В.Енишерлов
Исполнилось
90 лет со дня смерти Александра Блока. С ним ушла в прошлое целая эпоха русской
литературы, у истоков которой стоял А.С.Пушкин. Не случайно именно Пушкина
вспоминал Блок, когда писал в холодном и голодном Петрограде в 1921 году
стихотворение «Пушкинскому дому» и произносил речь-завещание «О назначении
поэта», где пророчески прозвучали его слова: «Мы умираем, а искусство
остается». Сорокалетний Блок умирал мучительно. Сказалась болезнь сердца,
изматывающая нервная обстановка, нехватка питания, угнетающий быт, который из
последних сил поддерживала жена — Любовь Дмитриевна, дочь великого Менделеева.
Когда Блоку стало совсем плохо, начали хлопотать о его выезде в заграничный
санаторий, но Политбюро РКП(б), от которого зависело разрешение на выезд,
поначалу отказало, затем под нажимом Луначарского и Горького вроде бы
согласилось отпустить Блока, но одного, без сопровождения, что было невозможно.
В конце концов, разрешение на выезд Любови Дмитриевны пришло из Москвы. В тот
же день Александр Блок умер в своей квартире на Офицерской улице в Петрограде.
Некоторые из
вождей Революции, среди которых есть и члены того самого Политбюро, на ком
лежит вина за гибель поэта, были запечатлены одним из талантливейших художников
левого искусства, автором классических иллюстраций к поэме «Двенадцать» Юрием
Анненковым на превосходных портретах, каждый из которых хорош сам по себе как
художественное произведение и имеет глубокий психологический подтекст. Художник
был вхож не только в богемные артистические и литературные круги Петрограда,
результатом чего явилась его знаменитая книга «Портреты» (1922 г.), но и в
высшие сферы советской политической и военной власти. Здесь следует заметить,
что в отличие от более поздних правителей нашей страны вплоть до современной
«элиты» России, власть имущие в первые послереволюционные годы искусство
понимали и знали, кому заказывать свои портреты, чтобы остаться в вечности.
Вкус и художественное чутьё у них были весьма не плохи.
На
портреты, созданные Анненковым в 1920-х годах, мы смотрим сейчас как на высшие
образцы искусства XX века, поражаясь мастерству
художника. Анненков рисовал В.И.Ленина в Кремле, Л.Д.Троцкого в его резиденции
в подмосковном Архангельском, его заместителя Э.М.Склянского в Реввоенсовете и
т.д. У многих из тех, кого мы видим на этих портретах — фанатичных борцов,
«рыцарей революции» — руки в крови русской аристократии, интеллигенции,
крестьянства. Они безжалостно уничтожали лучших людей России во имя достижения
своих политических целей. Но и их самих не миновала трагическая судьба. Почти
всех, кого изобразил на этих портретах Юрий Анненков, перемололо красное колесо
сталинского террора, а сам художник, близкий к Троцкому и видным военным успел
скрыться в эмиграции. Он долго жил и работал во Франции, подвизался в самых
разных жанрах изобразительного искусства, но ничего лучшего, чем портреты,
созданные им в России в начале 20-х годов и иллюстраций к «Двенадцати» не вышло
из его парижской мастерской. Но если бы он остался в Советской России, то,
безусловно, был бы уничтожен НКВД, как десять из тринадцати им изображенных для
этого альбома деятелей коммунистической партии, обвиненных в в причастности к
«право-троцкистской» оппозиции», «заговору военных» и т.п. Из тех, кого писал
Анненков, в живых остались лишь забытый сейчас коминтерновец, индус М.Рой,
уехавший в Индию, где стал видным философом-материалистом, А.В.Луначарский,
попавший в опалу, и высланный Сталиным полпредом в Испанию, куда, не доехав,
умер и К.Е.Ворошилов, чья долгая жизнь нам слишком известна.
Литографированные
портреты деятелей большевистской партии, руководителей Советского правительства
и Красной Армии вошли в роскошный альбом Ю.Анненкова «Семнадцать портретов»
(1926 г.), прекрасно отпечатанный ГИЗом. В нем два портрета Л.Троцкого, четыре
портрета «хозяина» Петрограда Г.Зиновьева, а также портреты Л.Каменева, Вс.
Мейерхольда, К.Радека, В.Антонова-Овсеенко, Э.Склянского, В.Зофа, Н.Муралова,
А.Енукидзе, К.Ворошилова, М.Роя и А. Луначарского. В своих мемуарах «Дневник
моих встреч. Цикл трагедий» Анненков писал о судьбе этого альбома: « В 1928
году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по
приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и
предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К.Ворошилова, ставшего
сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий
был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме,
Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных
обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян
<…>. Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже через
советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим
знакомым. Пятый сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году сразу же после
десталинизации приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за
него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».Юрий Анненков,
находившийся в расцвете своего таланта, когда создавались эти портреты, был не
только большим мастером, психологом, но и провидцем. Вглядитесь, например, в
портреты Вс. Мейерхольда и К.Радека. Разве не лежит на этих лицах печать
судьбы, каким-то чудом уловленная Анненковым? А как задумчиво-грустно глядит с
листа эстет и эрудит А.В.Луначарский, несмотря ни на что остающийся лучшим
министром культуры и просвещения в советское и постсоветское время.
Коротко
о тех, кто изображен на портретах:
Троцкий
Лев Давидович (8
ноября 1879 — убит по приказу Сталина в Мексике 21 августа 1940) — Нарком по
военным и морским делам, Председатель Революционного военного совета РСФСР
(СССР). Член Политбюро РКП(б) в 1919-1926 гг.
Зиновьев
Григорий Евсеевич (23
сентября 1833 — расстрелян 25 августа 1936 в Москве) — Председатель
Петроградского (Ленинградского) Совета, Председатель Исполкома Коминтерна. В
1912–1926 гг. член Политбюро РКП(б).
Каменев
Лев Борисович (18
июля 1883 — расстрелян 25 августа 1936) — Член Политбюро РКП(б), заместитель
Председателя СНК РСФСР (СССР) и СТО РСФСР (СССР).
Радек
Карл Бернгардович (31
октября 1885 — убит в тюрьме в Верхнеуральске 19 мая 1939) — Член ЦК РКП(б),
член Исполкома Коминтерна, публицист, сотрудник газет «Правда» и «Известия».
Склянский
Эфраим Маркович (12
августа 1885 — погиб в США при загадочных обстоятельствах. Видимо, по приказу
Сталина был убит во время катания на лодке по озеру Эдион в штате Нью-Йорк 27
августа 1925). Ближайший сотрудник Л.Д.Троцкого, заместитель Председателя
Реввоенсовета РСФСР, Председатель «Армторга».
Муралов
Николай Иванович (1877
— расстрелян в Москве 1 февраля 1937) — Командующий войсками Московского
военного округа, Северо-Кавказского военного округа, ректор
сельско-хозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, член ЦК ВКП(б).
Антонов-Овсеенко
Владимир Александрович
(21 марта 1883 — расстрелян в Бутырской тюрьме 10 февраля 1938) — Начальник
Политуправления РВС СССР, дипломат, публицист.
Енукидзе
Авель Софронович (19
мая 1877 — расстрелян 30 октября 1937) — Член ВЦИК, секретарь ЦИК СССР. Был
обвинен как одна из ключевых фигур заговора военных.
Зоф
Вячеслав Иванович (декабрь
1889, Волынская губерния — расстрелян 20 июня 1937 на Бутовском полигоне). Член
Реввоенсовета Балтийского флота и Комитета обороны Ленинграда, комиссар при
командующем Морскими силами СССР, член Реввоенсовета СССР.
Рой
Манабендра (21
марта 1887 — 25 января 1954) — Индийский коммунист, член Исполкома Коминтерна,
крупнейший индийский философ-материалист.
Ворошилов
Климент Ефремович (4
февраля 1881 — 2 декабря 1969, Москва) — Советский партийный, военный и
государственный деятель. Один из первых маршалов СССР.
Луначарский
Анатолий Васильевич
(23 ноября 1875 — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — Активный участник
Октябрьской революции 1917 года, первый нарком просвещения РСФСР, писатель,
публицист, драматург, критик, искусствовед, академик АН СССР. Умер в Ментоне по
пути в Испанию, куда был назначен Полпредом СССР. Похоронен на Красной площади
в Кремлевской стене.
Мейерхольд
Всеволод Эмильевич
(9 февраля 1874 — расстрелян 2 февраля 1940 в Бутырской тюрьме) — Театральный
режиссер, актер, реформатор русского театра. После революции один из
руководителей ТЕО Наркомпроса. Народный артист РСФСР. Член РКП(б).
Художественный руководитель Московского театра революции, Театра им.
Мейерхольда.
Эта
папка с семнадцатью портретами видных большевиков более чем уникум. Она
хранится в известном библиофильском собрании А.А. и С.А. Венгеровых, с
готовностью предоставивших единственный сохранившийся в России экземпляр
альбома для публикации и выставки в журнале «Наше наследие», приуроченной к
90-летию смерти А.А.Блока. Из семнадцати портретов, собранных в папке-альбоме,
мы публикуем тринадцать, считая возможным представить по одному изображению
каждого персонажа. Мы также печатаем статью об анненковском портретном цикле,
принадлежащую перу А.В.Луначарского. Как и портреты, которые анализирует
нарком, сейчас она практически неизвестна. В блестящем, кратком и выразительном
тексте Луначарского, интеллектуала и умницы, соединяется талант
критика-искусствоведа, стилиста, аналитика пластического языка художника и
мироощущение красного царедворца, каким тоже был нарком. Но сама статья вполне
адекватна предмету анализа и раскрывает неожиданные черты и тенденции в
виртуозной портретной графике Юрия Анненкова.