Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 97 2011

Предлагаем вниманию читателей выдержки из писем Т

Из писем Татьяны Глебовой к Наталье Александровой1

 

Буду называть их Володя и Таня, так как это были наши очень близкие друзья. В 1973 году, осенью, умер Володя; Таня в марте 1983 года. Захоронены они на старом Петергофском кладбище. Володю знала давно, еще до Второй мировой войны. Это был очень сложный, интересный человек, так что вкратце о нем не расскажешь. Художники они крупные, известны за рубежом. Володя — ученик Малевича, Таня — Филонова. Были их выставки в МОСХе2 но всегда это сопровождалось трудностями. В Союзе их не любили, так как шли они в живописи своим путем — не традиционным. У них были свои принципы, свои направления, которым они следовали. Их считали «беспредметниками», «сюрреалистами» и т.п. Я не очень разбираюсь в живописи, но мне их работы нравились по краскам, форме, по непохожести на традиционную живопись.

В конце войны ходили слухи, что Володя убит. Тем неожиданнее и радостнее была наша случайная встреча в Алма-Ате, куда мы с мужем Е.В. Сперанским были посланы на гастроли с театром Образцова.

Володя разыскал нас по афишам. Там же, в Алма-Ате, мы познакомились с Таней Глебовой, тоже художником, которая была эвакуирована Союзом художников из Ленинграда. Там они поженились. Все свободное от театра время (спектакли) мы проводили вместе. После войны наша дружба продолжалась, несмотря на жизнь в разных городах. В последние годы у нас с Таней завязалась переписка. Она была не очень частой, но постоянной. Почти в каждом письме она высказывала интересные мысли о своем творчестве. Часто ее мысли касались музыки, главным образом церковной, старинной. <…> Таня, как и вся их семья — Володя, Таня, ее сестра Людмила — были религиозны. Посещали почти все службы, главным образом в церкви при Александро-Невской Лавре3

Танины письма, где почти в каждом есть ее высказывания о живописи, представляют ценность вообще, и главным образом для ее учеников. Постараюсь выписать из них наиболее интересные. Таня письма свои не датировала, так что хронология не соблюдена. Итак, вот эти выписки.

 

Наталья Александрова

 

 

1. …Написала работу: «Душа в цветущем саду у зияющей могилы». Все сад не цвел долго. Пять раз ее повторяла, наконец расцвел. Еще пишу абстракции в интерьере, много делаю рисунков по ночам, потом их в цвете днем пишу, то пастелью, то темперой, то маслом, то цветными карандашами.

2. Я напишу Вам некоторые свои размышления о живописи:

Сюжет в живописи — это только часть содержания. Содержание шире и глубже. Сюжет — это происходящие события в жизни, а содержание — это наполненность жизни, разносторонняя и не имеющая границ. Она может протекать, не ставя акцента на сюжете, заполняясь состояниями внутренними или внешними. Может включать в себя и сюжет, если это нужно. Словом, сюжет не обязательная часть содержания в живописи. Но форма и содержание не всегда слиты воедино. Если нет формы, напряженной и цельной, то нет и содержания. Если нет содержания, нет и формы — она расплывается.

Иногда в содержание и форму вплетается и сюжет. Получается крепкий сплав, не «литературный». Например, русская икона. Или сюжетная живопись, овладевшая цельностью слияния содержания и формы. Изобразительный смысл живописи теряется, если форма + содержание не преодолевают «литературность» сюжета. Все.

3. …В мастерской было так трогательно, так хорошо [прошло] чтение Жениных4 оспоминаний о Володе5!

Мне все понравилось, что он написал и как написал… настолько цельно и с глубоким чувством все прозвучало. Единственно, что хотелось бы добавить, это их веселую игру в письмах. Каждое Женино письмо ведь распечатывалось с нетерпеливым ожиданием новых возможностей остроумия. И каждый Володин ответ читался, прежде чем отослать, с не меньшим веселием6.

4. …Я побывала после Вашего отъезда на концерте «Мадригала»7 Малом зале Филармонии, где пел контртенор Евгений Аргышев программу, о которой Вы пишете. Мне очень понравилось все первое отделение, в нем только он и выступал, и пианист-клавесинист Дмитрий Гайдук. Я обратила внимание, что клавесинист играет немного грубовато, но теперь мне понятно почему — наверное, он овладеет деликатностью этого инструмента, как только будет больше на нем играть. А контртенор пел очень хорошо, и звук этого изысканного владения голосом очень красив. Я пошла на этот концерт для того, чтобы послушать контртенора и сравнить с моим знакомым, который пел у нас подобным образом. Насколько я понимаю, это нечто вроде флажолетов на скрипке. Производится каким-то облегченным дыханием, благодаря которому меняется высота и тембр голоса… Действительно, «Мадригал», но думаю, не весь, был на моей выставке по приглашению одного моего знакомого музыковеда…

5. …Пишу много, несмотря на боль. Странные какие-то вещи из меня полезли по ночам, когда болит, рисую тоже все странное. Володя говорил (и рисовал последнее время): «Рисуйте странные формы»…

6. Сейчас я на озере, кругом меня облака, вода и летающие чайки <…>

Все кругло и нет острых углов, которыми я сейчас усиленно занимаюсь, когда рисую дома по ночам интерьер нашей комнаты в полумраке. Я часто пересекаю эти острые углы вьющейся линией, взятой мной из мелодий знаменного распева, которые мне удалось прослушать и записать на магнитофон <…>8.

Вот получается контраст и антиномия (противоречие), которые и есть мой личный прибавочный элемент сейчас.

Купол — это личный прибавочный элемент Володи. Он заразил им своих учеников. А кривая есть общечеловеческий, уже не такой новый. Прибавочный элемент. Эти еретические мысли я высказала Володиным ученикам. Они не слишком довольны и сомневаются в правильности моих суждений. А я утверждаю, что прямая была общим новым элементов 20-х годов. А квадрат Малевича — его личный прибавочный элемент. Было бы смешно, если бы все стали рисовать квадраты, как он. А прямолинейность форм в архитектуре сделала свое дело.

7. …Все же с наступлением хорошей погоды, а она наступила совсем недавно, я отправилась рисовать на Никольский пруд, в тени дерева, напротив таинственного острова с глубокими зелеными купами деревьев и отражений.

8. Ковтун9 Алла10 путались в паутинах своих личных жизней. Ковтунская статья для буклета Володиной выставки давно написана и подписана редактором. Но нужна еще подпись председателя выставкома, вот ее-то Ковтун не может добиться, благодаря паутине, в которую застрял. А кроме него, никто не может защитить его статью перед капризом выставкомского главка. Я натянула тетиву лука и выстрелила в Ковтуна стрелой, одной молоденькой искусствоведкой, работающей в Русском музее. Жду результата.

По субботам и воскресеньям и по большим праздникам ездим в церковь. Это очень хорошо, очень музыкально и духовно. Была на выставке сербского искусства в Эрмитаже. Много икон старинных, но наши русские лучше намного, портреты тоже малоинтересные. Теперь надо еще посетить выставку реставрации в Манеже.

9. В 79-м году в московском издательстве «Мысль» вышли сочинения Николая Кузанского, средневекового философа-богослова, в 2-х томах. Все у нас накупили их, но кроме меня никто не читает, так как это нелегко. Но если осилить первое впечатление острой напряженности и математического уклона, то открываются необъятные пространства прекрасных откровений. Я питаюсь ими духовно и умственно, читая вечерами. Особенно считаю полезным его читать художникам. Он, например, пишет, что, для того, чтобы воспринимать истинную красоту цвета и цветовых сочетаний, надо чтобы видение (центр зрительного восприятия) было бесцветно. Это ощущение бесцветности центра видения действительно очищает цвет и делает его способным выражать мысли и чувства. Также есть у него интересные и точные мысли о форме, о линии, о звуке и слышании, и о других чувственных восприятиях, связанных с главным и высшим центром, Разума через интеллект.

10. Всю жизнь прожили мы с Володей, раздваиваясь между работой для заработка и для свободного творчества. Все свободное творчество оставалось дома, и к нему образовалась привычка и любовь, так что расставание болезненно. А последнее время многие музеи стали проявлять интерес к нашим работам. И расставание неизбежно. Недавно уехала большая часть наших работ в Алма-Атинский музей. Ярославский музей тоже приобрел несколько моих работ и собирается еще приобретать.

В Музей города я недавно продала свои эскизы к «Мейстерзингерам». Все это, конечно, хорошо, но бывает иногда очень нужно заглянуть в прошлое.

11. Было нападение московских искусствоведов из нового отдела Третьяковки. Устроили страшную суету и бестолковщину. Кое-что забрали из Володиных и моих работ на закупочную. Вообще музеи меня одолевают: Алма-Атинский и Ярославский музеи тоже кое-что взяли на закупку. Работаю, как всегда, в борьбе за качество и выразительность изобразительных мыслей, чувств и ощущений. «Мысль — внимание. Воля — бодренность. Чувство — трезвение». Вот формула одного замечательного русского философа, которую я кладу в основание своей работы сейчас. Это нелегко, но если удается, то действенно.

12. Теперь музыкально-художественная интермедия:

Никогда нельзя забывать, что музыкальные формы равны художественным. Они равны, они подобны, они рождают друг друга. Они двое во едином существе. Третье — это поэтичность этих форм. Но это уже прилагательное, по существу всегда присутствующее как в музыке, так и в художестве изобразительном. Зрение и слух имеют таинственную связь через искусства, да и жизненные звуки часто рождают зрительные образы и формы. Рисуя — будь музыкален. Играя и сочиняя музыку, созерцай развитие форм в пространстве. Временное развитие форм в пространстве у музыкантов. Пространственное течение форм во времени у художников. Недавно в одном концерте слышали блестящего виртуоза, игравшего на украинской пастушьей дудочке (я забыла ее название). Вот он чувствовал музыкально-пространственные формы, так что легко можно было написать под его игру абстрактную живопись, но я не написала. Интермедия окончена.

13. Сегодня была в Эрмитаже. Смотрела там выставку из запасников Эрмитажа «Сто икон северных писем». Это то, чего не хватает мне в церкви во время богослужения. Это так же прекрасно, как знаменные распевы, исполняемые с верой, а не в концертном искажении «профессионалами». Вообще профессионализм в искусстве — это угодничество перед потребителями, это лишение себя свободы творчества. В искусстве должно быть знание ремесла, талант или гений. Тогда личность художника свободна от требований публики или зрителя, который по большей части стоит на низком уровне, особенно у нас, при нашем «держи и не пущай». Наши «профессионалы» заначили 100-летие П.Н.Филонова в этом году, а в прошлом — 100-летие Малевича. В будущем году 80-летие Володи. Хочу подать заявление в Союз о его персональной выставке. Но, конечно, думаю, надежды мало. Ученики его очень сейчас много занимаются вместе. А я манкирую выставками в мастерской из-за бессилия.

14. Очень смеялась на восклицание Жени по поводу моего письма о межпредметных формах и беспредметности. Кто же отрицает рисование предмета? Разговор шел об оправдании беспредметности и абстракционизма, на которые нападают люди, не желающие позволить художникам расширять кругозор своего видения благодаря интуиции (аналитической и не аналитической) и благодаря сверхчувственному познанию.

15. Вот что я думаю о беспредметной живописи. Она была всегда у всех хороших художников, но она была бессознательная. Пример: стоят два дерева. Между нами образуется некая форма; она также реальна. Как и деревья. Современный художник заостряет свое внимание не на деревьях, а на этой форме, любуясь ее красотой. Она может усложниться. Скажем, если подул ветер, ветки заколебались и форма изменилась. Художник зарисовал ее на том же листе, сплетая две формы и тем зарисовал и ее развертывание во времени. Все это реально и зрительно, и сознательно. Кроме процесса внешнезрительного, существует процесс умозрительный и чувствозрительный, а у музыкального художника еще и слухозрительный. Тут появляются изобретенные формы. Они наиболее точно и без примеси литературности воспроизводят внутренний мир и внутреннее зрение художника.

Высшая цель художника — всегда отображать красоту, то есть славить Бога даже тогда, когда он изображает зло. Когда древние русские иконописцы изображали дьявола, то это не мешало видеть в их иконах чистоту и красоту духовного состояниия души художника. Дьяволы были у них как символы зла, а не как натуральная мерзость, которой в искусстве нет места.

16. В отношении музыкальном у меня лето очень счастливое. Мне удавалось слушать по воскресеньям знаменный распев (литургия) в очень хорошем исполнении. Это настолько превосходит все позднейшие песнопения, даже самые лучшие, что перевертывает все внутреннее восприятие музыки. Величие. Спокойствие, глубина. Теперь я хотела еще написать свои рассуждения о молчании и о необходимости говорить. Слово серебро, а молчание золото — говорит народная мудрость. И в Евангелии сказано, что не то оскверняет человека, что входит в уста, а то, что их уст вылетает в недобрых словах. Я вообще человек молчаливый, при жизни Володи пользовалась его красноречием, чтобы всласть помолчать. Но сейчас мне приходится много говорить, когда показываю в мастерской и дома свои и Володины работы самым разным людям. Это мне нелегко дается. Ставлю три вопроса:

1) Что говорить можно, что нельзя?

2) Когда говорить можно, когда нельзя?

3) Кому говорить можно, кому нельзя?

 

1). Можно говорить вещи, которые не принесут никому зла или обиды. О вещах сокровенных, самых святых и любимых лучше молчать, или говорить иносказательно, дабы не разбазаривать напряжение чувств, сохраняя их для более высоких целей. Можно говорить вещи, которые устоялись внутри настолько, что могут принести пользу другим.

2). Можно говорить людям, в которых уверен, что они дружелюбны, осторожны, не бессмысленно болтливы. Можно говорить тому, кто верно воспримет говоримое.

3). Можно говорить там, когда вас окружают люди, способные понять то, что Вы будете говорить. Бывает иногда, что не говорить — преступление или трагедия.

Соблюдать все эти правила мне очень трудно. Наверное, мой трактат о молчании и говорении Вас утомил.

17. Дорогая Наташа! Вот мое впечатление от концертов фестиваля «500 лет русской хоровой музыки».

Я пошла на эти концерты потому, что мне хотелось услышать произведения церковные и концертно-духовные, которые я никогда не слышала, или слышала очень мало, в профессионально высоком исполнении. Я знала, что исполнение это будет не в духе религии и церкви. Чернушенко11 сказал на юбилее Капеллы: «Надо отнять у Церкви ее песнопения». Он отнял их не у Церкви, но у себя и у своей души.

Даже старания вокального ансамбля классической музыки (х.д. Копылова12) были понижены на этом фестивале относительно их выступлений в прошлом году. Этот ансамбль лучше других исполняет духовную музыку. Все лекторы старались подводить матерьялистическую — «народную» — базу под религиозную музыку. Эта идеология влияет на исполнителей. Программы сознательно перемешаны, чтобы не создавать слишком сильного духовного воздействия церковной музыки, которое при всех их недостаточных усилиях прорывалось временами с большой силой. Сама музыка диктовала им сдерживать свою разнузданность, но, конечно, не до конца.

Особенно эта разнузданность выявилась через солистов. Исполнявших церковные произведения XIX века — три ожиревших создания, — сопрано, альт и тенор. Когда-то в ранней поре у них были хорошие голоса, но сделано было все, чтобы их испортить. Они всем своим существом актерски кривляются, выделяя телесно-душевное и заглушая духовно-чистое. Их не только трудно слушать, но и смотреть на них невозможно. Их жирными пятнами испорчена вся ткань музыки. В дирижерском отношении сила музыкальной мысли таких композиторов, как Глинка, Чесноков, Рахманинов, заставляла дирижеров подчиняться духовному воздействию и временами очищала их исполнение от мусора, настраивая массу хора на более строгий лад. Временами было хорошо.

Впечатление от публики — Вавилонская башня.

На первых концертах исполнялись древние знаменные распевы: Русские страсти 1604 г. с чтением Евангелия. Гимны «Успению Богородицы» и др., где переплетение голосов вдруг давало необычайно современное диссонансное сочетание. Это было значительно лучше, хотя, как я уже сказала, хуже, чем в прошлом году. Это относится к Ансамблю Копыловой и к хору Хорового общества Ленинграда, худ. рук. В.Нестеров13. Это было посерьезней и строже и в смысле солистов, чем наша «знаменитая» Капелла с ее Чернушенко.

С моей выставкой все еще улита едет, когда-то будет. Обязательно сообщу по телефону. Если, наконец, улита доедет.

Последний концерт будет 24-го мая. В программе «Иоанн Дамаскин» Танеева. Произведение замечательное. Я иду.

18. Вообще, конечно, надо по старости и приближающемуся концу устраивать работы и все тексты о них. В музеи и архивы; но более нужно им быть в Ленинграде, где вся группа учеников Володи работает над поставленными им проблемами и где двое искусствоведов — Ковтун и Алла Повелихина, тоже его ученики, и заняты тем же; обо мне разговор особый. Я ученица Филонова, и мои пути определяются иначе.

Но работы тоже следует устраивать в музеи. Правда, мои работы мне бывают иногда нужны для связи настоящего и прошлого. Я ведь не перестала работать, а наоборот, мне иногда кажется, что только сейчас я нахожу свободу действия.

 

Примечания

 

1 Публикация осуществлена совместно с Н.В.Александровой, внучкой Н.П.Александровой, по хранящейся у нее авторизованной машинописи. Оригиналы писем не сохранились. Незначительные сокращения отмечены отточиями в скобках <…>.

2 Ошибка Н.П.Александровой, при жизни художников в Москве состоялись лишь две их однодневные выставки: 31 января 1970 г. в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры (совместно с учениками, а 22 октября того же года в Гравюрном кабинете ГМИИ им. А.С. Пушкина.

3 Т.Н.Глебова была прихожанкой храма Ленинградской духовной академии.

4 Здесь и далее — Женя — Евгений Вениаминович Сперанский.

5 См. примеч. 6. Видимо, текст воспоминаний был только что привезен в Ленинград Н.П.Александровой, приезжавшей вместе с внучкой Н.В Александровой посмотреть выставку работ Т.Н.Глебовой, устроенную в ее мастерской.

6 К сожалению, эта переписка у Е.В.Сперанского не сохранилась. Некоторые письма Е.В.Сперанского хранятся в Фонде В.В.Стерлигова и Т.Н.Глебовой в архиве ГРМ.

7 «Мадригал» — ансамбль старинной музыки. Основан в 1965 г. Андреем Волконским, после эмиграции Волконского в 1972 году ансамбль возглавляли Лидия Давыдова и Олег Янченко. С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода.

8 В местах отточий были указания на рисунки, сделанные Т.Н.Глебовой прямо в письмах Н.А.Александровой, их воспроизведения не сохранились.

9 См. примеч. 7.

10 Алла Васильевна Повелихина — искусствовед, входившая в круг Стерлигова, одна из основных специалистов по русскому авангарду, куратор множества выставок в России и за рубежом.

11 Владислав Александрович Чернушенко — народный артист СССР, профессор, с 1974 г. художественный руководитель и главный дирижер Ленинградской академической капеллы.

12 Валентина Копылова — художественный руководитель камерного хора «Россика», созданного в 1976г. Одной из основных сфер деятельности хора является исполнение неизвестных ранее произведений русской духовной музыки XVIIXVIII веков.

13 Валентин Нестеров ныне является одним из лучших петербургских дирижеров-аутентистов.

 

Редакция благодарит Ярославский художественный музей, Костромской художественный музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, а также владельцев частных собраний за предоставленный иллюстративный материал.

Т.Глебова. Трио. 1970. Бумага, акварель. ЯХМ*

Т.Глебова. Трио. 1970. Бумага, акварель. ЯХМ*

Т.Глебова. Петух. 1930. Холст, масло. КХМ*

Т.Глебова. Петух. 1930. Холст, масло. КХМ*

Т.Глебова. Эскизы декорации к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1931. Бумага, акварель. ГМИ СПб.

Т.Глебова. Эскизы декорации к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1931. Бумага, акварель. ГМИ СПб.

Т.Глебова. «Мадригал» Волконского. 1970. Картон, темпера. ЯХМ

Т.Глебова. «Мадригал» Волконского. 1970. Картон, темпера. ЯХМ

Т.Глебова. Натюрморт со снегирём. 1930. Холст, масло. КХМ*

Т.Глебова. Натюрморт со снегирём. 1930. Холст, масло. КХМ*

Т.Глебова. Автопортрет. 1937. Холст, масло. ГМИ СПб. Фрагмент

Т.Глебова. Автопортрет. 1937. Холст, масло. ГМИ СПб. Фрагмент

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru