Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 83-84 2007

Екатерина Шорбан.

Это все, что зовем мы родиной…

 

Когда думаешь об архитектуре Рязанщины, прежде всего перед глазами возникает картина Рязанского кремля, этого удивительного ансамбля XVIXIX столетий, где царит громада Успенского собора. Ведь во многих других известнейших старых русских городах — Твери, Ярославле, Архангельске, Кинешме, Шуе, Иванове — главные городские соборы были уничтожены. Более того, Рязанскому кремлю повезло вдвойне: в нем в 1960–1980-е годы была проведена очень квалифицированная реставрация.

За пределами Рязани, на просторах области, впрочем, как и по всей стране, ситуация в значительной степени иная. Там все еще остаются сотни и сотни разрушающихся замечательных и часто почти неизвестных памятников архитектуры. Вот почему столь важна государственная программа «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России». Ее задача — выявление и детальное исследование всех еще сохранившихся исторических зданий, их фотофиксация, обмеры, а затем выпуск многотомного энциклопедического издания «Свода» по каждой области. О программе «Свода памятников», начатой в 1967 году, журнал «Наше Наследие» уже рассказывал — «Отеческие пепелища» (№65 за 2003 год). За прошедшее с тех пор время работа значительно продвинулась: в добавление к уже вышедшим книгам по Брянской, Ивановской и Смоленской областям были изданы новые тома по Тверской и Владимирской областям; значительно возросло число ежегодных экспедиций в регионы страны. В списке «первоочередных» областей, по которым проводится систематическое обследование территорий, — Тверская, Костромская, Владимирская, Рязанская, Калужская, Архангельская, Ярославская области. Особо необходимо подчеркнуть, что финансирование экспедиционных и других исследовательских работ осуществляется в основном на гранты двух огранизаций — Российского фонда фундаментальных исследований РАН и Российского гуманитарного научного фонда.

И опять Рязанской области повезло: регулярные экспедиции «Свода» под руководством куратора области В.И.Колесниковой проводятся здесь с 1994 года. Обследована почти вся сельская территория области и часть городов, собран огромный материал — в фотографиях, описаниях и обмерных чертежах архитектура Рязанской области для истории сохранится, а для некоторых сооружений, возможно, документы «Свода» в будущем послужат главной основой реставрационных работ.

За советское время, как и по всей стране, в Рязанской области было утрачено от 50 до 90% сельских церквей и дворянских усадеб, 50-70% исторической городской и сельской жилой застройки. В последние годы, в связи со строительным бумом, процент утрат памятников жилой архитектуры в больших городах значительно увеличился. Вместе с тем в постсоветский период ситуация начала меняться, особенно в сфере церковного зодчества. Появилась надежда на физическое сохранение (пока, как правило, без квалифицированной реставрации) многих вновь открытых храмов и монастырей. Пожалуй, наиболее хорошая и, главное, перспективная ситуация складывается в монастырях. Благодаря тому что эти комплексы начинают возрождаться, возникает реальная возможность спасения их архитектуры. Монастыри находятся в разном физическом состоянии — некоторые из них, например известный монастырский комплекс XVII века в Солотче (который и в советское время считался вторым по значимости памятником области после Рязанского кремля) достаточно благополучен, за исключением почти полностью утраченных церковных интерьеров. Активно воссоздается чрезвычайно живописный комплекс Иоанно-Богословского монастыря в Пощупове Рыбновского района. Там практически из руин воссоздан старый двухэтажный собор XVII века; на очереди восстановление характерного для эпохи эклектики собора XIX века. Проводятся масштабные ремонтные работы в монастырях Шацкого района (эти земли до революции относились к Тамбовской губернии). В знаменитом Свято-Успенском Вышенском монастыре, где многие годы провел Феофан Затворник, пока еще в многочисленных жилых корпусах располагается психиатрическая больница. Вместе с тем в малом Успенском соборе XVII века уже проводятся службы, а два других больших собора XIX столетия в формах классицизма — ампирный Казанский собор и позднеклассицистический собор Рождества Христова — восстанавливаются. Важно, что у обоих сооружений в недавнее время под надзором опытных реставраторов были возведены купола и главы — задача, с которой обычные строители плохо справляются. Другой интересный монастырский ансамбль с характерным для XVIII века регулярным планом, Старо-Чернеевский Никольский монастырь, постепенно восстанавливается. Правда, в последние годы там произошли и утраты: в интерьере большого Никольского собора во время неквалифицированного ремонта были сбиты настенные росписи XIX века. Теперь они остались только на фотографиях «Свода памятников».

В гораздо более худшем положении находятся сельские дворянские усадьбы, многие из которых еще стоят пустыми и не имеют реальной перспективы восстановления. Большинство наиболее выдающихся памятников, о которых мы скажем сегодня, связаны с культурой дворянских усадеб XVIIIXIX веков. Как правило, одной и той же фамилии крупных землевладельцев в этот период принадлежали группы или «кусты» поместий — таковы усадьбы Рюминых-Хлебниковых, Баташовых, фон Дервиз и многих других.

Среди не очень многочисленных усадебных кирпичных храмов середины XVIII века выделяется необыкновенно стройным изысканным силуэтом и выразительным барочным декором церковь Благовещения в селе помещиков Рюминых (позднее Хлебниковых) Коленцы Старожиловского района. Здание чудом сохранило все основные части — высокий ярусный объем холодного храма, высокую колокольню и соединяющую их пониженную трапезную XIX века. Церковь до сих пор стоит без окон и дверей, и ее судьба вызывает тревогу, так же как и расположенное неподалеку уникальное здание руинированной игольной фабрики 1790-х годов (построенное предположительно по проекту В.П.Стасова), напоминающее своей архитектурой большой усадебный дворец, а не утилитарное промышленное сооружение.

Другим, пожалуй одним из самых удивительных памятников конца XVIII века, является огромный двухэтажный белокаменный храм Троицы в усадьбе Баташовых Гусь-Железный Касимовского района (колокольня завершена уже в XIX веке). К счастью, в нем ведутся восстановительные работы; в нижнем этаже проходят службы. Благодаря своим не имеющим прямых аналогов формам, храм в Гусе-Железном не раз в литературе приписывался руке самых видных мастеров того времени (на самом деле его автор еще остается неизвестным). Памятник сочетает в себе мотивы романского зодчества и классицизма с неоготическими чертами. Необыкновенно эффектен гигантский ордер здания, с монументальными колоннами, охватывающими основной объем по всей высоте, и развитым венчающим стены антаблементом. В высоком интерьере верхней холодной церкви уцелела рама иконостаса в формах неоготики. Расположенные недалеко от церкви другие части усадьбы находятся в разном состоянии: почти утрачен комплекс железоделательного завода, большой усадебный дом требует срочных восстановительных работ, так же как и обширный парк, некогда насыщенный разнообразными павильонами и садовыми «затеями».

К концу XVIII века относится и другой незаурядный памятник — скотный двор в усадьбе Ермоловых Красное под Михайловым. Круглое в плане сооружение напоминает по форме корону с фантастическими фигурными завершениями — килевидными фронтонами, шпилями, зубчатыми башнями. На фоне краснокирпичных стен контрастно выделяются белокаменные детали тонкого рисунка. В этой статье мы приводим фотографию конца 1990-х годов, на которой здание, хотя и полуразрушено, но с подлинными формами. За прошедшее время состояние сооружения изменилось, оно приспособлено под жилье и должно частично сохраниться, хотя и с утратами фрагментов декоративного убранства. Впрочем, судьба усадьбы Красное не может не волновать: еще в 1990-е годы ее редчайший по художественной композиции английский пейзажный парк стал застраиваться дачами, и процесс разрушения садово-паркового комплекса продолжается.

По сравнению с описанными выше памятниками в гораздо более плачевном, поистине удручающем состоянии находится другое здание конца XVIII столетия — церковь Преображения в поместье Протасьевых Протасьев Угол Шацкого района. Это сооружение, возведенное по проекту Матвея Федоровича Казакова, является почти точным повторением московской церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке. Удивителен трехлепестковый план храма с центральным купольным ротондальным объемом, усложненным тремя примыкающими к нему пониженными круглыми частями. Сильно поврежденная церковь еще сохранила тонкопрофилированные белокаменные детали, которые, как кажется, превосходят по качеству рисунка сам московский прототип.

Значительную группу незаурядных архитектурных памятников Рязанской земли составляют постройки первой трети XIX века в формах классицизма. Есть среди них очаровательные, но совсем неизвестные сооружения — такие, как заброшенная церковь Воздвижения Креста в селе Проне Городище Михайловского района (основа здания относится к 1765 году; в 1820-е годы оно было перестроено и получило замечательные дорические портики) или Казанская церковь 1810-х годов в селе Данилово Ермишенского района. Последняя выполнена в форме двусветной ротонды с примыкающими к основному объему небольшими двухколонными портиками. Другие храмы того же периода, о которых обязательно необходимо сказать, достаточно известны и входят в категорию памятников федерального значения. Церковь Рождества Богородицы в усадьбе Хлебниковых Истье Старожиловского района была возведена в 1800–1810-е годы по проекту выдающегося мастера классицизма В.П.Стасова, которого связывала с владельцами поместья давняя дружба. Хотя для храма в Истье, судя по старым лесам, лет 15-20 назад был выполнен проект реставрации, здание постепенно разрушается, так же как и другой памятник, также один из лучших в Рязанской области — церковь Рождества Богородицы в селе Перевлес. Храм, возведенный в 1824–1839 годах, отличается хорошо выверенными пропорциями и тонким исполнением ордерных элементов. Чрезвычайно выразительна пятиярусная колокольня, в которой глухие цилиндрические объемы, прорезанные крупными, в двухколонных портиках, окнами, чередуются с ярусами, окруженными мощными колоннадами. Примерно к этому же времени относится и чрезвычайно живописная городская усадьба Кастровых в Касимове (предположительно построенная по проекту архитектора Гагина). И главный дом, и службы, и парадные ворота этого комплекса требуют реставрации: падают украшающие их кирпичные фасады белокаменные детали.

В середине — второй половине XIX века в Рязанской губернии наблюдался новый подъем усадебного строительства. Особенно интересны постройки, относящиеся к разным линиям романтического направления в зодчестве данного периода. Почти каждое такое здание уникально по своим формам. В комплексе служб 1840-х годов (?) усадьбы Всеволожских Большая Алешня использованы мотивы средневековой крепостной архитектуры.

Другой замечательный ансамбль этого периода — усадьба баронов фон дер Лауниц Каргашино Сасовского района — относится к ярчайшим памятникам неоготики третьей четверти (?) XIX века. Стилистически единый комплекс, включающий разбросанные по обширному парку сооружения — главный дом, службы и большой конный двор, выполнен в очень своеобразных формах, восходящих к западноевропейской готике. В настоящее время усадьба Каргашино, которая могла бы стать украшением любого самого престижного туристического маршрута, очень сильно разрушена. Стоящий на берегу пруда главный дом, который еще в 1970–1980-е годы был целым и использовался администрацией местного совхоза, почти утрачен. Величественное здание конного двора еще сохранило свои основные части, но, похоже, также постепенно превращается в фантастический «мираж».

Яркую группу рязанских памятников конца XIX века образуют усадьбы, возведенные фамилией фон Дервиз, крупными предпринимателями, строителями железных дорог. Все комплексы различны по структуре и составу зданий, поскольку одни из них создавались как парадные увеселительные резиденции, а другие как промышленные усадьбы. В усадьбе С.П. фон Дервиз Кирицы в конце 1880-х — в 1890-е годы был создан роскошный ансамбль дворцового типа, со сложной планировочной композицией и различными функциональными зонами, каждая из которых имела индивидуальную архитектурную трактовку. Гигантский парк усадьбы, в соответствии с масштабами состояния фон Дервиз, был предназначен в основном для прогулок верхом. Это одно из ранних творений Федора Осиповича Шехтеля, в котором им причудливо соединены архитектурные мотивы разных эпох мирового зодчества — от античности и романики до средневековой крепостной архитектуры. С 1930-х годов и по сей день здесь размещается очень серьезное лечебное учреждение. Благодаря умелому использованию усадьбы и большим финансовым вложениям Минздрава РФ в последние годы здесь силами рязанских реставраторов проведена серьезная реставрация большого дворца. В настоящее время перед его главным фасадом восстанавливается террасный парк с системой фонтанов, парковых павильонов и скульптурой. Это, пожалуй, один из чрезвычайно редких примеров грамотной реставрации недавнего времени не только в Рязанской области, но и в масштабах страны. Другая гораздо более крупная по числу построек «промышленная» усадьба фон Дервиз Старожилово напоминает скорее небольшой городок, состоящий из многочисленных зданий конного завода. Постройки этой усадьбы, выполненные в формах романтизированной эклектики, находятся в разной степени сохранности. Наиболее представительно и сравнительно хорошо содержится главное здание конного двора. А вот в другом имении, Соха, той же фамилии великолепный дворец в стиле необарокко почти утрачен. В чуть лучшем, но также аварийном состоянии находится и еще одна усадьба — Костино Никитских, Рыбновского района. Ее главный дом 1910-х годов — еще один, теперь уже поздний, шедевр Ф.О.Шехтеля. В этой одной из последних работ мастера в обращенных к воспоминаниям об античной архитектуре ионических колоннах дворца — как будто бы ощущается затаенное щемящее предчувствие надвигавшейся на Россию катастрофы.

Со времени строительства дворца в Костине прошло без малого сто лет. И сегодня остается с еще большей грустью вспоминать строки великого русского поэта, уроженца расположенного совсем рядом рязанского села:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой пустырь,

Сенокос некошенный,

Лес да монастырь...

Вид Рязанского кремля. Акварель мещанина Михаила Бровкина. 1865. Фрагмент. РИАМЗ

Вид Рязанского кремля. Акварель мещанина Михаила Бровкина. 1865. Фрагмент. РИАМЗ

Храпово (ныне — в черте Рязани). Церковь Покрова. 1686; середина XVIII века. Фото Е.Шорбан

Храпово (ныне — в черте Рязани). Церковь Покрова. 1686; середина XVIII века. Фото Е.Шорбан

Гусь-Железный Касимовского района. Интерьер церкви Троицы. Конец XVIII века. Фото Е.Шорбан

Гусь-Железный Касимовского района. Интерьер церкви Троицы. Конец XVIII века. Фото Е.Шорбан

Николо-Чернеевский монастырь. Вторая половина XVII – начало XX века. Фото Е.Шорбан

Николо-Чернеевский монастырь. Вторая половина XVII – начало XX века. Фото Е.Шорбан

Успенский Вышенский монастырь. Шацкий район. Казанский собор. Первая четверть XIX века. Фото Е.Шорбан

Успенский Вышенский монастырь. Шацкий район. Казанский собор. Первая четверть XIX века. Фото Е.Шорбан

Данилово Ермишенского района. Казанская церковь. 1812. Фото Е.Шорбан

Данилово Ермишенского района. Казанская церковь. 1812. Фото Е.Шорбан

Солотча. Покровский монастырь. Фрагмент восточного фасада церкви Святого Духа. 1688–1689. Фото Е.Шорбан

Солотча. Покровский монастырь. Фрагмент восточного фасада церкви Святого Духа. 1688–1689. Фото Е.Шорбан

Коленцы Старожиловского района. Усадьба Рюминых-Хлебниковых. Церковь Благовещения. 1752–1755. Фото Е.Шорбан

Коленцы Старожиловского района. Усадьба Рюминых-Хлебниковых. Церковь Благовещения. 1752–1755. Фото Е.Шорбан

Касимов. Усадьба Кастрова. Вторая четверть XIX века. Фото Е.Шорбан

Касимов. Усадьба Кастрова. Вторая четверть XIX века. Фото Е.Шорбан

Село Перевлес Старожиловского района. Церковь Рождества Богородицы. 1820-е годы. Фото Е.Шорбан

Село Перевлес Старожиловского района. Церковь Рождества Богородицы. 1820-е годы. Фото Е.Шорбан

Село Ижевское Спасского района. Церковь Успения. Начало XX века. Фото Е.Шорбан

Село Ижевское Спасского района. Церковь Успения. Начало XX века. Фото Е.Шорбан

Гусь-Железный Касимовского района. Церковь Троицы. Конец XVIII века. Фото Е.Шорбан

Гусь-Железный Касимовского района. Церковь Троицы. Конец XVIII века. Фото Е.Шорбан

Каргашино Сасовского района.  Конный двор  в усадьбе  фон дер Лауниц. Третья четверть XIX века. Фото Е.Шорбан

Каргашино Сасовского района. Конный двор в усадьбе фон дер Лауниц. Третья четверть XIX века. Фото Е.Шорбан

Усадьба Красное Михайловского района. Скотный двор. Конец XVIII века. Фото Е.Шорбан

Усадьба Красное Михайловского района. Скотный двор. Конец XVIII века. Фото Е.Шорбан

Село Проня Городище Михайловского района. Церковь Воздвижения Креста. 1765; 1820-е годы. Фото Е.Шорбан

Село Проня Городище Михайловского района. Церковь Воздвижения Креста. 1765; 1820-е годы. Фото Е.Шорбан

Костино Рыбновского района. Главный дом усадьбы Никитских. Начало XX века. Фото Е.Шорбан

Костино Рыбновского района. Главный дом усадьбы Никитских. Начало XX века. Фото Е.Шорбан

Кирицы Спасского района. Главный дом усадьбы фон Дервиз. 1880–1890-е годы. Архитектор Ф.О.Шехтель. Фото Е.Шорбан

Кирицы Спасского района. Главный дом усадьбы фон Дервиз. 1880–1890-е годы. Архитектор Ф.О.Шехтель. Фото Е.Шорбан

Солотча. Покровский  монастырь. Церковь Святого Духа с трапезной палатой. 1688–1689. Фото Е.Шорбан

Солотча. Покровский монастырь. Церковь Святого Духа с трапезной палатой. 1688–1689. Фото Е.Шорбан

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru