Е.А.Чиркова
Неожиданная
иллюстрация к «Запискам» Н.А.Качалова
Путешествие
цесаревича Александра Александровича
по Волге в 1869 году в рисунках А.П.Боголюбова
История
отношений, связывавших наследника
цесаревича Александра Александровича,
впоследствии императора Александра
III, с академиком и профессором
живописи Алексеем Петровичем Боголюбовым,
насчитывала долгие годы и по-своему
была замечательной.
А.П.Боголюбов
(1824–1896) первоначально учился в Морском
корпусе. Ему посчастливилось оказаться
в числе офицеров того корабля, на котором
совершал путешествие герцог Максимилиан
Лейхтенбергский, президент Академии
художеств. По совету герцога он поступил
в Академию вольноопределяющимся.
Закончив курс в 1853 г. с первой золотой
медалью, Боголюбов был назначен художником
Главного морского штаба, но еще до этого
был обласкан высочайшими вниманием и
наградами. Он писал картины по заказу
императора Николая I, который повелел
ему «писать все морские события войны
1853 года»1. Герцог Максимилиан
Лейхтенбергский и его жена великая
княгиня Мария Николаевна, ставшая
президентом Академии художеств после
смерти мужа, также покровительствовали
молодому таланту. Александр II
за серию выполненных Боголюбовым картин
о морских сражениях удостоил художника
ежегодной пожизненной пенсией в 1000
рублей.
В 1866 г. Боголюбов
был приглашен участвовать в путешествии
второго сына императора Александра II
великого князя Александра Александровича,
ставшего наследником цесаревичем после
смерти старшего брата. В течение года,
прошедшего со смерти цесаревича Николая,
Александра Александровича спешно
подтягивали в науках, дабы обеспечить
уровень знаний, достойный наследника
престола, и предполагаемое путешествие
по России по традиции должно было
завершить обучение. Из-за угрозы холеры
оно, однако, было прервано в Нижнем
Новгороде.
Осенью того
же года в Россию прибыла невеста
наследника датская принцесса Дагмара,
по принятии православия ставшая великой
княгиней Марией Федоровной. Благодаря
протекции Ф.А.Оома, секретаря цесаревича,
Боголюбов был ей представлен и позже
стал заниматься с ней рисованием и
живописью. Как вспоминал сам художник,
«с этой поры я начал быть ее наставником
в искусстве и, конечно, никогда не
позволял себе быть учителем на жаловании,
что дало мне право быть гораздо свободнее
с нею в моих беседах об искусстве». Часто
в этих сеансах принимал участие и
Александр Александрович.
В июле 1869 г.
высочайшая чета — наследник цесаревич
Александр Александрович и его жена
цесаревна Мария Федоровна — совершила
путешествие по Волге и Дону. Среди
сопровождающих лиц был и А.П.Боголюбов.
Именно об этом путешествии достаточно
подробно пишет участвовавший в нем по
указанию Александра II
Н.А.Качалов, ставший одним из персонажей
рисунков Боголюбова. В Нижнем Новгороде
к путешественникам присоединился
великий князь Алексей Александрович
со своим воспитателем К.Н.Посьетом. Это
путешествие было проиллюстрировано
карикатурами Боголюбова, и хотя в альбоме
нет ни одного подписанного художником
рисунка, авторство карикатур — несомненно.
Благодаря дневниковым записям цесаревича
некоторые рисунки можно атрибутировать.
Вот несколько примеров.
На втором листе
альбома2 помещен рисунок,
изображающий довольно полного господина
с багажом в ожидании поезда на станции
Любань. В дневнике Александра Александровича
от 10 июля читаем: «…в 8 ч. отправились в
дальний путь с нашими спутниками: кн.
Куракиной с дочерью, В.В.[Зиновьев],
Победоносцев, Козлов, Оом, Боголюбов и
Гирш, а на Любанской станции присоединился
еще к нам Качалов»3.
На листе 16
альбома — рисунок под названием
«Обиженный вельможа», под рисунком
указана дата — 20 июля. В дневнике
наследника за эту дату имеется следующая
запись: «…Пароход Счастливый и
Симбирск. … Приходил тоже гр. Орлов-Давыдов
и приставал все, чтобы мы заехали к нему
в его поместье Усолье, и мы как не
отказывались, не могли отделаться от
него, и он ко всем приставал, но нас это
очень расстраивало, потому что завтрашний
день свободный и назначен для отдыха,
а граф хотел возить нас целый день с
собою. Слава Богу, кое-как отделались
от него и, кажется, что дворянство было
очень довольно нашим отказом, потому
что здесь его недолюбливают…»4
На листе 14
изображены сопровождающие высочайшую
чету лица, спящие в кают-компании, каждый
в своем закутке за занавеской. Запись
в дневнике Александра Александровича
от 21 июля / 2 августа могла быть помещена
в качестве подписи под рисунком: «Пароход
Счастливый. Встал в 8 ч. и, одевшись,
отправился на палубу, и еще никого не
было, так что я пошел в кают-компанию и
застал всех большею частью спящими…»5
Альбом с
карикатурами волжского путешествия
ныне хранится в Коллекции документов
личного происхождения (Ф. 1463) Государственного
архива Российской Федерации. Альбом
Боголюбова, по всей вероятности,
изначально находился в составе коллекции
наследника. Об этом сохранилось
свидетельство С.Д.Шереметева, который
вспоминал в своих мемуарах, что «его
[Боголюбова. — Е.Ч.] альбом путешествия
по Волге весьма интересен и находился
у Цесаревича»5. О дальнейшей
судьбе альбома остается только гадать.
Возможно, он был подарен Александром
Александровичем кому-то из своих
приближенных. Так или иначе, попав в
конце концов на государственное хранение,
альбом украсил архивное собрание и
расширил наше представление о многогранном
таланте А.П.Боголюбова, вошедшего в
историю русского искусства как незаурядный
художник-маринист.
Примечания
1
ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 712. Л. 26 об.
2
Там же. Ф. 1463. Оп. 3. Д. 612.
3
Там же. Ф. 677. Оп. 1. Д. 302. Л. 202.
4
Там же. Д. 303. Л. 4.
5
Там же. Л. 4 об.