В.Енишерлов
«Черная
бездна очей Антиноя…»
Необычная
внешность М.А.Кузмина, будто сошедшего
с древних фаюмских портретов, привлекала
многих художников (Ю.Анненков,
М.Добужинский, А.Головин, А.Бенуа…).
Неоднократно рисовал его и С.М.Городецкий,
как и Кузмин, завсегдатай петербургской
«Башни» Вячеслава Иванова, непременный
участник башенных «сред».
С.М.Городецкий,
поэт и драматург, автор сенсационной
«Яри», основатель, вместе с Н.Гумилевым,
акмеизма, один из руководителей Цеха
поэтов, был способным художником, на
чей талант обратил внимание даже
требовательный И.Е.Репин. Его художественное
наследие выходит за рамки определения
«писатели рисуют», оно велико, еще
недостаточно изучено, в малой степени
опубликовано и редко выставлялось.
Среди нескольких выставок, которые были
при жизни Городецкого, в том числе
совместные с С.Судейкиным, С.Сориным,
Л.Гудиашвили, самому ему были особенно
дороги те экспозиции, которые он
организовывал в квартире Александра
Блока в казармах лейб-гвардии Гренадерского
полка. До сих пор на обороте некоторых
его этюдов и рисунков сохранилась
надпись: «Показано в квартире Блока».
Он писал маслом пейзажи и портреты,
любил акварель и в совершенстве владел
этой сложной техникой, рисовал карандашом
и тушью. До конца своей долгой жизни он
не расставался с карандашом, работал
уверенно, свободно и талантливо, прекрасно
умел быстро схватывать и передавать на
холсте или бумаге портретное сходство,
выявлять характер модели. Современники
очень любили и выделяли в творчестве
Городецкого-художника его веселые,
точные юмористические рисунки, дружеские
шаржи. После войн и революций чудом
сохранилось лишь несколько из десятков
нарисованных Городецким (каждый в
единственном экземпляре) юмористических
журналов: «Les larmes
de gamin»
(«Слезы малыша») с остроумно запечатленными
эпизодами «башенного» быта; посвященный
К.И.Чуковскому и И.Е.Репину журнал «Около
Куоккала»; «Емки» с очень смешным
портретом просящего милостыню обнаженного
Блока; «Судачанин», одним из героев
которого является А.Н.Бенуа; нарисованный
в 1921 году в Баку журнал , целиком
посвященный 55-летию Вяч. Иванова.
Галерея
портретов современников, созданная
Городецким, поистине уникальна. В разные
годы он и в шутку и всерьез рисовал с
натуры А.Блока и А.Ахматову, С.Есенина
и Н.Клюева, Вяч. Иванова и В.Хлебникова,
С.Клычкова, А.Ширяевца, П.Васильева,
А.Ремизова, А.Толстого, Г.Робакидзе,
Я.Коласа, А.Твардовского, А.Толстого и
т.д., и т.д. Видимо, М.А.Кузмин был одним
из его любимых персонажей. Нам известно
восемь изображений Кузмина, выполненных
в разные годы Городецким. Из писателей
чаще он рисовал только Вяч. Иванова.
Дважды Кузмин появляется в акварелях-шаржах
Городецкого, находящихся в опубликованном
американским исследователем русского
авангарда Д.Болтом альбоме В.А.Судейкиной
(Стравинской), изданном Принстонским
университетом в 1995 году. Многие страницы
этого хранящегося в Америке альбома
заполнены рисунками и автографами
С.Городецкого. Они соседствуют здесь с
рисунками С.Судейкина, С.Сорина,
Л.Гудиашвили, К.Зданевича, Б.Григорьева
и других художников, а также со стихами
и прозой М.Кузмина, Г.Робакидзе,
К.Бальмонта, С.Рафаловича и т.д.
Рассматриваешь этот прекрасный том и
становится ясно, как интересно и важно
было бы издать подобный альбом из
материалов, находящихся в архиве
С.Городецкого. Он не только существенно
дополнил бы альбом В.А.Судейкиной, но и
открыл читателям и искушенным
исследователям много нового и неожиданного.
Но где то издательство, тот университет
или фонд, который возьмется в наше время
в России за эту сложную, дорогую культурную
работу? Юмористические рисунки в альбоме
В.А.Судейкиной, где присутствует М.Кузмин,
сделаны Городецким в Баку в марте 1920
года и овеяны отчетливой ностальгией
по тем временам, о которых не только
М.Кузмин, но и он мог, оглядываясь на
прожитое, сказать: «Одним из высших
фокусов моей жизни была Башня». На обоих
рисунках из альбома Судейконой, а также
на впервые здесь печатающемся шуточном
рисунке из рукописного журнала «Les
larmes de gamin»
художник обыгрывает самую примечательную
черту облика М.Кузмина — его огромные
«византийские» глаза, «очи Антиноя»,
как Городецкий назвал их в одном из
своих стихотворений. Следующий публикуемый
рисунок, на котором мы видим Кузмина,
относится ко времени т.н. общества Гафиза
— интимного замкнутого кружка, созданного
на «Башне» по инициативе Вяч. Иванова
в противовес официальным «средам» с их
неограниченно широким составом
посетителей. 29 мая 1906 года М.Кузмин
записал в дневнике о встрече гафизитов:
«…Городецкий читал прекрасные, прекрасные
стихи:
В тесной
палатке освещенный квадрат,
Мудрой
Диотимы чающий взгляд,
Черная бездна
очей Антиноя,
Глаз Апеллеса — коварностей
сад,
Взор Аладина — молчанье цветное…»
Все члены
общества Гафиза «были на “ты”, как в
маскараде, и у всех были имена», —
вспоминал Кузмин в 1934 году. Вяч. Иванов
звался Гиперионом или Эль-Руми, М.Кузмин
— Антиноем, К.Сомов — Аладином,
Л.Зиновьева-Аннибал — Диотимой…
Кузмин-Антиной
нарисован Городецким на изысканной,
цвета слоновой кости, плотной бумаге с
водяными знаками, возможно, взятой тут
же на «Башне» со стола Вяч. Иванова или
его жены. И на этом беглом рисунке из-под
чалмы, накрученной на голове Кузмина
К.Сомовым (на вечерах Гафиза было принято
переодеваться — Сомов, превосходный
декоратор, мастерил костюмы из груды
тряпок и материй), смотрят на зрителя
характерные, черные выразительные глаза
Кузмина. На эту черту его облика обращает
внимание С.Городецкий в сохранившемся
черновике стихотворения «Посвящение
Гафизу»:
…Как встарь
чалму подъемлет чело Ассаргадона,
И
Эль-Руми, объят истомой, сеет розы,
И
Аладин нежнее выбрал упругим членам
ложе,
И Антиной очами медлит <…>
огонь и грозы…
Еще один портрет
М.Кузмина Городецкий нарисовал в мае
1915 года. Совсем другой образ — элегантный
господин в пенсне — таким изображен
Кузмин на этом рисунке. Прошло достаточно
много лет со времен «Башни», но оба поэта
часто встречались — у С.Судейкина,
А.Блока, в «Бродячей собаке», «Привале
комедиантов»… Это был один круг — поэты
Серебряного века, и каждое свидетельство
о них привлекает наше внимание и будит
память.