. Его растворяет свет. В картине все сильнее выявляется медитативное начало. Натюрморту незаметно становятся свойственны особенности алтаря. Реалии изображенных элементов все более приобретают отвлеченный характер. Натура провоцирует художника к изображению не столько самого предмета, сколько импульса от него. Произведение становится завершенным, когда найдено равновесие между тональностью фона, композиционной конструкцией объекта, колористической разработкой, светом, воссозданным живописными средствами. И, в конечном итоге, от картины начинает исходить та неуловимая и словами неопределяемая аура, которая присуща только искусству Сергея Медведева.

 

Искусство Сергея Медведева – это служение. Ежедневное, многолетнее, тихое и упорное. Его врожденный эстетизм давно превратился в аскетизм и, без всякого «изма», в аскезу. Многие годы только четыре стены маленькой кельи-мастерской. Один и тот же чайный стакан и ложка к нему, одни и те же предметы-модели, которые давно забыли, чем (или кем) они были изначально, и утратили всякую плоть. Предметы-идеи. Этот медведевский идеализм, его упорный уход в своем творчестве от нынешнего суетного и часто недоброго мира (а был ли он другим), парадоксальным образом нас с этим миром примиряет.

Валерий Бабин. Из откликов на выставку

Сергей Медведев

Сергей Медведев

Натюрморт из шести предметов. 2010. Картон, масло

Натюрморт из шести предметов. 2010. Картон, масло

Лампа. 2009. Холст, масло

Лампа. 2009. Холст, масло

Натюрморт с пузырьком. 2005. Картон, масло

Натюрморт с пузырьком. 2005. Картон, масло

Три предмета. 2000. Бумага, пастель

Три предмета. 2000. Бумага, пастель

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru