Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 82 2007

Алла Галкина, Марина Котова

 

Художественные сокровища Рязани

 

История создания Рязанского художественного музея тесно связана с событиями самых первых лет ХХ века, когда рязанцы получили возможность регулярно знакомиться с выставками произведений изобразительного искусства1. Начало художественным вернисажам положили Александр Александрович Киселев-Камский и Владимир Павлович Соколов. И тот и другой — личности по-своему незаурядные.

А.А.Киселев-Камский (1868–1941) — офицер Нежинского пехотного полка рязанского гарнизона, художник-самоучка, в 1905 г. вышел в отставку. Сдав экзамен на звание учителя рисования в Петербургской Академии художеств, он преподавал, писал пейзажи, выполнял декорации для постановок рязанского театра. Был хорошо знаком со многими известными мастерами: братьями Маковскими, А.Н.Шильдером, В.В.Верещагиным, Н.Н.Каразиным и другими2.

Его помощник и друг В.П.Соколов (1860–1913) — землемер по образованию. Некоторое время учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и художественной школе А.Л.Штиглица. В Рязани жил с 1890 г. Преподавал рисование в Доме трудолюбия, а в свободное время писал пейзажи и натюрморты. О том, что он активно интересовался современной жизнью общества, говорят его статьи и острые сатирические рисунки на злободневные темы в газете «Рязанские ведомости» того времени.

Оснований для организации выставок было предостаточно. В Рязанской губернии, помимо уже упоминавшихся самобытных мастеров, работали другие художники — любители и профессионалы3. Имена некоторых из них знают лишь немногие специалисты, а творчество еще нуждается в осмыслении. Вместе с тем, без них совершенно невозможно представить творческую атмосферу тех лет.

К концу ХІХ столетия наиболее известным был Николай Васильевич Шумов (1827–1905).

Н.В.Шумов первоначальное образование получил в местной солотчинской иконописной мастерской, что в значительной степени предопределило его дальнейшую судьбу. Учеба вольноприходящим в Петербургской Академии художеств (1850–1853) позволила ему расширить свои познания. Впоследствии он писал портреты, давал уроки рисунка и живописи. Однако предпочтение отдавал иконописи. Работы, созданные им в собственной мастерской, получили известность далеко за пределами Рязани.

Из числа его учеников выделяется Сергей Александрович Пырсин (1868–1962), жанрист и портретист, сын крестьянина, достаточно рано проявивший способность к рисованию. Благодаря поддержке помещицы Е.М.Титовой, учился в Петербурге, сначала в художественной школе Штиглица, а затем в классе талантливого педагога П.П.Чистякова в Академии художеств. В 1897 г. продолжил образование в Дюссельдорфской Академии художеств. В 1904-м Пырсин вернулся на родину, в Рязань, где целиком посвятил себя преподавательской деятельности.

Среди наиболее активных участников художественных выставок тех лет следует отметить и Якова Яковлевича Калиниченко (1869–1938), уроженца Полтавской губернии.

В 1902 г. он поселился в имении жены в Рязанской губернии, а в 1917-м — переехал в Рязань. Жанрист, портретист, пейзажист. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1889–1893), в Академии художеств у В.Е.Маковского. Участник выставок Московского Товарищества художников (МТХ), Ассоциации художников революционной России (АХРР), придерживался традиций позднепередвижнической жанровой живописи4.

К участию в рязанских выставках приглашались также известные московские художники. Среди них можно было увидеть членов Товарищества передвижников и Союза русских художников, таких как Н.А.Касаткин, В.В.Переплетчиков, Н.М.Чернышов и другие. Так на выставках в Рязани оказались работы Захара Степановича Шмелева (1876–1944), ученика А.Е.Архипова, В.А.Серова и И.Е.Репина, произведения самого Абрама Ефимовича Архипова (1862–1930), выдающегося жанриста, пейзажиста, создателя особых крестьянских портретов-типов. Выходец из рязанских крестьян, А.Е.Архипов обосновался в Москве, но на выставки работы давал охотно.

Совершенно особая роль в истории Рязанского края была уготована другому известному художнику — Ивану Петровичу Пожалостину (1837–1909).

Сын крестьянина села Еголдаева Ряжского уезда, он, окончив Петербургскую Академию художеств, стал гравером на меди. Им создана целая галерея портретов известных общественных и литературных деятелей. В 1894 г., после реформ в Академии художеств, И.П.Пожалостин оставил Петербург и вернулся на родину — в Рязань, где прожил последние пятнадцать лет. По воспоминаниям современников, художник был человеком общительным, авторитетным, охотно участвовал в выставках.

В городе постепенно формировался свой круг коллекционеров. Самым значительным собранием обладал городской голова И.А.Антонов, сын купца и тоже известного собирателя предметов старины А.В.Антонова. Живопись, фарфор, мебель — это далеко не полный перечень интересов И.А.Антонова. Приличные коллекции имели рязанский губернатор князь А.Н.Оболенский, знатные рязанские роды — Муромцевы, князья Барятинские, князья Гагарины, князья Голицыны и другие.

А.А.Киселев-Камский и В.П.Соколов сумели найти поддержку у коллекционеров, и наряду с произведениями современных мастеров на вернисажах выставлялись работы из частных собраний.

Начиная с 1906 г. художественные выставки стали ежегодными, а к 1912 г. Киселев-Камский с товарищами приходит к выводу: городу нужен художественный музей5.

8 марта 1913 г. на квартире Александра Александровича на Дворянской улице состоялось историческое событие: художники А.А.Киселев-Камский, В.П.Соколов, С.А.Пырсин, жена Киселева-Камского — Екатерина Алексеевна, юрист А.К.Радугин, врач В.С.Дурнев, краевед И.И.Проходцев — всего 19 человек, подписали устав учрежденного ими Общества Рязанского художественно-исторического музея имени И.П.Пожалостина. Согласно уставу общество «своей основной целью ставит создание в Рязани Художественно-исторического музея, задачей которого являются заботы о художественном развитии Рязани и Рязанской губернии, путем подбора художественно-исторических произведений всех областей искусства. <…> В члены Общества за исключением несовершеннолетних учащихся поступает неограниченное число лиц, сочувствующих его цели и согласных с настоящим уставом без различия пола, общественного положения и вероисповедания, но не иначе, как по рекомендации не менее трех членов Общества»6.

30 марта 1913 г. городская Дума зарегистрировала Общество Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П.Пожалостина. Эту дату принято считать днем основания музея.

Имя Ивана Петровича Пожалостина присвоено музею по предложению А.А.Киселева-Камского и при общей поддержке учредителей.

С первых дней существования музейное собрание пополнялось за счет пожертвований. Дочери И.П.Пожалостина, Екатерина Ивановна и Александра Ивановна, подарили семнадцать работ отца. Свой вклад внесли учредители. Благородную акцию поддержали крупные московские мастера: К.В.Лебедев, В.А.Виноградов, В.И.Бакшеев, В.Н.Мешков, В.А.Ватагин и другие. Их произведения и сегодня можно увидеть в экспозиционных залах.

Однако относительное благополучие длилось недолго. Уже в 1914 г. Общество Рязанского художественно-исторического музея оказалось в сложном положении. Из-за отсутствия помещения не смогли создать постоянную экспозицию и обеспечить надлежащие условия хранения экспонатов. Было принято решение передать музей в ведение города.

Наконец 23 марта 1915 г. открыли первую экспозицию музея. Она разместилась в трех залах Романовского училища на Семинарской улице (ныне — один из корпусов Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина). По каталогу всего на хранении находилось 72 произведения7. Однородностью собрание не отличалось. Имелись предметы и вовсе не имеющие отношения к изобразительному искусству. К тому же положение музея стало не многим лучше. Средств по-прежнему не хватало, помещение было временным, а совсем скоро грянули преобразования, коренным образом изменившие его судьбу.

В 1918 г. музей сначала подчинили Рязанской губернской комиссии народного просвещения, а затем созданный в том же году Губернский историко-краеведческий музей вобрал в себя коллекции Городского художественно-исторического музея имени профессора И.П.Пожалостина, военного музея бывшего Нежинского полка, епархиального древлехранилища, Музея ученой архивной комиссии, Музея кустарной художественной промышленности.

И все же музей не погиб, не растворился бесследно в новой организации. Лишившись самостоятельности, на правах художественного отдела он активно включается в собирательскую деятельность, принимает произведения живописи, графики, фарфор, мебель из национализированных помещичьих усадеб Рязанской губернии, а из церквей города — иконы.

Среди многочисленных поступлений первых послереволюционных лет встречались подлинные шедевры. Так в собрании оказались «Венецианский пейзаж» итальянского художника XVIII века Франческо Гварди (1712–1793), картины «малого голландца» Адриана Ван Остаде (1610–1684) «В сарае» (1639) и «Странствующий музыкант» (1655), произведения поступили из имения князей Барятинских; полотно французского художника Симона Вуэ (1590–1664) «Отцелюбие римлянки» (1620-е гг.) — из имения князей Белосельских-Белозерских.

Картина с редким сюжетом «Отцелюбие римлянки» поступила в музей как творение другого известного мастера — Гвидо Рени (1575–1642). На обороте холста имелась соответствующая надпись. Авторство было установлено позднее в результате проведения реставрационных работ сотрудниками Московского музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина8. Тогда же была проведена атрибуция еще двух картин, значившихся как работы неизвестных художников. В результате со временем собрание пополнилось первоклассными произведениями голландской школы — предшественника Рембрандта Яна Симона Пейнаса (ок. 1583–1631) «Пророк Елисей и полководец Нееман» (1610-е гг.) и венецианской школы — Джованни Баттиста Крозатто (1685–1758) «Жертвоприношение Поликсены» (1640-е гг.).

Параллельно формировался раздел графики, в котором выделились работы К.Коро, Э.Изабе, И.-Л. Блелер, Д.Джиганте, И.Кнебель, а также полузабытых, но талантливых итальянцев первой половины — середины XIX века Морелли, Мончи, Сегри и других.

В коллекции Рязанского художественного музея Западная Европа представлена и другими, не менее выдающимися произведениями известных авторов, в том числе декоративно-прикладного искусства. Однако изначально в собрании преобладало русское искусство, пополнение которого шло гораздо активнее9.

Так, из пяти полотен кисти В.А.Тропинина в экспозиции одним из первых был представлен портрет писателя Степана Дмитриевича Нечаева (конец 1820-х — начало 1830-х гг.) из имения Ю.С.Нечаева-Мальцева (значился как портрет неизвестного)10. Из имения князей Гагариных в с. Коровине Михайловского уезда поступили графические произведения русских мастеров первой половины ХІХ века. Из собрания городского головы И.А.Антонова в музей передали коллекцию русского художественного фарфора, работы старых мастеров, в том числе полотна Николая Степановича Иванова (1816–1891) «Вид на старобазарную площадь в Рязани» (1840-е гг.), « Общий вид кремля в Рязани» (1840-е гг.), «Крестьянка с ручным жерновом» (1840-е гг.), ставших со временем украшением раздела, который представляет творчество рязанских живописцев ХІХ столетия.

Н.С.Иванов — фигура значимая для своего времени. Сын купца, в 1839 г. окончил Московский художественный класс и поступил учителем рисования в Рязанскую мужскую гимназию. Именно у него брал уроки И.П.Пожалостин, когда готовился к поступлению в Академию художеств. Жанрист, портретист, пейзажист Н.С.Иванов при жизни получил признание в академических кругах, а его картины были замечены крупными исследователями русского искусства. Первое упоминание о нем встречается еще у Н.П.Собко в его масштабном и основательном «Словаре русских художников», 1895 г.11 В Рязани Н.С.Иванов прожил до конца своих дней. В Государственном архиве Рязанской области хранятся материалы, повествующие о жизни и творчестве художника12.

В это же время, в 1919 г., в музей передали из собрания Мерхелевичей (с. Стенькино Рязанского уезда Рязанской губернии) десять полотен, автором которых является Надежда Александровна Дубовицкая (1817–1893).

В искусствоведческих публикациях ее имя практически не встречается, а творчество еще ждет своего исследователя13. Н.А.Дубовицкая принадлежала к дворянскому роду. Проживала в основном в Москве. В своем родовом имении в с. Стенькине она бывала наездами, часто путешествовала по Европе: Прага, Париж, Дрезден, Мюнхен, Рим, Флоренция, Вена, Гавр. Переезды нередко были связаны с семейными обстоятельствами. Ее отцом был Александр Петрович Дубовицкий (1782–1848), основатель религиозной секты «Возрождение» или «Духовные скопцы» хлыстовского толка, попавший в немилость у императора Николая I, а потому отовсюду гонимый.

Специального художественного образования Н.А.Дубовицкая не получила. Предполагается, что интерес к творчеству у нее пробудился не без участия В.Л.Боровиковского. Основанием для подобного вывода послужили многочисленные портреты Дубовицких, принадлежащие кисти художника, и сведения из биографии самого Боровиковского. Во всяком случае, отрицать его знакомство с этой семьей невозможно. Кроме того, в конце 1830-х — начале 1840-х гг. Н.А.Дубовицкая занималась у известного пейзажиста Максима Никифоровича Воробьева (1787–1855). Из фактов ее биографии известно, что она являлась участницей академической выставки 1846 г. Незаурядны пейзажи Дубовицкой «Вид на город за рекой» (1840-е гг.), «В море» (1842), «Буря на море» (1840-е гг.).

Музей практически постоянно собирает работы художников, чья жизнь и творчество были связанны с Рязанью: А.Е.Архипова, Ф.А.Малявина, П.И.Боклевского и других менее известных, например, художника-передвижника Семена Гавриловича Никифорова (1877–1912). Чрезвычайно одаренный С.Г.Никифоров был известен как жанрист, портретист, анималист, пейзажист, рисовальщик. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1898), где учился у А.С.Степанова и В.А.Серова. Затем продолжил обучение пенсионером в Италии (1910–1911). Блестящий колорист, тонко чувствующий цвет и фактуру, он оставил довольно значительное наследие. Из мастерской живописца в селе Саженеве Рязанского уезда Рязанской губернии в 1927 г. в фонды передали более 100 его полотен. В настоящее время изучение творческого наследия Никифорова продолжается.

Однако при обилии экспонатов экспозиция тех лет не отражала исторической последовательности развития русского искусства.

По заявкам музея Государственный музейный фонд пополнил собрание первоклассными произведениями живописи, графики, скульптуры известных художников XVIII — начала XX века: портретами В.Л.Боровиковского, В.А.Тропинина, И.Е.Репина, полотна В.Г.Перова, И.К.Айвазовского, А.К.Саврасова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова, Н.С.Гончаровой, Д.Д.Бурлюка, К.Ф.Богаевского, графическими работами М.В.Врубеля, Н.К.Рериха, А.Н.Бенуа, В.Э.Борисова-Мусатова, А.Я.Головина, С.Ю.Судейкина, В.Гау, скульптурой С.Т.Коненкова, П.П.Трубецкого и многих других.

К работе в художественном отделе Губернского музея привлекались историки, краеведы, преподаватели истории искусств и студенты Рязанского художественно-педагогического техникума. Среди них встречались истинные подвижники музейного дела, чьи имена сегодня составляют гордость земли рязанской — Дмитрий Дмитриевич Солодовников и Георгий Карлович Вагнер.

Д.Д.Солодовников (1872–1944) — историк, организатор краеведческой и музейной работы. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1898 г. был выслан в Рязань за пропаганду социал-демократических идей. В художественный отдел пришел в 1921 г., в течение ряда лет возглавлял его, сочетая основную работу с должностью ученого хранителя музейных ценностей.

Г.К.Вагнер (1908–1995) — доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин города Рязани. Детство провел в старинном селе Исады, в г. Спасске, а затем — в Рязани, где будущий известный ученый с 1927-го по 1930 г. учился в художественно-педагогическом техникуме (ныне — Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера). Параллельно с 1928 г. под руководством блестящего педагога, историка искусств Андрея Ильича Фесенко проходил музейную практику в художественном отделе Губернского музея. В 1932 г. Г.К.Вагнер возглавил картинную галерею, он стал автором новой экспозиции, концепцию которой одобрил Ученый совет Государственной Третьяковской галереи. К сожалению, работа была прервана трагическим поворотом судьбы. В 1937 г. Вагнера арестовали. Из записок Георгия Карловича, хранящихся в архиве научной библиотеки музея, видно, что он пострадал за неосторожные высказывания на экскурсии о сносе в Москве Сухаревой башни и храма Христа Спасителя14.

Только в 1947 г. Вагнер вернулся в Рязань, но ненадолго. В июне 1948 г. он оставил город. Однако связь с родиной не прерывалась. Широко известны его труды по архитектуре, живописи края.

Коллекции Губернского музея первоначально располагались в здании «Дворца Олега», в Рязанском Кремле. С годами постоянно пополнявшееся собрание снова оказалось в опасности из-за тесноты в хранении, недостатка экспозиционных площадей. Возникла проблема с реставрацией, изучением памятников, и в 1931 г. был выделен в самостоятельную часть и перемещен в отдельный корпус художественный отдел.

В 1937 г. в связи с образованием Рязанской области по постановлению Народного комиссариата просвещения экспозиции Губернского музея подверглись коренной перестройке. В результате путем выделения художественных экспонатов из ведения Рязанского краеведческого музея (новое название Губернского музея, которое он получил в 1937 г.; в настоящее время — Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник) 1 апреля 1938 г. по решению музейно-краеведческого отдела Наркомпроса РСФСР был создан Рязанский областной художественный музей. Имя И.П.Пожалостина из его названия исчезло.

Как и вся страна, музей пережил тяжелые годы Великой Отечественной войны. Лучшая часть собрания была эвакуирована. Впоследствии потребовалось время на восстановление его в первоначальном виде.

В 1960–1970-е гг. вновь оживает собирательская деятельность. Поиски новых экспонатов производились не спонтанно, им предшествовала кропотливая научно-исследовательская работа. В результате экспедиций, состоявшихся при участии сотрудников Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, удалось собрать уникальные образцы древнерусской живописи XVIXIX веков, довольно редкие для центральных областей России произведения полихромной деревянной скульптуры.

Коллекция иконописи художественного музея — небольшая, чуть более ста единиц хранения, но качественная. В силу исторически сложившихся условий на рязанской территории почти не сохранилось памятников древнего периода. Проведение реставрационных работ позволило специалистам ввести в научный оборот произведения, подтверждающие существование до присоединения в ХVІ веке Рязанского княжества к Москве самобытной школы иконописи. Одна из наиболее значительных — икона «Архангел Михаил с чудом в Хонех» начала XVI века из Архангельского собора в Рязани и ряд других являются ярким тому доказательством.

Специалистами также отмечается своеобразие художественного стиля рязанской деревянной скульптуры на фоне более известных собраний музеев Архангельска, Перми, Вологды, но, учитывая, что резные изображения других областей центральной России еще недостаточно изучены и не опубликованы, делать однозначные выводы о специфике этого стиля рано15. Это скорее заявка на дальнейшее исследование.

Одним из самых древних произведений рязанской пластики, представленных в музее, является резная икона «Архангел Михаил» (начало XVI века) из Покровской церкви села Путятина Сапожковского уезда Рязанской губернии. На редкость лаконичная, лишенная признаков натурализма строгая фигура архистратига в доспехах, с мечом, с развернутыми крыльями и красным плащом вписана в сложный по профилю ковчег. Героическая трактовка образа не случайна. Само происхождение иконы, с так называемой Шацкой засеки, говорит о многом, и, в первую очередь, очевидна ее роль своеобразного оберега земли русской.

Первое упоминание об иконе из с. Путятина встречается еще в 1887 г. в Трудах VІІ Археологического съезда в Ярославле16. Впоследствии она не раз становилась объектом пристального изучения, но до сих пор рельеф с изображением архангела Михаила занимает совершенно особенное место в искусстве рязанского края, и не только. Насколько известно, исследователями еще не было выявлено ни одной резной иконы на эту тему.

В эти же 60–70-е гг. ХХ века благодаря экспедициям музейное собрание пополнили образцы декоративно-прикладного и народного искусства, в том числе изделия местных промыслов: скопинская керамика, михайловское цветное кружево, кадомская вышивка.

Сотрудники музея приобретали редкие произведения у потомков мастеров либо последних из оставшихся в живых. Среди них есть такие, о которых известно только специалистам узкого круга. Например, вырковская игрушка. Примитивная по форме, грубоватая в пластике и по цвету, она несет в себе исконные корни старого, домашнего мастерства.

В 1980 г. город передал музею только что отреставрированный двухэтажный особняк конца XVIII — первой трети XIX века на старинной Владимирской улице, ныне — улица Свободы. Построенный в стиле русского классицизма, он напоминает лучшие произведения выдающегося архитектора Матвея Казакова. Дворцом Рюмина называют особняк горожане, по имени его первого владельца — Гавриила Васильевича Рюмина. Купец-миллионер Г.В.Рюмин (?–1827) за верную службу Отечеству был пожалован правами потомственного дворянина и дворянским гербом. С 1833 г. и до революции здание занимал благородный пансион губернской мужской гимназии.

Новое здание открыло большие возможности для всех видов музейной деятельности, в том числе собирательской. Символично, но одним из первых существенный вклад сделал коллекционер-любитель. В 1981 г. согласно завещанию В.В.Крестьянинова вся его коллекция перешла в дар музею, и с тех пор так и называется: «Собрание Крестьянинова».

Василий Васильевич Крестьянинов родился в 1897 г. в с. Шацкая слобода Сапожковского района Рязанской губернии. С 1918 г. его жизнь была связана с армией. В 1933 г. он окончил инженерный факультет Военно-воздушной Академии им. Жуковского, где впоследствии преподавал. В 1934–1938 гг. был направлен на стажировку в Высшую Национальную французскую школу Воздушного флота в Париже. Возможно, там и зародился у него интерес к искусству. В 1941 г. он становится преподавателем Ленинградской Военно-воздушной Академии. В отставку В.В.Крестьянинов вышел в звании генерал-майора. Вся его послевоенная жизнь прошла в Ленинграде.

Коллекцию живописи он начал собирать в 1950-е гг. в Ленинграде.

Собрание Крестьянинова насчитывает 56 картин и рисунков преимущественно русских художников. Оно цельное в хронологическом и художественном смысле. Здесь представлены работы художников второй половины XIX в., так называемых академического и салонного направлений. Сегодня художники этого ряда ценятся за свое живописное мастерство и приверженность идеалам красоты. Творчество Г.Семирадского, П.Мея, С.Бакаловича наполнено дыханием вечной классики и в то же время является отражением вкусов значительной части русского общества конца XIX века. В пейзажах И.Крачковского, А.Мещерского, К.Крыжицкого реалистическое изображение русской природы соединено со стремлением возвысить ее до классического идеала, а картины Р.Берггольца, Е.Волкова и Н.Дубовского продолжают традицию русского лирического пейзажа.

В музее также представлен большой раздел современного искусства. При его комплектовании использовались различные источники. В настоящее время в самостоятельную коллекцию выделилось собрание работ народного художника СССР академика В.И.Иванова.

Произведения В.И.Иванова музей начал собирать практически с первых этапов его работы на Рязанщине, с 1958 г. Местный по происхождению, он посвятил все свое творчество родному краю, фиксируя в своих работах жизнь русской деревни. От рождения до смерти — так можно коротко определить сюжетную линию его полотен.

В 2004 г. мастер подарил Рязани более 600 произведений живописи и рисунка. В том же году собрание разместилось в новой галерее «Виктор Иванов и земля рязанская», отделе художественного музея.

Помимо галереи В.И.Иванова в музей входят еще два отдела, расположенные не в основном здании: Дом-музей И.П.Пожалостина в поселке Солотче и Детская картинная галерея.

Усадьба И.П.Пожалостина, помимо дома, имеет надворные постройки и сад. Дом открыт для посетителей в 1992 г. В нем имеется мемориальный кабинет художника и представлено его творчество. Гравюры И.П.Пожалостина являются значительной частью фонда печатной графики художественного музея.

Детская картинная галерея работает с 1998 г. Ее открытие совпало со знаменательным событием — в связи с 85-летием со дня основания музей получил свое современное название и вернул имя И.П.Пожалостина.

 

1 Рязанский областной художественный музей: Альбом / Авт.-сост. Т.П.Щеглова. М., 1978; Рязанский областной художественный музей. Русское искусство XV — начала ХХ века: Каталог / Авт. вступ. ст. и кат. Т.П.Щеглова. Л., 1982; Крупин Е.Н. Рождение музея или рассказ о создателях художественного музея в Рязани. Рязань, 1991.

2 В музее хранятся материалы об А.А.Киселеве-Камском, переданные его дочерью. Фонд содержит не только рукописи, заметки, фотографии, но и произведения художника. См. также: Государственный архив Рязанской области. Ф.5532. Оп.1.

3 См.: Вагнер Г.К. Старые художники и архитекторы Рязани. Рязань, 1960.

4 В 1939 г. супруга Я.Я.Калиниченко А.Ф.Калиниченко передала в дар музею около 100 его произведений, а также рукописи.

5 Сохранились каталоги выставок разных лет. См.: Каталог выставки художественных произведений в пользу голодающих крестьян Рязанской губернии. Рязань, 1906; Каталог I выставки картин, рисунков, скульптуры и других художественных произведений в г. Рязани. Рязань, 1907; Каталог 1-й художественной выставки рязанского литературно-художественного кружка. Рязань, 1909; Каталог III выставки картин, рисунков, скульптуры, фотографии и художественной индустрии в г. Рязани. Рязань, 1910.; Каталог IV выставки картин, рисунков, скульптуры, фотографии и художественной индустрии в г. Рязани. Рязань, 1911; Каталог V выставки картин, рисунков, скульптуры, резьбы и выжигания по дереву, вышивок и других художественных произведений с фотографическим отделом в г. Рязани. Рязань, 1912.

6 Устав Общества Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П.Пожалостина. Рязань, 1913.

7 Каталог первого собрания произведений для Рязанского городского художественно-исторического музея имени профессора Ивана Петровича Пожалостина. Рязань, 1915.

8 Музей-1. Художественные собрания СССР. М., 1980. С. 48-50; Картины итальянских мастеров ХVI–ХVIII веков из музеев СССР: Альбом / Авт.-сост. В.Э.Маркова. М., 1987. С.88.

9 Пропорционально к собранию русского искусства (10000 ед.хр.) коллекция западноевропейского искусства насчитывает 1000 ед.хр. Произведения переданы в 1918–1920 гг. из дворянских усадеб Рязанской губернии.

10 Атрибуция сделана Т.П.Щегловой, бывшим главным хранителем музея.

11 Собко Н.П. Словарь русских художников. Т.2. Вып.1. СПб., 1895. С.394.

12 Крупин Е.Н. Рязанский родословец. Вып. 2. «Новое время». Рязань, 1990. С.51-61.

13 См.: Вагнер Г.К. Указ. соч. С. 26-28.

14 Из личного дела Г.К.Вагнера, хранящегося в архиве научной библиотеки музея. См.: Вагнер Г.К. Пять лет и еще один год в Рязанском художественном техникуме: (Воспоминания) / Вступ. ст. Т.Б.Синяевой. Рязань, 2003.

15 Искусство Рязанских земель: Альбом-каталог / Авт.-сост. Н.В.Дмитриева, Г.С.Клокова, А.В.Силкин. М., 1993.

16 Труды VII Археологического съезда в Ярославле в 1887 г. Т.2. Ярославль, 1891. Прибавление IV. С.307.

Царские врата. XVIII век. Рязанский областной художественный музей

Царские врата. XVIII век. Рязанский областной художественный музей

Дом Рюмина — здание Рязанского областного художественного музея имени И.П.Пожалостина

Дом Рюмина — здание Рязанского областного художественного музея имени И.П.Пожалостина

Н.С.Иванов. Вид на Старобазарную площадь в Рязани. 1840-е годы. Рязанский областной художественный музей

Н.С.Иванов. Вид на Старобазарную площадь в Рязани. 1840-е годы. Рязанский областной художественный музей

Неизвестный художник. Портрет рязанской  купчихи. 1840-е годы. Рязанский областной художественный музей

Неизвестный художник. Портрет рязанской купчихи. 1840-е годы. Рязанский областной художественный музей

Неизвестный художник. Портрет рязанского купца. 1840-е годы. Рязанский областной художественный музей

Неизвестный художник. Портрет рязанского купца. 1840-е годы. Рязанский областной художественный музей

В.А.Тропинин. Портрет Степана Дмитриевича Нечаева. Конец 1820-х — начало 1830-х годов. Рязанский областной художественный музей

В.А.Тропинин. Портрет Степана Дмитриевича Нечаева. Конец 1820-х — начало 1830-х годов. Рязанский областной художественный музей

А.Г.Венецианов. Крестьянка с бабочками. 1820-е годы. Рязанский областной художественный музей

А.Г.Венецианов. Крестьянка с бабочками. 1820-е годы. Рязанский областной художественный музей

Ян Симон Пейнас. Пророк Елисей и полководец Нееман. 1610-е годы. Рязанский областной художественный музей

Ян Симон Пейнас. Пророк Елисей и полководец Нееман. 1610-е годы. Рязанский областной художественный музей

Джованни Баттиста Крозатто. Жертвоприношение Поликсены. 1640-е годы. Рязанский областной художественный музей

Джованни Баттиста Крозатто. Жертвоприношение Поликсены. 1640-е годы. Рязанский областной художественный музей

А.К.Саврасов. Зимний пейзаж. 1873. Рязанский областной художественный музей

А.К.Саврасов. Зимний пейзаж. 1873. Рязанский областной художественный музей

М.Ф.Ларионов. Рыбы. 1910-е годы. Рязанский областной художественный музей

М.Ф.Ларионов. Рыбы. 1910-е годы. Рязанский областной художественный музей

А.В.Лентулов. Женщины и фрукты. 1917. Рязанский областной художественный музей

А.В.Лентулов. Женщины и фрукты. 1917. Рязанский областной художественный музей

Н.С.Гончарова. Пионы. 1910. Рязанский областной художественный музей

Н.С.Гончарова. Пионы. 1910. Рязанский областной художественный музей

А.Е.Архипов. Рязанская пригородная девица. 1928. Рязанский областной художественный музей

А.Е.Архипов. Рязанская пригородная девица. 1928. Рязанский областной художественный музей

В.И.Иванов. Молодая мать. 1964. Рязанский областной художественный музей

В.И.Иванов. Молодая мать. 1964. Рязанский областной художественный музей

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru