Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 99 2011

Ира Дешалыт

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Наталия Лаптева, Вероника Гаранина, Артур Гиваргизов, Александр Рюмин

 

Чувство таинственного

 

Просто попадаешь под обаяние работ Ирины Дешалыт. Это как с цветами в саду: красота, аромат...

В юности человек переполнен идеями. Как перевести их в зрительные образы? Не хватает техники, собственный почерк только-только формируется. Ирина очень быстро (свидетельство зрелости ее как художника) нашла «систему координат», в которой и поместила свой тонкий, серьезный и таинственный мир.

Таинственный! Кажется, Альберт Эйнштейн сказал (цитирую вольно по памяти), что самое сильное чувство, которое дано испытать человеку в жизни, — это чувство таинственного. Этим чувством наполнено пространство Ириных работ, будь то живопись станковая или книжная графика.

Есть некий хаос движущихся частиц. И у краев листа он включает в себя все, но ускользает от нашего понимания. И вот участливый взгляд художника и его магическая сила и воля заставляют этот хаос измениться, упорядочиться и приобрести конкретные черты. Цветной туман сгущается, и мы вдруг видим лица, предметы, пейзажи. Это похоже на воспоминания или сны. На воспоминания, — тем, что помнишь больше переполнявшие тебя чувства, а не вещественные подробности, именно этим они дороги, как некая коллекция чувств. На сны они похожи смазанными контурами, тем, что за обыкновенным и привычным изображением угадывается что-то ирреальное и символическое. Что-то очень важное, — разгадаешь скрытый смысл и поймешь, как жить дальше. Древние греки считали, что существует другой, подлинный мир, параллельный нашему. Он скрыт и проникнуть в него дано лишь немногим. Герою, совершающему подвиг, философу силою мысли. Наверное, способен на это и художник. В минуты творческого подъема, он видит подлинный мир и может показать его всем.

 

Наталия Лаптева

 

Многие талантливые, легко обучающиеся начинающие художники, проходя через волны влияний, далеко не сразу могут делать что-то свое. Ирина же необычно рано сформировала зрелый, свободный, логичный подход к работе, решая учебные задачи абсолютно творчески, и смогла пройти хорошую школу там, где многие ее просто не ощутили.

С учителями повезло — в полиграфическом институте ее учили Ливанов, Карнаухов и Валериус, а утонченное художественное дарование досталось от матери — прекрасного художника Софии Дешалыт.

В ее багаже множество сделанных графических проектов и несколько лет успешной работы на должности ведущего дизайнера журнала.

Ее можно узнавать по палитре — сложной и скромной, со своей убедительной символикой оттенков радости, с пониманием места и ценности каждой крупинки цвета, редкой выразительности образов в портретах и композициях.

 

Вероника Гаранина

 

Кувшин и чайник - две вещи. Кого? О ком? О чем? Кому? Кем? Смотрю на натюрморт Ирины Дешалыт и вот вспомнил слова Набокова: «Как и слова, вещи имеют свои падежи». О чем? Для меня — о светлой комнате, по которой я катался на трехколесном велосипеде, и о даче: «и сады, и пруды, и ограды». Опять цитата, стихотворение. Потому что натюрморт Ирины — тоже стихотворение. Он и задает ритм.

Портрет. Фреска стирается, пропадает, но — как масло в светильнике, сгорает и наполняет пространство теплом. Ирина Дешалыт умеет нарисовать этот особенный теплый воздух, ее портреты наполняют комнату человечностью. Мы находим близких себе людей — теплее, теплее, как в детской игре.

Узоры. Декоративные — журнальные — работы Ирины Дешалыт: техничны, изобретательны. Их интересно долго рассматривать, не устаешь от техники, не привыкаешь, интерес не ослабевает. Офисный беспорядок складывается в узор другой реальности.

Интерпретации. А есть барокко с королями и люстрами, интерпретация стиля, где Людовик 15 замечательно сочетается с модерном. Смешивание различных техник, фактуры, пластические контрасты не разваливают живописную реальность на части — это новая гармония. Ну да, сейчас у знакомой мелодии о будущем другой аккомпанемент.

 

Артур Гиваргизов

 

Акварельные реалии искусства Ирины Дешалыт, таинственные, непроявленные до конца, словно выплывающие из вязкого небытия белого пространства бумаги, способны пробудить самые разные ассоциации, прочтения и толкования. Портреты, натюрморты, композиции, иногда сделанные как диптихи и полиптихи, — все они вместе производят впечатление разрозненных эпизодов некоего масштабного замысла, который, может быть, когда-либо и предстанет единым композиционным ансамблем.

Энергичная манера письма, похожая на фресковую, решительная и размашистая, сохраняющая следы касаний кисти с бумагой, намеренно рваные, необработанные живописью края как-будто наскоро, неровно обрезанных листов — эти признаки художественной раскрепощенности и темперамента подчинены у Иры Дешалыт главной коллизии ее творчества: драматическому противоположению призрачных акварельных видений и материальной конкретики реальной жизни.

Герои ее акварелей лиричны, ранимы, внутренне сосредоточены и нежны, как, впрочем, и сама живопись, в целом монолитная, построенная на сдержанных переливах перламутровых и жемчужно-серых тонов. Ее произведения напоминают те, чудом уцелевшие осколки и самоценные фрагменты фресковых росписей, — от античных времен до русского средневековья, — испытавших на себе разрушительную силу стихийных бедствий, катастроф войны, а подчас и превращенные в руины высокомерным безразличием, но не утерявшие при этом своей художественной значимости, очарования и достоинства.

Думается, что Ирина Дешалыт наделена редким даром бытийного ощущения и видения мира как храмового пространства. Только персонажи ее повествования не библейские, а взятые из окружающего художника повседневного быта, увиденного сквозь призму подлинной изобразительной культуры и поэтической рефлексии.

 

Александр Рюмин

Ирина Дешалыт

Ирина Дешалыт

Мать и дитя. 2007. Бумага, акварель

Мать и дитя. 2007. Бумага, акварель

Автопортрет. 2002. Бумага, акварель

Автопортрет. 2002. Бумага, акварель

Папа. 2001. Бумага, акварель

Папа. 2001. Бумага, акварель

Актриса. 2002. Бумага, акварель

Актриса. 2002. Бумага, акварель

Автопортрет. 2009. Бумага, акварель, гуашь

Автопортрет. 2009. Бумага, акварель, гуашь

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru