Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 93-94 2010

Тамара Вехова


Независимо от времени и обстоятельств


Художник Борис Кочейшвили видит главной своей задачей «соединить барокко и конструктивизм». Эта идея воплощается мастером как на уровне выбора сюжетов и форм, так и в работе с пространством и пластикой. В его композициях пространство вырастает из соединения формального, выстроенного, лаконичного, будто иконного, — с натурным, чувственным, по-сезанновски тщательно изученным пространством пейзажа. Та же двойственная природа и у пластики художника — четкий ритм и контур, и в то же время чувственная моделировка объемов, создающая вибрацию живописной поверхности.

Уже в ранних работах определился индивидуальный стиль и четко сформулированный круг интересов. Ритмически выверенные и выстроенные пространства художник населяет женскими фигурами, зачастую прибывающими в своеобразной пластической экзальтации, архитектурными мотивами. Башни, храмы, различные предметы, цветы всегда геометрически и стилистически переосмыслены, скорее стилизованы в некие «формулы» этих предметов. Они кочуют из картины в картину в новых хитросплетениях ритмов.

Мотив барочного башнеобразного то ли дыма, то ли дерева рядом со строгим кубическим объемом дома; женщины, скрутившие свои руки-ноги будто в сложном па какого-то странного танца; широкая полоса реки, отделяющая передний план от заднего и создающая, при всей условности изображения, глубокое, близкое к иллюзионистическому, пространство картины. Некоторые образы, как эквиваленты художественного «я», проходят через все творчество Бориса Кочейшвили.

Не выходя за пределы сформированного круга приемов и сюжетов, художник обращается к самым разным художественным техникам, экспериментируя с изобразительными возможностями различных материалов и добиваясь от них максимальной выразительности, а зачастую и совершенно нового звучания. За полвека занятий искусством Борис Кочейшвили добился виртуозности в графике, в живописи и в скульптурном рельефе, создав свой собственный узнаваемый стиль.

В 1960-х годах, сразу по окончаниии училища «Памяти 1905 года», художник занялся популярной в то время печатной графикой. Несколько лет он провел в Экспериментальной студии офорта И.Нивинского, освоив гравюру, офорт и литографию. Затем Кочейшвили увлекся камерным рисованием черной тушью на мелованной бумаге с помощью широкой жесткой кисти. В этой технике, особенно полюбившейся художнику, ему удалось достичь необыкновенной вибрации тончайших оттенков серого цвета. Обратившись чуть позже к масляной живописи, Борис Кочейшвили пишет на больших листах оргалита изысканные, почти монохромные композиции, будто пытаясь воплотить в корпусном письме открытия, сделанные им за годы работы с тушью. В то же самое время художник много работает акварелью и пастелью.

В начале девяностых Борис Кочейшвили создает большой цикл так называемых «Сухих фресок» пастелью на картоне и изобретает необычную и весьма остроумную технику рельефа.

На основе гипса и папье-маше он лепит рельефные композиции и красит их в белый цвет. Эти работы интересно наблюдать при меняющемся освещении, когда к выразительным качествам самой композиции добавляются самые разнообразные варианты игры теней, отбрасываемых на белый фон объемными изображениями. Вскоре художник нащупывает еще один путь — в его творчестве наступает «черно-золотой» период.

На листах оргалита, загрунтованных черной акриловой краской, с помощью золотых пятен и лессировок появляются из таинственной тьмы фигуры и предметы. За счет дрожащего, словно тающего контура и сложносоставных полупрозрачных слоев фона, эти работы приобретают глубокое пространство. Здесь художник опять работает на стыке различных техник, будто экспериментируя с обогащением графического рисунка цветом, светом и живописной пластикой.

Начиная с 2000-х годов, Борис Кочейшвили все больше увлекается работой с цветом. Художник начинает писать акрилом как акварелью, тонкими лессировками, лишь иногда прибегая к корпусной, плотной живописи. Его таинственные пейзажи, натюрморты и геометрические построения бесконечно вариативны. Хитросплетение цветов и оттенков существует в пределах отточенных и равновесных объемов и форм.

Зимой 2009 года, на пороге своего семидесятилетия, художник в очередной раз начинает работать в абсолютно новой технике. Результатом различных проб и экспериментов стало создание нового вида рельефа — живописное моделирование цементной штукатуркой. Похоже, что в работах этого периода Борис Кочейшвили собирает воедино то, чем занимался в течение всей жизни. Занятия графикой помогли ему в совершенстве овладеть композицией и характерным рисунком. Работа с рельефом — постичь секреты пластики и умелого использования светотеневых эффектов. Живописные штудии научили работе с цветом. Накладывая цементную массу на фанеру и работая широким мастихином как кистью, художник рисует железным инструментом изящные фигуры, предметы и формы. Затем свои рельефы он расписывает акрилом или красит в один цвет. Очень эффектно выглядят медь или золото, которые он часто использует.

В этом случае рельефы получаются похожими на отлитые из металла доски, но с удивительной внутренней вибрацией «рваных» краев, с неожиданно воздушной, пористой текстурой материала. Возможно, впервые в истории рельефа, ограниченного, как правило, техническими особенностями отливки в формы, художнику удалось добиться фиксации свободного дыхания и импровизации, привычных в графике и живописи, но не существовавших доселе в твердом материале.

Сам художник считает, что творчество неразрывно связано с биологией человека. В искусстве первична не мозговая деятельность, но следование зову творческого инстинкта. Самое интересное выходит, когда мастер идет на поводу у неведомых ему сил, не отдавая себе отчета в том, к какой технике и стилю он обратится сегодня или завтра. Художественные находки и уникальный стиль Бориса Кочейшвили ценны вне всякого контекста, ибо в них есть то, что отличает настоящее искусство. Оглядываясь на пройденный художником путь, поражаешься удивительной свободе и разнообразию, и в то же время цельности этого мастера, верного самому себе независимо от времени и обстоятельств.

Борис Кочейшвили

Борис Кочейшвили

Любовники. 2009. Акрил, оргалит

Любовники. 2009. Акрил, оргалит

Вечер на Волге. 2002. Акрил, гофрокартон

Вечер на Волге. 2002. Акрил, гофрокартон

Знаки. 2009. Фанера, гипс, акрил

Знаки. 2009. Фанера, гипс, акрил

Цветок. 1998. Мелованная бумага, тушь, кисть

Цветок. 1998. Мелованная бумага, тушь, кисть

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru