Галерея журнала «Наше наследие»
Вероника Гаранина, Александр
Антонов, Евгений Казарянц
Драгоценные тела кукол
Осознав себя четвертым поколением семьи художников, в том
числе вторым поколением полиграфистов, поневоле задумаешься, как бы отрясти
прах и выбраться из колеи. Наталья Вельчинская сделала неожиданный и смелый
выбор «специализации» — она всерьез занялась текстильными куклами, вложив в них
замечательную рисовальную и скульптурную основу, глубокое знание материальной
культуры и истории живописи.
Если поначалу в них прочитывалось желание совершить экскурс
в литературу и историю моды, то позже возобладала пластическая стихия — куклы
разделись, слегка раздобрели и занялись акробатикой, охотой, танцами и
гладиаторскими играми.
Создав целую популяцию мощных и подвижных девушек, с
ироническим достоинством несущих свои роскошные формы, художник выработала
лаконичный стиль, сочетающий безукоризненную технику шитья с четкой
скульптурной формой.
Отказавшись от изображения черт лица и пользуясь тканью с
интенсивным рисунком, Наталья добивается нужной меры условности; этим
устраняется еще одна часто возникающая при делании кукол проблема — они не
заглядывают тебе в глаза, требуя общения, а просто живут своей жизнью и
позволяют собой любоваться.
Вероника Гаранина
Куклы Натальи Вельчинской восхитительно телесны. Эта сугубая
телесность подчеркнута второстепенностью лица. Оно — скорее уступка анатомии,
не нарушающая самодостаточности тела, его онтологического достоинства
посторонними психологическими смыслами. Позволю себе высказать мысль, что тело
— репрезентация женского. Мужское тело всегда немного комично и нуждается в
неких оправданиях. Мужское тело всегда кому-то оппонирует. Женское тело
растворяет всякую оппозицию. Драгоценные тела кукол, избавленные от протоплазмы,
отсылают нас ко времени архаичных одежд — «телесных узоров», придающих телам
магические смыслы.
Телу удалось принять единственную позу, достойную кукольной
вечности. Жест далек от повседневной тривиальности ограниченного бытия. В немом
красноречии тел содержатся знаки, которыми мы обмениваемся с ними. Эти куклы не
из детской. Погруженные в уютный нарциссизм нетленности, они изъяты из времени
и пространства банальности, где существуют назойливое любопытство и
бесцеремонность.
Александр Антонов
Наталья Вельчинская, по образованию художник-график,
неожиданно заявила себя как «кукольник», да так успешно, что стала не только
участником всевозможных выставок авторских текстильных кукол, но и обладателем
престижных премий. При этом внесла в «кукольный процесс» совершенно новые формы
и принципы. Ярко выраженное скульптурное мышление, скульптурное начало сразу
проявилось во всех ее работах, начиная с самых ранних. Куклам этой художницы
свойственна современная острая пластика, они пространственно скомпонованы и ироничны.
Благодаря мягкому материалу — текстилю, в сочетании с точной скульптурной
формой, они работают как в выставочном и музейном пространстве, так и в жилом
интерьере. Неповторимая интонация, лишенная какого бы то ни было штампа,
переводит ее работы в разряд высокохудожественных объектов искусства.
В последнее время Наталья Вельчинская перешла от одетых
(костюмных) кукол к «обнаженным» в весьма парадоксальной форме. Женская фигура
обтянута цветочной тканью, то есть обнаженное тело сплошь покрыто орнаментом,
что приглашает зрителя к соучастию в творческом процессе. Зритель вовлекается в
веселую игру, предполагающую наличие у него безудержной фантазии, чувства юмора
и эстетических наклонностей. Эти куклы-скульптуры, неожиданно раскрывающиеся в
пространстве, виртуозно выполнены технически. По существу, это новый
оригинальный жанр мягкой скульптуры.
Евгений Казарянц