Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 96 2010

История череповецкой усадьбы «Горка»

Н.Шестакова

 

Прошлое и настоящее возрожденной усадьбы

 

Череповецкая усадьба Горка является прекрасным образцом усадебной архитектуры 30-х годов XIX века. Некогда загородная, ныне она расположена в центре города.

Усадьба построена в формах и традициях провинциального классицизма и является его ярким образцом, дошедшим до нашего времени почти в первозданном виде.

Композиционной и высотной доминантой усадебного комплекса был и остается деревянный двухэтажный П-образный в плане господский дом, обращенный своим главным северным фасадом на реку Шексну.

Мощный объем здания завершен шестнадцатискатной кровлей. Центральная часть главного фасада украшена портиком, в 1-м этаже портик трактован как своеобразный подиум-аркада, на который опирается монументальный шестиколонный портик тосканского ордера. У основания колонн проходит балюстрада из точеных балясин. Композиция дворового южного фасада осложнена выступающими ризалитами и отмечена большим полуциркульным окном. Стены здания рублены из бревен лиственницы в лапу, снаружи обшиты вагонкой.

Помимо помещичьего дома на территории усадьбы сохранилась система надворных и хозяйственных построек: дом управляющего, 2 людские избы, конюшня, жеребятник, 2 амбара, шорная мастерская, маслобойня.

Одна из построек — двухэтажный амбар с двухъярусной галереей на рубленых фигурных столбах — ныне является редким образцом когда-то распространенного типа надворных построек по северо-западу России.

Вокруг дома был раскинут обширный ландшафтный парк с тенистыми аллеями, цветниками, прудами. Перед домом с северного фасада располагалась многоярусная клумба, опоясанная дорожками. К воде вела широкая деревянная лестница. Чуть выше усадьбы располагалась паромная переправа через р. Шексну1.

Планировка усадьбы, насыщенная строениями, показывает, как мастерски использовал архитектор рельеф местности, создав компактную и удобную схему расположения всех строений. Весь участок пересечен прямыми как стрела линиями дорожек. Формы построек геометричны. В паспорте на памятник архитектуры усадебный дом в имении Гальских, составленном в 1961 году, указано «автор — архитектор Кутепов»2. Стилистический анализ сооружений архитектора А.Кутепова не позволяет дать однозначный ответ по поводу возможного авторства данной усадьбы3.

Местность, на которой возникла и существовала усадьба, впервые упоминается в Экономических примечаниях Генерального межевания, проведенного в Новгородской губернии в 1780 году. В документе приведено описание местности, флоры и фауны, отмечен род занятий крестьян — земледелие. Здесь находились бывшие монастырские деревни Матурино и Борок4.

Пустошь Горка упоминается в Межевой книге города Череповца, датированной 1814 годом, как владение прапорщицы Ульяны Прокофьевой, дочери жены Валутиной5. Само название «пустошь» свидетельствует об отсутствии здесь жилых построек. Позднее пустошь Горка переходит во владение череповецких дворян Кудрявых и начато строительство дома. Документов, фиксирующих дату перехода пустоши, пока не найдено. Предположительно к 1831 году строительство дома было завершено.

Владелец имения Горка — подполковник Андрей Иванович Кудрявый (1792–1848). Род дворян Кудрявых был многочисленным, разветвленным и достаточно состоятельным. Дворянство Кудрявые получили за заслуги на военной службе. А.И.Кудрявый — участник Отечественной войны 1812 года в составе Невского пехотного полка. В 1824 году Андрей Иванович уволился с военной службы и переехал в Череповец. В 1831-м был избран предводителем уездного дворянства, построил и содержал на свои деньги частную больницу на 10 мест. Был женат на Резановой Надежде Федоровне, дочери вологодского помещика. У Андрея Ивановича и Надежды Федоровны родилось пятеро детей6. Одна из дочерей — Александра Андреевна в 1856 году при разделе имущества получает усадьбу Горка7. В тексте документа дано следующее описание: «…усадьба Горка, с господским домом, службами и другими хозяйственными постройками, скотом и хлебом наличным и в землю посеянным, по которой числится земли двести двадцать шесть десятин триста шесть сажен…»8 В это время Александра Андреевна уже состояла в браке с череповецким помещиком Львом Николаевичем Гальским (1814–1875). До женитьбы Л.Н.Гальской владел родовым наследственным имением Алексеево9.

Гальские — древний благородный род новгородского дворянства, ведущий свою историю с XVI века. В Череповецкой волости Гальские появляются в первой половине XVIII века. В 1730 году Семен Гальской женился на Матрене Поливановой и получил за женой именье Алексеево (современное Малечкино). Затем Алексеево наследует его старший сын Владимир, а после его гибели на русско-турецкой войне — Василий. В сентябре 1763 года Василий Гальской сочетается браком с княжной Ириной Афанасьевной Мышецкой. Их сын — капитан-лейтенант императорского флота Николай Гальской женился на дочери череповецкого помещика Верещагина — Анне Васильевне. Анна Васильевна — родная тетя художника-баталиста В.В.Верещагина. Таким образом, сын Николая Гальского Лев и Василий Верещагин — двоюродные братья10.

В браке Льва Николаевича Гальского и Александры Андреевны, урожденной Кудрявой, родилось четверо детей: Иона, Николай, Алексей, Мария. В 1847–1852 годах Л.Н.Гальской служил череповецким уездным судьей. С 1851 по 1859 год являлся предводителем уездного дворянства.

После смерти Льва Николаевича имение Алексеево принадлежит Николаю, а имение Горка — его брату Алексею. Раздел имущества произошел в 1879 году11. К этому времени их старший брат Иона Львович был женат на Надежде Николаевне Машлыковой, из дворян войска Донского, жил в Воронежской губернии. Алексей Львович умер бездетным, и после его смерти в 1896 году усадьба Горка перешла в собственность Николая Львовича Гальского (1855–1920).

Николай Львович Гальской дважды избирался предводителем уездного дворянства, возглавлял уездное земское собрание, был председателем уездного училищного совета. В 1900 году Н.Л.Гальской женился на Марии Алексеевне Шитовой, дочери известного петербургского купца I гильдии Алексея Трофимовича Шитова. М.А.Шитова закончила в 1890 году Александровский институт в С.-Петербурге. После вступления в брак Мария Алексеевна переехала в усадьбу Горка, где у супругов родилось четверо детей: два сына, умершие в младенчестве, и две дочери — Анастасия (1904–1967) и Мария (1914–1992).

Николай Львович был дружен со своей младшей сестрой Марией, которая, будучи замужем за Н.Н.Янишем, часто посещала Горку со своими детьми. Все пятеро сыновей Марии Львовны закончили 2-й Кадетский корпус, затем военные училища. Братья честно служили России, участвовали в русско-японской и Первой мировой войнах. Один из братьев — Владимир — закончил школу авиации и трагически погиб при испытании биплана «Фарман-2» в 1912 году. В «Севастопольском авиационном иллюстрированном журнале» за 1912 год по случаю гибели Владимира Яниша написано: «Поклонимся мысленно русской женщине, вырастившей и воспитавшей такого дивного сына».

1917 год круто изменил жизни миллионов жителей России. Вскоре после национализации усадьбы умер Николай Львович Гальской. Его жена с дочерьми сначала жила в д. Матурино, а затем в Череповце. Старшая дочь Анастасия, окончившая до революции гимназию, работала на Ефимовских торфоразработках, чтобы прокормить мать и сестру. В 1930 году Мария Алексеевна Гальская была арестована и выслана в Енисейск с младшей дочерью Марией. В 1933 году, похоронив мать, Мария Гальская уехала в Ленинград, куда переселилась ее сестра Анастасия. В конце 30-х годов Мария Николаевна вышла замуж за австрийского коммуниста Леопольда Клеймонда, который эмигрировал в СССР. У них родилась дочь Татьяна. Вскоре Леопольд Клеймонд был арестован и погиб в Воркуте. В 1956 году сестры Гальские получили справку о реабилитации их матери — Марии Алексеевны Гальской.

Сейчас в С.-Петербурге живет дочь М.Н.Клеймонд — Татьяна Леопольдовна Желвакова с сыновьями и внуками. В Северной столице проживают и потомки Шитовых, в Москве — Янишей.

Южная ветвь Гальских, слившаяся с родом Багговутов, из Воронежской губернии перешла в Орловскую, а затем оказалась в эмиграции. В настоящее время в США проживают с семьями братья Гальские, Константин и Александр.

В 1918 году специалистами Главнауки был поставлен на государственный учет как уникальный памятник истории, культуры и архитектуры дом помещика Гальского. С 1922 года в нем располагался сельскохозяйственный техникум, а позднее общежитие12. В 1931 году дом был передан на баланс Воронинскому техникуму молочного хозяйства, затем совхозу «Красная Горка», в начале сороковых годов вошедшему в состав совхоза «Комсомолец». С 1953 года дом использовался под жилье работников совхоза.

В 1960 году главный дом усадьбы Гальских получил охранный статус памятника республиканского значения, но еще почти два десятилетия серьезных работ по его реставрации не проводилось. В 1999–2001 годах была разработана коллективом архитекторов ЦНРПМ (Москва) научная проектно-сметная документация и начались ремонтно-реставрационные работы. Реставрационные работы на доме производились ООО «Электра» (г. Череповец). Закончить реставрационные работы по дому удалось только в декабре 2008 года.

Сохранить усадьбу в наше непростое время стало возможным благодаря открытию на этой территории в 1989 году историко-этнографического музея «Усадьба Гальских». Сотрудниками музея была разработана научная концепция и программа развития комплекса, главная задача программы — сохранение и рациональное использование уникального памятника культурно-исторического и природного наследия. В соответствии с концепцией музеефикации усадьбы предусматривается возможность создания музея под открытым небом с показом помещичьего и крестьянского быта, с традиционным возделыванием луговых и пахотных угодий, с функциональным использованием надворных и хозяйственных построек.

В июле 2009 года барский дом усадьбы распахнул свои двери для посетителей. Внутри дома и поныне сохранились анфиладное построение, лестница, ведущая в парадные покои, с перилами и точеными балясинами, филенчатые двери, кафельные печи. Оказавшись внутри дома, ощущаешь, как время стремительно бежит назад, и кажется, что ты уже в веке XIX. Камерность диванной или дамской, торжественность парадного зала… у каждой комнаты свое настроение. Но везде присутствует чувство уюта и гармонии.

В доме две экспозиции: 1-й этаж — предметы этнографии из частной коллекции А.А.Германовича, 2-й этаж — предметы дворянского быта из коллекции Череповецкого музея. Сотрудники музея предлагают разнообразные формы работы: обзорные и тематические экскурсии, музейные уроки и мастер-классы, концерты и праздники. 30–31 июля 2010 года на территории усадьбы состоялся первый музейный фестиваль цветов «Прошлое через призму цветов».

Особое место в жизни усадьбы сегодня занимает конюшня. 19 музейных лошадей обслуживают жителей и гостей города в детской спортивной секции, в абонементных группах верховой езды для взрослых, группах иппотерапии. Летом лошади отправляются в походы в окрестностях города, а зимой в г. Кириллов с иностранцами. Зимний конный маршрут «Русский Север» в 1998 году внесен во всемирный каталог по туризму.

В 2003 году в целях сохранения памятника была разработана и утверждена городской Думой программа развития музейного комплекса «Усадьба Гальских» до 2020 года.

Усадебная культура дала блестящие образцы архитектурных и парковых ансамблей, искусства интерьера, творческого вдохновения в поэзии, музыке, живописи, выявила формы истинно культурного досуга и семейного общения, верность народным традициям и восприимчивость к лучшим чертам западной культуры.

Чем больше и шире будет известна история усадеб, тем легче станет охранять их от посягательств «не помнящих родства» людей.

 

Примечания

1 Свод памятников истории и культуры. Паспорт. Усадьба Гальских. Составил архитектор Пустовалов В.М. 1983.

2 Паспорт на памятник архитектуры. Усадебный дом в имении Гальских. Составители В.Н.Лебедев, В.С.Карпенко. 1961. Хранится в Министерстве культуры РФ.

3 Кутепов А. Фасады и планы разного рода сельских строений, и в особенности садовых украшений, как то беседок, павильонов, пустынек, гротов, крытых аллей и разных предметов увеселения. М., 1837.

4 РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 870. Л. 5.

5 ГАВО. Ф. 881. Оп. 2. Д. 16.

6 Голицын П.П. Список дворянских родов Новгородской губернии с 1787 по 1910 годы. Новгород, 1910. С.281.

7 РГИА. Ф. 577. Оп. 22. Д. 3623. Л. 19.

8 Там же. Л. 17об.

9 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 487. Л. 39об.-40.

10 Голицын П.П. Указ. соч. С. 281.

11 РГИА. Ф. 577. Оп. 22. Д. 3623. Л. 5-21.

12 Филиал ГАВО. Ф. 758. Оп. 1. Д. 15. Л. 47.

Чаепитие на усадебной веранде. Слева — хозяйка усадьбы М.Гальская. 1900

Чаепитие на усадебной веранде. Слева — хозяйка усадьбы М.Гальская. 1900

Проект реставрации главного дома усадьбы. Автор проекта — С.Б.Куликов

Проект реставрации главного дома усадьбы. Автор проекта — С.Б.Куликов

Фрагмент этнографической экспозиции на первом этаже усадебного дома

Фрагмент этнографической экспозиции на первом этаже усадебного дома

Фрагмент этнографической экспозиции на первом этаже усадебного дома

Фрагмент этнографической экспозиции на первом этаже усадебного дома

Людская изба

Людская изба

Двухъярусный амбар

Двухъярусный амбар

Н.А.Шестакова в усадебной конюшне

Н.А.Шестакова в усадебной конюшне

Площадка для выездки лошадей

Площадка для выездки лошадей

Карета — атрибут усадебных праздников

Карета — атрибут усадебных праздников

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru