Г.Р.Злобина
Неизвестный альбом фотографий
Л.Н.Толстого
История эта начиналась обыденно. В июне 1969 года сотрудница
нашего Архива Е.Н.Воробьёва была у Сергея Михайловича Чехова, чтобы
документально оформить очередной дар этой семьи. С формальностями было
покончено быстро, и вот Сергей Михайлович достаёт небольшой альбом с
фотографиями Толстого, его семьи и окружения и говорит, что «эта вещица»
принадлежит его близкому другу, который также хотел бы передать его в дар
государству. «Кто же ваш приятель?» — «Сергей Сергеевич Толстой» — скромно
сказал племянник А.П.Чехова. Немая сцена. Внук писателя, сын Сергея Львовича
Толстого, кандидат педагогических наук, специалист в области английского языка,
преподаватель Московского института международных отношений, автор мемуаров
«Как я помню Льва Николаевича, и чему он меня научил. (Воспоминания внука)»!
Вскоре Сергей Сергеевич собственноручно написал заявление о безвозмездной
передаче альбома в ЦГАЛИ СССР. Однако тогда он не рассказал историю этого
альбома — кто собирал фотографии, систематизировал, наклеивал, хранил и
передавал его потомкам, а через 5 лет, в сентябре 1974 года С.С.Толстого не
стало. Тайна осталась, но сам альбом можно рассматривать — в нём представлены
портреты писателя, изображения членов его семьи, родственников, друзей и
знакомых. Собранные в альбоме изображения (всего их ровно сорок) воссоздают
облик Толстого с 1897 по 1910 год, создают живую картину жизни писателя и
служат выразительными иллюстрациями к его биографии. Толстого снимали крупные фотографы
того времени, интересны также снимки, сделанные любителями. В данный альбом
вошли фотографии, сделанные, в частности, Софьей Андреевной Толстой и
Владимиром Григорьевичем Чертковым.
На семейных фотографиях можно увидеть Толстого в домашней
обстановке, среди своей многочисленной семьи — за обеденным столом, на скамейке
в саду, на прогулке, за неспешным разговором.
Многолетняя дружба связывала Толстого с И.Е.Репиным.
Художник подолгу гостил в Ясной Поляне. Именно здесь он создал великолепные
живописные портреты Толстого и членов его семьи. На фотографии 1908 года друзья
снялись в зале яснополянского дома, скорее всего, после одного из сеансов для
портрета «Толстой в дедовском кресле». Позировал Лев Николаевич и Паоло
Трубецкому, позировал не только в доме, но и на конной прогулке, результатом
чего стало скульптурное изображение писателя верхом. До конца своих дней любил
Толстой верховую езду, был великолепным наездником. Большая дружба связывала
Трубецкого с Л.Н. Толстым. Скульптор вызывал живейшую симпатию
писателя. По свидетельству секретаря Л.Н.Толстого — В.А.Булгакова,
«скульптор Паоло Трубецкой… принадлежал к любимцам Льва Николаевича… Он любил
его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям,
любовь к животным, вегетарианство».
В мае 1909 года Ясную Поляну посетил выдающийся биолог
И.И.Мечников — лауреат Нобелевской премии 1908 года, и В.Г.Чертков запечатлел
этот визит. Есть в альбоме фотография с А.Ф.Кони — известным юристом,
общественным деятелем и литератором; с японским писателем Токутами Рока. Именно
его перу принадлежит первая монография о Толстом, написанная на японском языке.
В июле 1906 года Рока не только посетил Ясную Поляну, но и, по любезному
приглашению Толстого, прожил там целую неделю. Пожалуй, именно это
обстоятельство сыграло главную роль в принятии японцем мировоззрения Толстого.
После возвращения на родину, Токутами решил вести «толстовский» образ жизни —
недалеко от Токио он купил землю и устроил там некоторое подобие Ясной Поляны.
У себя в усадьбе Лев Николаевич любил длительные пешие
прогулки, причём совершал их в любое время года. Образно сказал об этом
М.Горький: «Он ходит по дорогам и тропинкам скорой, спешной походкой умелого
испытателя земли и острыми глазами, от которых не скроется ни один камень и ни
единая мысль, смотрит, измеряет, сравнивает. И разбрасывает вокруг себя живые
зёрна неукротимой мысли».