Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 87 2008

Обдория — край полуночный

 

Золотая баба (Slata baba), т. е. Золотая старуха, это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора (Obdora) на том (ulterior, jenig) берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители (domini) которых, как говорят, все подчинены князю Московскому. Рассказывают, а выражаясь яснее, баснословят, будто идол Золотой cтарухи — это статуя в виде старухи, держащая на коленях (in gremio) сына, а там уже снова виден ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра.

Сигизмунд Герберштейн «Записки о Московии»

 

«…самое название Обдорской земли внесено в титул московского царя в 1554—55 гг. вместе с внесением царств Казанского и Астраханского. Известна же была русским людям эта земля, должно быть, довольно рано, еще при заселении ее зырянами, на языке которых Обдор значит низовье реки Оби. Эта самая крайняя, ближайшая к Уралу, страна в Сибири, доходившая до Ледовитого океана, вмещала устье Оби. Урал в северном конце своем от этой страны назывался у русских Обдорскими горами. Начинаясь от них, граница Обдора доходила на восток до Енисея, а на юг — до Кондийской земли. Главное место был Обдорск, вероятно построенный на месте более раннего зимовья на р. Полуе, впадающей в Обь, севернее Березова почти на 300 верст.

В этой землице, хотя и мало имевшей жителей, были свои князья, вероятно потомки Вымских, из которых Лугуй, на Оби владевший городками (в смысле простых становищ): Куноват, Илч-ма, Ляпин, Мункос, Юйла и Березовой, прислал в 1586 году своего человека с предложением подданства. Вероятно, сделал он это уже по случаю хозяйничанья на Конде, и тогда-то на него наложен ясак: 7 сороков соболей с обещанием царской охраны от недругов, прописанный в грамоте на его имя. Едва ли не последним Обдорским князем следует нам считать Ермака Мамрукова, в 1663 году повешенного в Березове за составление заговора против русских, которых хотел он перебить здесь, подговорив остяков и самоедов.

При Алексее Михайловиче мы знаем и имена природных остяцких князей (1679 г.): Гинду Моликова и Игычея Алачева. Род князей Алачевых (от Али-Джан) был, впрочем, другой, татарский».

П.Н.Петров «История родов русского дворянства»

 

Статьи, подготовленные научными сотрудниками Музейно-выставочного комплекса им. И.С.Шемановского в Салехарде, дают возможность прикоснуться к сокровенным памятникам искусства, хранимым ямальской землей, к биографиям самоотверженных первопроходцев, подвижников изучения и просвещения Ямальского Севера.

Обдория – край полуночный

Обдория – край полуночный

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru